Статья
2077
14 марта 2015 14:52
Необходимая вертикаль
Решение парламента Южной Осетии о вынесении вотума недоверия Давиду Санакоеву способно положить начало кардинальному изменению расстановки местных политических сил.В то время, как с подписанием российско-югоосетинского Договора о союзничестве и интеграции в новейшей истории республики начнется, без преувеличения, совершенно новый этап, сама РЮО, судя по всему, все еще переживает «детскую болезнь» формирующейся государственности.
Как уже неоднократно отмечали эксперты и комментаторы с обеих сторон, чрезмерная увлеченность цхинвальских политиков междоусобной конкуренцией и партстроительством давно привела к избыточной плюрализации всей системы принятия решений. Между тем, в условиях, когда к Москве, согласно положениям Договора, перейдут базовые полномочия по укреплению обороноспособности и национальной безопасности Южной Осетии, как и по решению местных социально-экономических проблем, выстраивание в республике четкой «вертикали власти» остается все более ощутимой насущной необходимостью.
Сам приход Санакоева на должность министра иностранных дел некогда стал следствием закономерного желания югоосетинских элит преодолеть последствия кризиса 2011-2012 гг.
В тот момент казалось, что рецептом для предотвращения раскола в обществе является создание правительства национального согласия с участием всех наиболее ярких и амбициозных лидеров, к которым относился и тогдашний глава партии «Новая Осетия».
Однако парламентские выборы, состоявшиеся прошлым летом, продемонстрировали, что подавляющее большинство избирателей в республике определилось со своими предпочтениями и поддерживает программу другой силы - партии Анатолия Бибилова «Единая Осетия».
Читайте также Парламент ЮО выразил недоверие главе МИД
Сложилась парадоксальная ситуация: как президент РЮО, так и обладатели ключевых постов в кабмине продолжили работать без фактического кредита доверия со стороны электората. Позиция парламентского большинства зачастую игнорировалась, а его усилия по реализации поддержанной согражданами программы наталкивались на негласный саботаж в органах исполнительной власти.
Так произошло и в ходе январских дебатов по тексту договора с Россией, когда тот же Санакоев, с молчаливого одобрения ряда единомышленников, попытался провести через Политсовет РЮО собственный, разработанный в пику «Единой Осетии», проект документа. С этого момента конфронтация между сторонниками перемен в политической жизни республики (а точнее, ее соответствия доминирующим среди местных жителей настроениям) с апологетами сохранения прежнего статус-кво, вступила в публичную фазу. Собственно, ее логичной кульминацией и стал вотум недоверия главе МИД.
Читайте также Опять двойка!
Сам Санакоев, как и подобает опальному чиновнику, ожидаемо обвиняет оппонентов в «политическом преследовании» и нежелании следовать принципам демократии. Его главной надеждой на сегодня остается нейтральная позиция президента Леонида Тибилова, который может затянуть рассмотрение требования депутатов на неопределенный срок. Хотя следующие выборы главы государства пройдут лишь через два года, уже сегодня их потенциальные участники пытаются укрепить свои позиции.
Именно поэтому от «Единой Осетии» для претворения в жизнь принятого решения потребуется существенная гибкость и готовность идти на компромиссы. Но не сумев добиться поставленной цели и отстоять свое право на регулирование основных кадровых вопросов, сторонники Бибилова рискуют не использовать тот потенциал, который был предоставлен им итогами июньского голосования.
Впрочем, главной проблемой, вытекающей из этой хаотизации политической борьбы в РЮО, остается потенциально негативный эффект, который она сможет наложить на развитие диалога с Россией. Москва уже несколько лет работает на повышение самодостаточности республиканского политикума, ограничивая, в частности, практику по неформальному делегированию на важнейшие должности российских управленцев.
Читайте также Договор с Южной Осетией будет подписан на следующей неделе
Безусловно, возвращение «варягов» на наиболее проблемные участки работы способствовало бы повышению эффективности деятельности кабмина. Но одновременно такой подход способен значительно затормозить развитие югоосетинских институтов и негативно отразиться на общей репутации этого молодого государства. Тем не менее, с учетом объемов запланированного финансирования, как и людских ресурсов, которые будут направлены на помощь РЮО после вступления Договора в силу, в РФ явно не хотели бы видеть двустороннее сотрудничество предметом спекуляций со стороны отдельных республиканских политиков.
Кроме того, Москва, при всем желании, не сможет решить за Южную Осетию все накопившиеся проблемы, в том числе, вывести ее из продолжающейся изоляции, которая препятствует нормальному развитию всей социально-экономической системы. К слову, тот же МИД РЮО в последние годы демонстрировал действительно не самый высокий КПД, упустив несколько шансов по расширению международного признания страны, и перемены в нем объективно назрели.
Договор о союзничестве и интеграции может принести Цхинвалу существенные дивиденды (не только финансового характера), лишь при условии, что исполнительные и законодательные органы обеих стран будут работать как слаженный механизм. При всем уважении к традициям югоосетинской демократии, до сегодняшнего дня выгоду из внутренних конфликтов и противоречий в республике извлекала лишь одна «заинтересованная сторона» – Грузия.
Читайте также Главу МИД Южной Осетии назвали противником интеграции
Не секрет, что в Тбилиси всегда симпатизировали тем цхинвальским лидерам, для которых собственные амбиции были важнее должного вклада в развитие диалога с Москвой. Еще свежи воспоминания о внезапном переходе другого Санакоева – Дмитрия – из статуса местного оппозиционера и экс-премьера в ранг главы виртуальной «временной администрации» при режиме Саакашвили. Остается лишь надеяться, что нынешняя дискуссия вокруг Договора не увенчается аналогичными поворотами событий.
В любом случае, если президент Тибилов не сможет воспользоваться конституционными полномочиями и, наконец, положить конец перманентному противостоянию парламентариев с представляющими меньшинство избирателей чиновниками, он может не только лишиться последних шансов на сохранение значимых позиций после выборов 2017 года, но и упустить возможность вывести развитие РЮО из состояния стагнации. При том, что подписание Договора с Россией состоится, как говорится, при любой погоде, основное значение будут иметь не положенные на бумагу слова, а действия по их воплощению на практике.
Большинство югоосетинских политиков утверждают, что их целью остается воссоединение с Северной Осетией в составе РФ. Что ж, процесс реализации положений Договора покажет, готовы ли в принципе в Цхинвале добиваться соответствия динамики внутреннего развития российским стандартам.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»
21 апреля 2020
Колонки
Коронавирусные уроки выборов в Южной Корее
Взгляд из самоизоляции на происходящее
в стране какое-то время не фиксировал проявлений какой-либо общественной активности за исключением развертывания волонтерских кампаний и привычной ругани сторонников и противников режима в соцсетях.
КомментарийКомментарий
политикСергей Станкевич
8 августа 2018
Главное
Абхазия и Южная Осетия: следующие 10 лет
Прогноз развития событий.