Комментарий
763 22 декабря 2008 0:00

Никто не уйдет обиженным

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

Воскресные акции автомобилистов против отмены ввозных пошлин на подержанные иномарки прошли тихо. Исключением в длинном списке городов стал Владивосток, но уж это было такое исключение, что мало не показалось никому.

Дальний Восток, где чуть ли не половина населения занята на обслуживании ввозимых иномарок, кровно заинтересован в том, чтобы пошлины введены не были. На Западе России аналогичную позицию вынужден занимать Калининград, но сравниться с Владивостоком по экспрессии и накалу страстей крохотному региону трудно.

Удивительно, но случай Дальнего Востока — классический, эталонный пример того, как именно в России обустраивается тот самый гегемон-он-же-«средний-класс», о котором так много говорят в последнее время. Действительно, жители региона «спекулируют» на иностранных автомобилях, и это теперь ставится им в вину, словно бы рынок не есть спекуляция, продажа задорого того, что стоит дешево. Рыночную экономику пока отменять опасаются, как бы чего не вышло, но сам намек на то, что у нас, оказывается, завелись спекулянты, дорогого стоит. Осталось только со стилягами побороться, и картина будет столь полной, что хоть топор вешай.

Воскресная акция во Владивостоке была разогнана подмосковным ОМОНом, присланным во избежание внутрирегионального конфликта между местными правоохранителями и их друзьями, семьями и соседями, которые, разумеется, кормятся все с тех же японских, китайских и корейских иномарок. Подмосковный ОМОН кормится с других вещей: потому вполне мирную акцию, без оппозиционных флагов и «несогласных», без лозунгов, зато с хороводом вокруг елки, разогнали, покидали по обезьянникам и объявили вражескими происками.

Разумеется, японцы заинтересованы в Дальнем Востоке, тема Курил актуальна до сих пор, а идиоты, бегавшие по блогам с призывами к отсоединению региона от России, мягко скажем, неправы. Но ни одна из этих причин не оправдывает действия ОМОНа. Не хотите эксцессов, окружите митингующих кольцом, стойте спокойно и пресекайте провокации. Бросаться на людей с дубинками — верх глупости.

Владимир Путин обнуляет тарифы на перевозку отечественных автомобилей, чтобы они добирались до Дальнего Востока без бешеных наценок. И тут же ОМОН избивает тех самых жителей, которым эти автомобили предназначены. Составы можно уже не отправлять из Тольятти: ни один человек все эти «вазы» не купит. И уже не просто потому, что они по всем параметрам уступают подержанным «тойотам». И даже не потому, что к иномаркам все на Дальнем Востоке привыкли. А потому, что нельзя людей обижать.

А потому, что если вы хотите расположить человека к себе, завоевать его доверие, а также стать своим в чужом монастыре, улыбайтесь и держите ОМОН на цепи.

Мысль о спасении «ВАЗа» и всего отечественного автопрома почему-то никак не сочетается с мыслью о спасении жителей Дальнего Востока: и никто пока не объяснил, чем работник завода в Тольятти лучше перегонщика автомобилей из Японии. И тот, и другой — граждане России, и тот, и другой заслуживают как минимум равных условий. Но первый почему-то «отечественный производитель», хотя производит он не пойми что, а второй почему-то — спекулянт, хотя торговля в России пока что не запрещена и даже не вызывает у граждан и органов безопасности явного и пристального недоверия.

Тезис «если мы не спасем „ВАЗ“, то умрет Тольятти» плох тем, что тезис «если мы не спасем подержанные иномарки, то умрет Дальний Восток» звучит ничуть не хуже.

Может быть, вместо перелетов ОМОНа через всю страну стоит просто придумать какую-нибудь непротиворечивую схему по одновременному спасению «ВАЗа» и Дальнего Востока? Почему бы не оставить Владивостоку и Калининграду прежние пошлины? К счастью, постановление Правительства можно скорректировать: оно не на священном пергаменте написано. Зачем плодить ненужные и потенциально крайне опасные конфликты там, где этого лучше не делать? Зачем спасать одних за счет других?

Бритва Оккама уже не справляется.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".