Новосибирский вояж премьера
Премьер-министр Дмитрий Медведев прибыл в Новосибирск, который стал завершающим пунктом его рабочей поездки в Сибирский федеральный округ.
Глава правительства в ходе этой поездки, которую он совершает на поезде, уже посетил Омск, Томск и Ленинск-Кузнецкий.
В Новосибирске премьер посетил институт ядерной физики и технопарк высоких технологий «Академпарк», где ему показали терагерцевый ускоритель, ознакомили с перспективными проектами института.
Дмитрий Медведев, в свою очередь, заинтересовался зарплатами и социальными проблемами ученых. В институте премьеру рассказали, что благодаря его инициативе в прошлом году молодые ученые получили 259 квартир.
Затем в Академгородке премьер обсудил с экспертами в формате «открытого правительства» вопросы развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах.
В ходе встречи Медведев сказал, что решение проблемы защиты интеллектуальной собственности в целом отвечает «международным трендам».
«Тем не менее, в стране у нас права на интеллектуальные продукты инновационных предприятий принадлежат их учредителям - это высшие учебные заведения, то есть университеты и научно-исследовательские институты, а за рубежом университеты передают патенты разработчикам», - заметил глава правительства.
Он добавил: «На данном этапе мы могли бы предоставлять российским новаторам исключительную лицензию на результат интеллектуальной деятельности, можно поступить и как-то иначе».
В этой связи он предложил участникам встречи обсудить этот вопрос, отметив, что от «правовой конструкции зависит очень многое».
Дмитрий Медведев обратил внимание на необходимость повышения «благотворного влияния представителей бизнеса в управляющих органах вузов». «Мне кажется, что такой симбиоз между предпринимательством и научной средой нам необходим, и не только в смысле коммерциализации тех или иных разработок, но и в смысле управления, это может оздоровить ситуацию», - сказал премьер.
Он предложил вводить представителей бизнеса в составы ученых и попечительских советов.
«Недостаток инвестиций, конечно, тоже остается одной из ключевых проблем. Нужно развивать и венчурное инвестирование и привлекать госфонды. Следует также проанализировать возможности IPO начинающих инновационных компаний на специально созданных международных фондовых площадках», - отметил глава правительства.
Он напомнил, что из федерального бюджета на период 2010-2012 годов для финансирования ОКРов и научно-исследовательских работ предусмотрено около 20 миллиардов рублей, в этом году - порядка 7 миллиардов.
Среди задач правительства Дмитрий Медведев назвал дальнейшее формирование благоприятного режима работы для инновационной деятельности. «Государство ничего отдавать не хочет, такова государственная жизнь. Но в то же время речь должна идти о совершенствовании не только правового режима в целом, но и в рамках таможенного и налогового режимов, и конечно, о защите интеллектуальной собственности», - отметил премьер.
Премьер также заявил о необходимости реформирования Российской академии наук, в том числе сокращении количества руководящего состава.
Однако премьер отметил, что государство на реформу РАН будет влиять только отчасти.
«Изменения в Академии наук, безусловно, назрели. И дело не в соотношении между молодыми и зрелыми (учеными). Конкретнее пропорцию невозможно определить, и это было бы несерьезно. Но что точно необходимо делать, это менять систему управления и значительно в большей степени допускать молодежь к принятию управленческих решений», - сказал руководитель правительства.
Как подчеркнул премьер, «государство может на это влиять, но в ограниченном объеме».
«Академия наук - это отдельная система, и если мы напрямую начнем давать ей указания, как себя вести, то в этом случае Академия наук исчезнет как общественная структура, хотя она у нас и государственно-общественная», - отметил глава правительства.
После общения с экспертами Дмитирий Медведев встретился с губернатором области Василием Юрченко, с которым обсудил развитие технопарков.
«Мы в хорошем месте находимся. Честно говоря, после того как прогулялся, нравится гораздо больше, чем когда зашел. Очередной технопарк, я их немало видел, и казалось бы, их в стране достаточное количество, но далеко не все из них успешны», - сказал премьер, комментируя свои впечатления от знакомства с Академгородком.
Глава правительства отметил, что больше всего ему понравился набор идей о том, как организовать бизнес. «Сейчас посмотрели: реально впечатляет, реально интересно и очень сильно отличается от того, что есть. Совсем другая бизнес-модель, совсем другой набор решений», - добавил он.
Губернатор рассказал, что технопарк изначально издавался как акционерное общество и региону принадлежат 99% акций. На вопрос премьера, планируют ли региональные власти снижать свой пакет в технопарке, Юрченко отметил, что, если инвестор придет, то с удовольствием уменьшат, поскольку нагрузка на областной бюджет очень велика.
Губернатор сообщил, что за три года регион вложил в технопарк 3,9 миллиарда рублей.
«Академгородок очень известный, здесь много выдающихся ученых в академических институтах, которые занимаются великими проектами. Но если вам удастся воссоединить большую фундаментальную науку и прикладную академическую составляющую с этой новой бизнес-моделью, подтянуть сюда молодые кадры Академии наук и, в то же время, дать новое дыхание, мне кажется, это будет на пользу и науке в целом, и всему региону», - заявил Дмитрий Медведев.
Дмитрий Медведев продолжил серию встреч с единороссами в регионах. Не стала исключением и поездка в Новосибирск. Здесь на встрече с однопартийцами он высказался по поводу идеи создавать на предприятиях партиные ячейки. По словам лидера партии, это принесло бы пользу «Единой России», но негативно повлияло был на производственный процесс и общественную жизнь.
«Я напомню, что в советский период именно такой принцип и использовался известной партией. Но, понимаете, скажем прямо, для нынешней политической системы это было бы сложным выбором», - отметил Медведев.
«Наша партия... от этого бы выиграла, абсолютно точно, мы бы выиграли. Но мы все-таки действуем в цивилизованном поле, прежде чем такую конфигурацию создавать, нам нужно провести консультации с нашими коллегами, или нашими соперниками, оппонентами, с тем, чтобы они тоже эту конфигурацию приняли, чтобы не было прямого столкновения», - пояснил премьер.
Кроме того, лидер партии призвал обратить внимание на новичков в партии, которые «могут оказаться «очень талантливыми людьми». «Если мы будем ориентироваться только на широко известных людей, партия не сможет обновиться», - отметил председатель «Единой России».
В завершении поездки глава правительства провел в аэропорту Толмачево совещание по развитию региональных авиаперевозок пассажиров, которое стало продолжением серии мероприятий, посвященных развитию транспорта и транспортной инфраструктуры.
«Сегодня она рассчитывается, исходя из объемов перевозок. Эту практику можно распространить на вертодромы, посадочные площадки и другие объекты инфраструктуры. Эта мера позволит в какой-то мере сдержать рост аэродромных сборов», - сказал Медведев. «Я поручаю Минэкономразвития и Минтрансу этот вопрос также продумать», - сказал премьер.
Сама по себе необходимость соединения передовой науки, бизнеса и, соответственно, каких-то государственных усилий осознана достаточно давно. Об этом говорится не в первый раз. Но заседание «Открытого правительства», которое проводит Медведев по этой теме, должно дать какие-то практические результаты. Всем понятно, что перспективы России связаны именно с тем, что на базе наших высших учебных заведений, на базе лабораторий исследовательских, которые там существуют, могут быть созданы какие-то прорывные, инновационные технологии. Их применение как раз может быть напрямую поставлено в зависимость от того, насколько сами вузы способны реализовывать это применение. То есть можно ли на базе будущих открытий создавать некие бизнес-структуры, фирмы, компании, которые получат максимальную поддержку государства и за счет этого смогут начать осуществлять тот самый экономический рывок, которого мы все ждем.
Поэтому сама тема крайне актуальна. Очень бы хотелось понять, какие есть инструменты у государства, какие правовые регуляторы, какие другие стимулы могут быть задействованы для того, чтобы действительно эта идея осуществилась. Понятно, что инновационные прорывы могут быть осуществлены только на основе серьезных фундаментальных исследований. У нас большая проблема именно с этим.
В советские времена фундаментальные исследования были общей составляющей бюджета. Никто под сомнение это не ставил. А сегодня же, в новых реалиях вопрос о том, кто и как может финансировать фундаментальные исследования без стопроцентной гарантии, что будет результат – это действительно вопрос выживания страны. То, что закладывается в государственный бюджет на фундаментальные исследования на не может конкурировать с тем, что происходит в Китае, США, европейских государствах.
Поэтому было бы очень правильно, если бы бизнес подключился к финансированию этих фундаментальных исследований, на основе которых только и возможны технологические инновационные прорывы. Но опять же, как это сделать? У бизнеса своя логика, своя прагматика, и там люди считают каждую копейку. Им не хочется выбрасывать деньги на ветер. Пока бизнес не пошел в университеты и институты.
В любом случае нужно, во-первых, четко сортировать виды бизнеса, которые могли бы участвовать в этих проектах. Потому что одно дело – ритейл, которому совершенно до лампочки любые инновации, другое дело, бизнес, связанный с добычей минеральных ресурсов, что является перспективной областью на ближайшие десятилетия. Поэтому надо смотреть, какие конкретно виды и отрасли российского бизнеса напрямую заинтересованы в том, чтобы финансировать научно-исследовательскую деятельность для того, чтобы в дальнейшем самим капитализировать все эти инновации, а не делать это просто на основе какого-то абстрактного патриотизма.
Сейчас вузовские преподаватели в той или иной мере занимаются дополнительной работой. Людей, которые только преподают, достаточно мало.
Это происходит не от хорошей жизни, это из-за того, что они имеют сверхнизкую зарплату, несопоставимую с задачей по модернизации, которая стоит перед страной. У нас образование по-прежнему находится в ситуации хронического недофинансирования.
Кроме того, сейчас идут массовые сокращения преподавательского состава, массовое урезание зарплат, связанные с 83-им федеральным законом, по которому де-факто уменьшается финансирование. Ответственность за это во многом лежит на правительстве. Поэтому вопрос развития предпринимательства при вузах остается проблематичным.
К тому же на сегодня стоит обратная задача – нужно, чтобы студенты учились. В вузах постоянно проводятся совещания, где обсуждается вопрос, как сделать так, чтобы студенты меньше отвлекались на зарабатывание денег. А они очень сильно ориентированы именно на то, чтобы работать, работать и работать. В этой связи они не успевают осваивать учебную программу.
Поэтому на сегодня задача, чтобы студенты работали и преподаватели создавали коммерческие проекты, не так актуальна.
Дмитрий Анатольевич имеет в виду, что вузы, университеты должны больше работать как структуры, которые коммерциализируют научные разработки, и чтобы они получали больше дохода от этой коммерциализации, а студенты и аспиранты имели возможность связывать свою учебу с практикой. Это уже правильная задача.
Но общий подход нужно переформулировать – не чтобы студенты занимались бизнес-проектами, а чтобы они больше занимались этим по специальности.
Условно говоря, на сегодня нужно не увеличить количество часов, которые студент или преподаватель тратит на коммерческие какие-то проекты, а нужно уменьшить это количество, но так, чтобы они занимались этим по специальности. А для того, чтобы они занимались по специальности, профессии должны быть востребованы. Это уже достаточно сложно.
Сейчас при университетах и факультетах нужно создавать кадровые клубы, в которых участвовали бы представители крупных корпораций, компаний, проводили бы конкурсы научных работ и т.д. Студентов надо мотивировать, чтобы они участвовали в таких проектах и научных разработках.
И здесь нужна немного искусственная система выращивания проектов в области специализации. Мало выпускников будут заниматься непосредственно коммерциализацией, ведь таких как Билл Гейтс – единицы. Должна происходить специализация студентов на тех, кто занимается научными разработками, и тех, кто занимается коммерциализацией этих научных разработок.
Бизнес пока не пошел в образование, и сам он туда не пойдет, это затратно, сложно и т.д. Бизнес ждет политической воли от президента и премьера, которые должны заставить предпринимателей прийти в университеты.
Это должно быть просто по разнарядке. Бизнес нужно заставить тратиться на университеты. А потом уже бизнес будет получать прибыль и даже сверхприбыль от такой работы. Но сам бизнес не осознает такую перспективу из-за того, что выгода придет в средне- и долгосрочной перспективе.
Создание бизнес-проектов на университетской базе – очень продуктивная идея. Она многократно и достаточно успешно опробована на Западе.
Этот путь предполагает не просто разработку неких абстрактных теоретических инноваций, но непосредственно их внедрение в практическую жизнь и в бизнес-процессы для получения наибольшей эффективности.
Идея бизнес-инкубаторов уже реализуется и в наших регионах, но пока в небольшом масштабе. Эти проекты реализуются прежде всего на базе традиционно преуспевающих вузов.
Эта тема не случайно будет обсуждаться в Новосибирске. Именно здесь реализуется один из первых проектов технопарка. Новосибирская область была первопроходцем в создании особой экономической зоны технологического типа для разработок новых технологий.
Предполагалось, что федеральные крупные университеты, создававшиеся в последнее время, в будущем станут в том числе и основой для такого рода инновационных проектов, позволяющих непосредственно применять разработки в разных сферах научного знания.
Такие точечные проекты очень интересны, перспективны и, может быть, если мы говорим о развитии науки в прикладном смысле, именно за ними будущее.