Комментарий
2127 15 января 2025 12:21

Новые санкции приведут к остановке заводов СПГ

Игорь Юшков экспертИгорь Юшков

Игорь Юшков
экспертИгорь Юшков
Санкции, введенные против российского газового сектора, могут привести к остановке двух заводов, производящих сжиженный природный газ (СПГ) в Ленинградской области. Об этом журналисту «Актуальных комментариев» рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. При этом санкции против российского «теневого флота», который перевозит нефть, по словам эксперта, существенного влияния на экономику России не окажут.

— Санкции против десятков танкеров российского «теневого флота», который перевозит нефть, уже вводили, но они не прекратили после этого работать. Они продолжают свою работу и перевозят российскую нефть. Эти танкеры периодически переоформляют на какие-то новые компании, дают им новые флаги, и они продолжают работать. Поэтому я думаю, что санкции против российского «теневого флота» не критичны для российской стороны и для компаний. 

Новшеством являются санкции против компаний, которые занимаются добычей ресурсов. Раньше такого не было, а сейчас под санкции попали «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», и теперь мы увидим, наверное, небольшую перестройку логистики: азиатские страны будут бояться напрямую покупать у них нефть у этих компаний. У нас довольно сконцентрированный экспорт в Индию и Китай: на эти страны приходится почти 90% нашего экспорта. Поэтому могут возникнуть определенные сложности, и какое-то время придется потратить на то, чтобы перенастроить логистику. Но и санкции заработают только через 45 дней. Нужно будет как можно быстрее переоформить нефть, чтобы «Газпромнефть» или «Сургутнефтегаз» продавали нефтепродукты в России каким-то трейдерам, а уже эти трейдеры продавали ее индийским и китайским компаниям. Эти трейдеры тоже могут попасть под санкции, и нужно будет создавать новые трейдеры — это такая игры в «кошки-мышки», когда мы постоянно меняем юридические лица, которые попадают под санкции — в общем-то, так и происходит на протяжении уже двух лет. Западные страны вводят санкции где-то с начала 2023 года, а мы отбиваемся. 

Компании, попавшие под санкции, могут увеличить поставки на внутренний рынок, а те, кто был на внутреннем рынке, будут больше поставлять на экспорт, то есть российские подсанкционные компании частично поменяются рынками сбыта с неподсанкционными. Суммарно это позволит России не снижать объем добычи и экспорта, и государство получит в бюджет примерно такие же деньги. 

Также стоит ожидать, что на какой-то период Россия может увеличить скидку на свою нефть. Индия и Китай тоже заинтересованы в том, чтобы воспользоваться нынешней ситуацией и попросить дополнительную скидку. Они могут сказать, что им «очень страшно покупать» из-за риска нарушений санкций, хотя санкциями не запрещено покупать большую часть российской нефти. Такое раньше тоже бывало, когда западные СМИ кричали: «Смотрите, Индия не покупает российскую нефть, России будет некуда ее девать», хотя на практике этого не происходило. Поэтому сейчас стоит ожидать, что будет много таких негативных публикаций, но нам нужно адекватно к этому относиться и понимать, что наша нефть нужна Индии и Китаю, они будут покупать ее дальше. Нужно просто немного перестроить цепочку продаж. 

Более жесткие санкции введены в отношении газового сектора и российских среднетоннажных заводов: под ограничения попали «Криогаз-Высоцк СПГ» и «Газпром СПГ Портовая», оба в Ленинградской области. Им будет сложно найти покупателя на свою продукцию. Мы видим опыт завода по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2» в ЯНАО, который попал под точно такие же блокирующие санкции в 2023 году. В 2024 году он попытался отгрузить несколько партий СПГ, но в итоге ни одна партия тогда потребителей не дошла и до сих пор находится на танкерах где-то в Юго-Восточной Азии. То есть он не может найти клиентов на эти партии СПГ.

Поэтому, даже если бы мы предположили, что газовозы повезут в Азию газ из Ленинградской области, то возникает вопрос экономической целесообразности такого экспорта: загружать танкер в Ленинградской области и везти газ в Азию, а маршруты сейчас проходят не через Суэцкий канал, а вокруг Африки. То есть себестоимость такой партии будет очень большой. Но даже если бы это произошло, то вопрос заключается в том, купит ли кто-то эту партию и чем тогда она отличается от «Арктик СПГ-2»? Обе попали под одинаковые санкции, то есть с ними нельзя иметь никакие экономические контакты. Поэтому не исключено, что нынешние санкции могут привести к остановке двух среднетоннажных заводов в Ленинградской области.

#ИгорьЮшков
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".