Статья
10206 23 апреля 2010 0:01

Объем госгарантий возрастет

Блок финансовых вопросов был вынесен на повестку заседания Госдумы. Депутаты приняли в первом чтении и в целом поправки в закон о федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.

Поправки в бюджет касаются гарантийных обязательств.  В соответствии с поправками объем госгарантий в 2010 году увеличивается со 100 млрд рублей до 175 млрд рублей в счет объемов, которые остались переходящими с 2009 года. «Это дает возможность ряду отраслей получить дополнительные гарантии. Основные параметры бюджета не меняются», - отметил спикер Госдумы Борис Грызлов.

Дума также приняла в первом чтении два законопроекта, которые касаются предприятий малого и среднего бизнеса. Один из них предполагает продление на три года действия закона о малой приватизации. В частности, продлевается на 1 июля 2013 года действие преимущественного права субъектов малого и среднего бизнеса приступить к выкупу арендуемого ими имущества в субъектах РФ и муниципалитетах.

Второй законопроект касается отмены обязательных ежегодных аудиторских проверок для малого и среднего бизнеса. Так, депутаты предлагают увеличить пороговое значение величины выручки и объема активов, при превышении которого необходимо ежегодно проводить аудиторские проверки. В частности, по объему выручки показатели увеличиваются с 50 млн рублей до 400 млн рублей, по активам - с 20 млн рублей до 160 млн рублей.

Комментарии экспертов

Малому бизнесу сейчас приходится экономить на всем, и все действия, связанные с изменением администрирования, направлены на то, чтобы бороться с издержками, зачастую необоснованными.

Что касается аудиторской деятельности, то этот повышенный порог выручки не будет являться ограничением на проведение аудита. Кто хочет осуществлять его добровольно, это будет определенной страховкой, проверкой самих себя.

Поэтому бояться этой нормы не нужно. Но нужно разъяснять бизнесу, что в его же интересах всегда самому себя проверять. 

КПРФ голосовала против принятия федерального бюджета 2010 года, поскольку в нём не было финансирования многих социальных проблем и отраслей экономики. На 300 миллиардов рублей были урезаны трансферты субъектам федерации. А в регионах сегодня из-за недостатка финансирования реально закрываются школы, больницы, дома культуры, библиотеки, почтовые отделения. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями в стране сократилась до 50%. Об этом постоянно сообщают наши избиратели, мы видим это в поездках в регионы, многие депутаты точно об этом знают.

Разветвленная, доступная населению бюджетная сфера страны, созданная за многие десятилетия многими поколениями, сегодня просто угасает, и не видеть этого нельзя. Вчера об этом шла речь на президентском совете по культуре. Министр культуры прямо говорил об этом. Таким образом, коммунисты были правы, когда не голосовали за бюджет 2010 года.

Не стала фракция КПРФ голосовать и за предложенные изменения в бюджет, касающиеся государственных гарантий по кредитам, а также приобретения акция совместного российско-индийского предприятия. Может быть, предложения и можно назвать целесообразными, но работать надо по чётким правилам.

Комитет по бюджету и налогам в своём заключении отмечает, что изменения в бюджет сегодня вносятся по результатам исполнения бюджета за 2009 год. Это говорит о крайне низком уровне бюджетного прогнозирования правительством, бесконтрольности за исполнением бюджета, в том числе и со стороны Государственной думы.

Как известно, 3,2 триллионов рублей, или треть бюджета прошлого года, была освоена только в четвёртом квартале, при этом вносилось более 6 тысяч изменений. Какое здесь может быть прогнозирование на будущий период? 300 миллиардов рублей в бюджете прошлого года вообще остались не освоены.

И в этом году всё повторяется. Ещё нет отчёта Счётной палаты об исполнении бюджета за первый квартал, а уже вносятся изменения. По имеющимся данным Федерального казначейства, за 2 месяца 2010 года по многим социальным направлениям, федеральным целевым программам финансирование ещё даже не начато. Государственной Думе следует установить жёсткий парламентский контроль за исполнением федерального закона о бюджете, используя при этом свой главный контрольный орган – Счётную палату. На все правительственные поправки к бюджету текущего года необходимо запрашивать заключение Счётной палаты, и только после этого их рассматривать.

Только такие жёсткие подходы к работе Минфина помогут навести порядок в государственных финансах. Никакие срочно внесённые поправки не должны рассматриваться.

Что изменилось в стране за последние полгода? Всё. Полгода тому назад курс евро был 44. А сейчас изменилась ситуация. Быстрая, оперативная реакция на изменяющуюся ситуацию – критерий эффективности управления. Задают вопрос – а завтра что будет? Если изменится ситуация, то мы завтра будем корректировать бюджет снова. И это правильно.

В чём, я считаю, наша заслуга? В том, что в непростой ситуации мы, тем не менее, сохранили процедуру утверждения таких изменений и его обсуждения в Государственной думе. Были предложения передать все эти документы в правительство. Тем не менее, мы сохранили привычную процедуру, и сейчас изучаем изменения, которые правительство предлагает. Наша фракция с этими изменениями согласна.

Вне всякого сомнения, ситуация будет и дальше меняться, и мы должны оперативно реагировать на это. У нас нет ни малейших сомнений в том, что до сегодняшнего момента правительство РФ и с нашими золотовалютными резервами, и в наших действиях на внешнеэкономических рынках поступало правильно. Вспомните, сколько было рыданий по поводу того, что мы отказываемся от доллара в наших золотовалютных резервах. Оказалось, что правительство-то право. Оказалось, что предложение всё перевести в евро – ошибка.

Повторяю, наша фракция считает, что изменения должны вноситься, если меняется ситуация. Они должны вноситься оперативно. Мы должны так же оперативно их рассматривать и поддерживать, если считаем, что это правильно. А мы считаем, что это правильно.

Не так давно депутаты принимали проект бюджета, и вот уже они вносят в него изменения. Бюджет у нас тяжёлый, дефицитный, еще при его рассмотрении возникало множество вопросов. Например, что у над бюджетом нет никакого контроля. Неоднократно говорилось, что бюджетные деньги размещаются на депозиты, как-то не так используются и т.д.
Я внимательно посмотрел поправки, где предлагается увеличить гарантии государства по предоставлению кредитов ряду организаций, и не увидел заключения о том, что профильные комитеты просмотрели их. Отсутствие парламентского контроля в данной области как раз и приводит к тому, что деньги у нас неизвестно куда исчезают.

Это касается многих сфер. Я много слышал о программе «Здоровье», и недавно сам побывал в одной из московских больниц. Программа «Здоровье» туда точно не дошла. Там стоит оборудование 70-х годов выпуска. Ремонта здания не было лет 10. Но программа «Здоровье» в стране успешно реализуется. Здесь то же самое. Мы даём гарантии государства корпорациям, а вот механизма контроля за этим нет.

Мне кажется, что если мы принимаем на себя ответственность распоряжаться бюджетными средствами, то мы вправе получать и отчёт об использовании этих средств.

К сожалению, у нас говорят, что корпорации контролируют профильные комитеты. Я в этом не очень уверен, потому что я ни разу не услышал от профильного комитета, что он нас как бы контролирует, а контрольных функций у Государственной думы явно недостаточно. 
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".