Статья
1596 31 августа 2010 1:01

Образованная модернизация

Президент РФ Дмитрий Медведев провел совместное заседание Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В России необходимы дальнейшие меры по модернизации системы профобразования в стране.

«Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и встроить профессионально-техническое образование в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации», - заявил Дмитрий Медведев на совместном заседании Госсовета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ.

Ключевым ориентиром в данном случае, подчеркнул президент, должно стать высокое качество подготовки во всех звеньях - и в начальном, и в среднем, и в высшем профессиональном образовании.

«Бизнес-сообщество должно формулировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, которые по настоящему интересны рынку и востребованы работодателем», - сказал Медведев.

Глава государства отметил, что ключевой задачей должно стать создание так называемых «образовательных цепочек» - «лицей-колледж-вуз», работающих в непосредственном контакте с работодателями.

Говоря об объемах финансирования системы образования в стране, глава государства отметил, что в прошлом году консолидированный бюджет этой области, без учета частных вкладов, составил 1 трлн 750 млрд рублей.

«В этом году он практически на 100 млрд больше, то есть 1 трлн 850 с лишним миллиардов (рублей), и такими деньгами необходимо правильно распоряжаться», - подчеркнул он.

При этом, российская система образования, по словам российского президента, пока недостаточно конкурентоспособна.

«Наша система образования слабо конкурентоспособна. И в этом убеждаешься, не только посещая ведущие иностранные университеты и учреждения среднего профессионального образования, но и просто исходя из того, как котируется значительная часть наших университетов, не говоря уже о средних профессиональных учебных заведениях в мире. Здесь очень много работы еще», - заявил Дмитрий Медведев.

По его словам, система профессионального образования в стране остается несбалансированной по уровням «в значительной мере неэффективной по расходованию бюджетных средств».

Зарубежные преподаватели должны перестать быть экзотикой в российских учебных заведениях, а стажировки студентов и преподавателей за рубежом - стать нормальной практикой, заявил Дмитрий Медведев.

«Такого рода опыт должен быть поставлен на поток. Это не должны быть единичные исключения. Иностранные преподаватели не должны быть экзотикой, на которую сбегается посмотреть вся студенческая братия», - сказал президент.

Президент призвал вспомнить, как это было в дореволюционной России: «Значительная часть преподавательского корпуса были иностранцы». «И не потому, что наши были плохие, а потому что необходим образовательный обмен», - пояснил глава государства.

Дмитрий Медведев подчеркнул также, что «важно развивать систему подготовки специалистов в лучших зарубежных образовательных учреждениях». «Речь идет о практиках, о стажировках, об обменах, о приглашении зарубежных ученых и исследователей для работы по долгосрочным контрактам в России», - сказал президент.

В России также должен быть устранен перекос в пользу высшего образования, жизнь требует готовить больше специалистов среднего профессионального звена.

«У нас очевиден перекос, который образовался в начале 90-х годов в силу самых разных причин в сторону высшего образования. Очевидна нехватка специалистов, выпускников начального, среднего профобразования», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент в качестве примера привел случай во время посещения им «одного очень продвинутого ПТУ, выпускники которого занимаются вопросами обеспечения трубопроводных систем».

«Я увидел там сидит дяденька лет 27-29. Я спросил, что он там делает. Он ответил: «Я учусь. У меня есть высшее образование, оно мне не нужно. Я хочу получить образование в ПТУ, я буду получать после этого ПТУ нормальные деньги, чтобы содержать себя и семью», - рассказал Медведев.

Он подчеркнул, что «это абсолютно рафинированный пример, как мы нерационально используем деньги на подготовку специалистов». Кроме того, по мнению президента, это и пример того, как девальвировалось высшее образование.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики в условиях ее модернизации. Для этого, считает глава государства, нужны «регионально-отраслевые прогнозы потребностей в кадровых ресурсах, то есть нужен четкий заказ».

«Нужно четко знать, сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны. Ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с предпринимательским сообществом», - считает Медведев.

Президент отметил также необходимость непрерывного профессионального образования. «Сегодня наша страна в разы отстает от стран Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) по охвату взрослого населения непрерывным образованием», - заявил Медведев.

Президент России Дмитрий Медведев предостерегает от механического подхода к ограничению времени пребывания руководителей вузов в своей должности.

С соответствующим предложением выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. «Необходимо ограничить время пребывания руководителей образовательных учреждений в должности в одном и том же университете, в одном и том же образовательном учреждении», - сказал Фурсенко на заседании Госсовета.

В свою очередь Дмитрий Медведев заметил, что «нельзя этот эксперимент механически распространять на все должности», поскольку, по его мнению, было бы нецелесообразно менять успешного заведующего кафедрой или лабораторией, если он еще имеет достаточно молодой возраст.

В свою очередь Андрей Фурсенко заметил, что речь идет только о руководителях учебных заведений.

«Было бы очень неплохо, если бы ректор успешного вуза после пребывания в своей должности, может два, может три срока, имел возможность и был бы мотивирован на то, чтобы возглавить какой-то другой вуз. Это позволило бы усилить всю систему в целом, и при этом дать возможность двигаться вперед тем людям, которые в этом плане уже выросли», - отметил глава Минобрнауки.

Вместе с тем, получив пояснение, что ограничить срок на пребывание в своей должности министр образования и науки предлагает только для руководителей учебных заведений, Дмитрий Медведев подчеркнул: «Здесь, мне тоже кажется, абсолютно механического подхода быть не должно».

Давая различные оценки в своем докладе, Андрей Фурсенко также отметил, что на сегодняшний день «в полной мере соответствуют современным требованиям образовательного процесса порядка 100-150 высших учебных заведений».

Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от ректоров российских университетов открыть доступ в электронные библиотеки вузов для широкого круга пользователей.

«Каждый университет запирает свою библиотеку на ключ. И если я не отношусь к соответствующей студенческой части или преподавателям этого университета, я туда войти не могу. Это плохо», - сказал Медведев.

Он подчеркнул, что «библиотеки в государственных университетах - это наше с вами достояние, и то, что университеты запрещают к ним доступ, - это неправильно».

«Хочу обратить внимание руководителей субъектов и ректоров университетов - надо делать свободный доступ», - подчеркнул он.

«Я понимаю, что это еще и вопрос закупки правильного оборудования, доступа на сервер, но эти вопросы можно решить», - добавил президент.

Он подчеркнул, что «закрывать библиотеки для всех заинтересованных людей, которые хотели бы посмотреть книги из того или иного университета, - это ошибка, ее нужно исправить».

Губернатор Томской области Виктор Кресс заявил о необходимости привести систему начального и среднего профессионального образования в соответствие с инновационными задачами страны.

«Эта система выстроена еще в советское время исключительно по отраслевому принципу, как часть планового снабжения отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами», - заявил гебернатор.

По его словам, сложившееся положение дел в данной сфере никак не соответствует ориентации на инновационную экономику.

«Между тем, потребность в новом рабочем классе постиндустриального времени очевидна», - заявил Виктор Кресс.

Для исправления ситуации томский губернатор предложил ряд мер. В частности, по его словам, при подготовке инновационных программ развития госкорпораций целесообразно было бы предусмотреть «кадровый блок по подготовке высококвалифицированных рабочих».

«Нужно продолжить национальный проект «Образование» в части начального и среднего профобразования», - сказал Кресс. Подобные проекты необходимо разработать и в регионах страны, добавил он.

Он также предложил перенести наработанные нормативные новации в сфере высшего образования в область начального и среднего профессионального образования. Среди них, например, такие как возможность создания малых предприятий при образовательных учреждениях, институт частно-государственного партнерства и другие.

«Необходимо внести изменения и не облагать налогом зарабатываемые училищами средства - пусть они их направляют на рост заработной платы и укрепление материальной базы», - сказал Виктор Кресс.

В свою очередь, губернатор Свердловской области Александр Мишарин, говоря о необходимости модернизации системы начального профессионального технического образования, также высказал ряд предложений. По его словам, при определении объемов финансирования целесообразно было бы учитывать целевые показатели эффективности работы образовательных учреждений. Среди таковых губернатор назвал количество трудоустроившихся по специальности выпускников.

«Опыт работы с крупными корпорациями и предприятиями показывает, что если работу организовать правильно, а ректор должен быть в этом заинтересован, то количество выпускников, работающих по специальности, значительно увеличивается», - заявил Мишарин.

Кроме того, при выделении финансирования необходимо также учитывать такой показатель, как наличие научных разработок, востребованных реальным сектором экономики, считает губернатор.

Необходимо поднимать престиж рабочих профессий, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

«Действительно, их престиж крайне низкий, и здесь должна быть полноценная системная работа не только по созданию современных ПТУ, учебных пособий, но и работа в средствах массовой информации», - сказал он.

При этом президент отметил, что работа в СМИ в этом направлении не должна быть примитивной. «Она должна быть современной, но очевидно, что все, что сейчас показывают, выглядит очень кисло», - добавил глава государства.

Тему престижа рабочих профессий поднял на заседании президент частного инвестиционного фонда ООО «Группа ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров.

«Я согласен с тем, что престиж рабочих профессий крайне низок. На государственном российском телевидении образ рабочего сейчас для всей молодежи - это два персонажа из «Нашей Раши» - Равшан и Джамшут», - сказал Прохоров.

Он также отметил, что нынешняя система заменивших ПТУ колледжей, «является системой перевоспитания трудных подростков».

«На наш взгляд, нужно отказаться от трудового обучения, отделить социальные функции и перейти к настоящему профессиональному образованию», - отметил бизнесмен.

Как отметил Михаил Прохоров, современная система подготовки нацелена на выпуск 70% специалистов с высшим образованием, 20% со средним и 10% с начальным. При этом требования рынка - 80% специалисты с начальным и средним образованием и 20% - с высшим.

«Сегодня более 50% выпускников гарантированно остаются без работы», - отметил бизнесмен.

Дмитрий Медведев считает невозможным возврат к системе распределения студентов после окончания вузов в РФ.


«Это, конечно, выглядит может быть и привлекательно для выпускников - было бы здорово, чтобы любой студент понимал, что после окончания университета он будет трудоустроен в то или иное место, но у нас нет таких возможностей», - заявил президент РФ.

Он пояснил, что при нынешней системе образования для закрепления всех учащихся за предприятиями и обязательного распределения выпускников нет юридических оснований.

Глава государства считает, что в данном случае необходимо поступать по-другому. «Те, кто учатся по направлениям от соответствующих организаций, предприятий, в ряде случаев от государства - с ними должен быть заключен договор, по которому они обязаны либо отработать положенное время на том или ином предприятии, либо (если выпускник не хочет работать) вернуть деньги за образование», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент России считает, что национальный проект «Образование» должен быть распространен и на систему начального и среднего профессионального образования.


«Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе», - заявил Медведев на совместном заседании Госсовета и комиссии по модернизации.

При этом он отметил, что здесь не может быть абстрактных разговоров и заниматься этой проблемой нужно в привязке к конкретной ситуации.

«Чем был удачен национальный проект в этой сфере? Он привязал деньги к определенным планам по воссозданию системы образования. Поэтому первое, что нужно было бы зафиксировать, - и пилотные проекты, и продолжение национального проекта в области образования должны распространяться и на систему начального и среднего профессионального образования», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Он также отметил, что необходимо продолжить практику по выделению средним специальным учебным заведениям грантов на основе софинансирования со стороны федерального центра, регионов и работодателей.

«Нужно набирать пул из местных представителей малого и среднего бизнеса, которые ориентированы на те или иные профессии (например, в строительной сфере), чтобы они принимали на частичное финансирование образовательную сеть», - сказал Медведев.

В регионах при участии работодателей должны быть разработаны программы развития профессионального образования, направленные на достижение стратегических целей и инноваций, заявил президент России, подводя итоги совместного заседания Госсовета и комиссии по модернизации.

«Такого рода работа должна вестись не только на уровне Федерации, такого рода программы должны быть в каждом регионе. Я хотел бы, чтобы присутствующие здесь руководители территорий такого рода программы подготовили, а там, где их уже создали, - посмотрели на перспективу их реализации с учетом потребностей сегодняшнего дня», - сказал Дмитрий Медведев.

Он также сообщил, что намерен дать поручение по поддержке финансовыми ресурсами на конкурсной основе комплексных региональных программ развития профессионального образования.

«Деньги здесь должны идти за этими программами. Это требует дополнительного обсуждения. Соответствующее поручение правительству я дам», - сообщил президент.

Дмитрий Медведев во время заседания продемонстрировал, что является активным пользователем Twitter, попеняв губернатору Кировской области Никите Белых за переписку в этой системе в рабочее время.


«Вот Никита Юрьевич Белых сидит и пишет в Twitter прямо с заседания Государственного совета. Видимо, больше заняться нечем», - сказал президент в ходе совместного заседания Госсовета и комиссии по модернизации экономики.

Вместе с тем президент признал справедливым замечание Никиты Белых о том, что «идея государственных президентских лицеев - это его идея».

«Я абсолютно с этим согласен. Это была Ваша идея, а не моя. Но от этого, может быть, она не становится хуже», - заметил Дмитрий Медведев, обращаясь к губернатору Кировской области.

Непосредственно в ходе заседания Госсовета Никита Белых активно комментировал в Twitter звучавшие на нем предложения.

Буквально за несколько минут до ремарки Медведева губернатор написал в Twitter: «Поддерживаю, Дмитрий Анатольевич, вашу идею по созданию президентских лицеев. Кресс [выступивший на заседании томский губернатор]. Вообще-то это была моя идея».

Президент, видимо, прочитавший данное сообщение, решил публично исправить эту ошибку.

В свою очередь Никита Белых заочно ответил главе государства, написав в Твиттер сообщение также присутствующему на заседании помощнику президента Аркадию Дворковичу: «Зато справедливость восстановлена».

Губернатор отметил, что его ремарка «оживила процесс», и попросил сильно его не ругать.

Государственный совет был образован указом президента РФ 1 сентября 2000 года. Таким образом, нынешний год является для этого органа юбилейным. В его состав входят руководители субъектов Федерации, а президент РФ является председателем совета. Дмитрий Медведев не исключает, что в Конституции России в будущем появятся положения, касающиеся Госсовета. «В любом случае я бы не исключал появления, конечно, отдельных положений Конституции, посвященных Государственному совету. Тем самым будет в большей степени легализован его статус», - сказал президент в интервью Сергею Брилеву (телеканал «Россия 1»), показанном вечером в понедельник.

К заседанию, посвященному проблемам профессионального образования, рабочей группой Госсовета был подготовлен доклад. Рост финансирования высшего образования, происходивший в последние годы, отмечают члены группы, «обеспечил условия для благоприятного развития профобразования». «Однако существенного повышения качества профессионального образования и научно-инновационной активности вузов пока не произошло», - подчеркивают эксперты. В 2006-2010 годах прирост финансирования этих учреждений из средств консолидированного бюджета РФ составил в среднем 17,0% в год при среднегодовой инфляции в пределах 10,6%.

Специалисты констатируют, что в 2004-2010 годах число бюджетных мест в вузах на специальностях, где имеет место переизбыток специалистов, снижалось в среднем на 4% в год (на 9% в 2010 году).

«Вместе с тем, дисбаланс структуры приема и выпуска по отношению к структуре спроса на рынке труда пока не преодолен. Процедура формирования контрольных цифр приема не опирается в достаточной степени на перспективные потребности инновационной экономики», - отмечают они.

Кроме того, члены рабочей группы обратили внимание на то, что отрицательный демографический тренд приведет к тому, что к 2013 году количество студентов в России уменьшится на 2-3 млн человек. На численность поступающих влияет неблагоприятный демографический тренд - снижение численности молодежи в возрасте от 15 до 17 лет, говорится в материалах.

Эксперты объясняют, что «небольшой рост рождаемости в период с 1999 по 2003 годы повлечет за собой рост числа выпускников одиннадцатых классов лишь после 2017 года, а к 2013 году количество студентов уменьшится с сегодняшних 7,5 до 5,5-4,5 млн человек». «В нынешних условиях необходим опережающий характер модернизации профессионального образования по отношению к потребностям модернизируемой экономики. Но для решения таких задач требуется новый импульс в системе профобразования», - отмечают эксперты.

Этот импульс, по мнению рабочей группы, «состоит в кардинальном усилении влияния регионов, бизнес-сообщества».Среди приоритетных направлений развития системы профессионального образования России специалисты называют «обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров, качественные изменения образовательной среды и модернизация образовательного процесса».

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо развитие сети учреждений профобразования, а также кадрового потенциала всей системы. Среди мер по развитию системы профобразования рабочая группа предлагает учитывать прогноз потребностей в кадровых ресурсах при стратегическом планировании социально-экономического развития, а также завершить разработку профессиональных стандартов по приоритетным направлениям модернизации экономики и технологического развития.

Комментарии экспертов

Задачи модернизации совершенно не соответствуют тому, что мы видим в образовании. Ректоры вузов признают, что падение школьного образования чудовищно, особенно по математике.

Инновации заключаются в высоких технологиях, основа которых – математика и информатика. Если посмотреть результаты ЕГЭ этого года, то самый высокий процент «двоек» именно по этим предметам. Средний балл по физике – в четверке худших результатов, а это обязательный предмет в инженерных специальностях.

Немного лучше ситуация в химии и биологией, но все говорит о том, что ситуация очень сложная в тех сферах, которые относятся к инновациям.

Выпускники ПТУ, безусловно, нужны, но они инноваторы. Нужно развивать среднее образование, система профучилищ нуждается в немедленном восстановлении. Но это не вопрос инноваций. Нам нужен скачок. Если человек элементарно не знает математики и физики, каким бы он не был народным гением – это не инновации.

Проблемы школьного и высшего образования по этим важным техническим дисциплинам не решить, сколько ни занимайся профтехучилищем.

Удивляет, что в принятой Стратегии развития до 2020 года раздел «образование» вообще отсутствует. 

Что касается нефтегазовой сферы, то ситуация крайне тревожная. Сейчас много говорится о том, что наше будущее -  за освоением шельфа. Но при этом в год готовится всего 90 специалистов по работе на шельфе. Для сравнения: на одной платформе BP, которая затонула,  работает несколько тысяч человек.

Кто же будет на таких платформах работать у нас? Кто же будет воспитывать буровиков на такой платформе? Где их взять физически?

Актуальная тема – сжижение газа, специалистов здесь также никто не готовит, учебников нет, хотя нефтегазовая сфера является ключевой в стране. Хорошо, что есть завод на Сахалине и есть специалисты, которые работали в процессе его запуска, и сейчас завод на них переключается. Они учились в процессе работы.

В России еще есть действительно качественные вузы в Уфе, Ухте, Губкинский - это заслуга как самих вузов, так и тех компаний, которые им помогают,  но в целом по профильному образовании ситуация огорчительная. 
 

Скоро мы будем отмечать двадцатилетие новой России, страны, в которой все должно быть новым. Предполагается, что обновиться должна и система образования. Действительно, обозревая ситуацию с образованием сегодня, можно констатировать, что определенные сдвиги по сравнению с советской образовательной системой налицо. Но сдвиги эти, как положительного, так и настораживающего характера.

К числу положительных тенденций можно отнести то, что система освободилась от идеологической принудиловки. Теперь не существует никакого абсолютного, истинного в конечной инстанции марксистского учения. В нашей образовательной системе на всех уровнях присутствует самое важное свойство – система прививает обучающимся атмосферу интеллектуальной свободы. Я считаю это самым важным, самым крупным достижением, которое существует в образовательной системе на сегодняшний день. Сегодня каждый человек вправе искать ту истину, какую он захочет и где захочет. И, самое главное, что в этой системе присутствует стимулирующее начало, индивидуальный поиск. Конечно, существуют авторитеты, более того, всякое образование подразумевает передачу некоторой образовательной позиции, некоторых истин, но в то же время присутствует и здоровое критическое отношение к каждому авторитету. С этой стороны я бы отметил, что в нашей образовательной системе достигнут существенный прогресс. Это в первую очередь касается знания социально-гуманитарного цикла, потому что в естествознании, математике и других точных науках идеологический диктат советской системы не так чувствовался. Поскольку образовательная система целостная, то тот дух свободы, который сегодня присутствует, действует везде.

К числу настораживающих тенденций я бы отнес то, что если в Советском Союзе знание было своеобразным культом, поскольку сама идеология претендовала на то, что она является высшим достижением человеческого знания, то в сегодняшней ситуации знание как таковое для обучающихся утратило некую высшую ценность. Сегодня знание оценивается по степени своей практичности, по тому, насколько оно может способствовать жизненному успеху. Может быть, это и неплохо - за счет этого отсеивается довольно большое количество людей, которые изначально не ориентированы на собственный интеллектуальный рост, которые не видят в образовании если не цель жизни, то по крайней мере ее необходимый компонент. Но мне кажется, что эта тенденция, несмотря на то, что она справедлива и прагматична, настораживает, поскольку общий уровень образования нашего общества за счет этого снижается. И вот этот парадокс: с одной стороны наша современная образовательная система способствует тому, чтобы воспитывалась личность на принципе интеллектуальной свободы, духовного поиска, а с другой - количество людей, готовых использовать эту интеллектуальную свободу и возрастать духовно, снижается по сравнению с тем, что мы имели в Советском Союзе. Мне кажется мы только в самом начале пути поиска оптимальной образовательной системы для новой России.

Вопрос соответствия образования современной экономики, безусловно, очень сложный. Ответ на него зависит от того, какую модель развития общества мы выбираем. Есть целый ряд экономических, политических, социальных факторов и проблем, отвечать на которые нужно прежде, чем мы сможем удовлетворительно ответить на вопрос об образовании.

Нужно помнить, что система образования всегда является одним из самых консервативных общественных институтов и что люди, которые только сейчас получают образование, будут работать по своей специальности через 5 лет, а карьерного роста и серьёзных успехов достигнут ещё позже. Они достаточно долго будут доучиваться на рабочих местах.

Также нужно помнить, что сейчас вообще очень высокие требования к образованию. Есть всем известная концепция обучения на протяжении всей жизни. Человек, который получил диплом, не может, как раньше, всю жизнь работать по специальности и не доучиваться.

Коль скоро мы ставим вопрос о векторе развития общества в общем смысле слова, мы должны сопровождать человека, помогать ему учиться не только в то время, когда он формально является студентом или учащимся колледжа, но и дальше в течение его жизни.

Безусловно, возможности для этого должны предоставляться с разных сторон – как от лица государства, так и от лица работодателей, которые в этих работниках заинтересованы. Они сами должны думать о том, как готовить свои кадры. Если государство не справляется, то приходится идти на помощь. Ясно, что и сам человек не должен сидеть, сложа руки. Какая-то революция сознания должна произойти.

По некой советской инерции мы считаем, что человеку нужно дать образование, хотя на самом деле если речь идёт о студенте, в каком-то смысле взрослом человеке, он скорее должен выбрать то образование, которое он хочет получать, и целенаправленно этого добиваться, желая стать профессионалом. Это его активность, его усилия и т.д.

Здесь должен быть достаточно дифференцированный подход, который, в принципе, более-менее соответствует и общемировой практике в развитых странах. В чём этот подход? Те люди, которые могут платить за образование, могут учиться где угодно. Это коммерческая услуга, и лучшим университетам страны выгодно эту услугу предоставлять. Те люди, которые обладают определёнными талантами и эти таланты способны систематически демонстрировать, тоже должны получать возможность учиться там, где они хотят, и такая возможность скорее должна предоставляться им государством, если они сами не в состоянии платить за обучение.

Ключевой момент здесь состоит в том, что, по большому счёту, самым узким местом нашей образовательной системы является именно среднее специальное образование и те вузовские направления, которые готовят инженеров и квалифицированных рабочих.

Норвежский экономист Райнерт несколько лет назад он опубликовал книжку, как богатые страны стали богатыми. В ней он рассказывает о том, что всё богатство не может быть получено только при помощи торговли и чистого обмена идей. В основе богатства любой национальной экономики лежит первичная индустриализация.

Вместе с падением СССР наше индустриальное государство, в принципе, коллапсировало. У нас нет современной индустрии, все наши технологии отсталые. Собственно, именно поэтому нам и нужна модернизация. Если следовать этой логике (она сама по себе является дискуссионной), то та задача, которая сегодня стоит перед Россией вообще и в частности перед её системой образования, - это ре-индустриализация. Мы должны создавать отечественную промышленность, для начала конкурентоспособную хотя бы на внутренних рынках, и производить импортозамещение. Для того нам нужно, чтобы люди умели грамотно и хорошо работать.

В разных крупных российских компаниях в России есть достаточно эффективно функционирующие программы подготовки (в «Норникеле» есть и, видимо, в других металлургических комбинатах), когда человека отправляют учиться по специальности, которую он выбрал, потом предлагают ему определённые социальные гарантии, что он получит работу при условии сдачи экзамена и т.д.

Именно этот вариант, когда государство с бизнесом делят ответственность за подготовку тех кадров, которые им нужны, кажется наиболее предпочтительным. Но проблема в том, что сейчас и усилия, которые прилагаются, недостаточны, и сами люди не хотят идти на эти специальности. У нас очень острый кадровый голод по тем специальностям, которые нужны нашей экономике, если она хочет быть инновационной, которые связаны с квалифицированными промышленными рабочими и инженерами.
 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".