Новость
1415 28 января 2013 14:33

Общественную палату РФ обновят

Группа членов Совета Федерации РФ внесла в Госдуму законопроект о реформе Общественной палаты.

«У нас в два раза повышается представительство регионов от 43 членов Общественной палаты до 83 членов Общественной палаты», - сказал первый вице-спикер Совета федерации Александр Торшин, комментируя законопроект.

В законопроекте предлагается, чтобы 40 членов палаты утверждались президентом (сейчас 42), а 83 делегировались общественными палатами регионов. Согласно документу, общественная палата каждого региона должна делегировать в федеральную палату по одному члену. На данный момент региональные общественные палаты есть в 74 субъектах федерации, напомнил Торшин. Законопроект также предполагает, что 43 члена Общественной палаты будут избираться в нее путем интернет-голосования. Таким образом, общая численность палаты возрастает со 126 до 166 человек.

Первое заседание палаты, сформированной по новому принципу, должно состояться не позднее 1 июля 2014 года. При этом авторы законопроекта предлагают, чтобы он вступил в силу уже 1 июня этого года. Торшин рассчитывает, что законопроект сможет пройти все этапы рассмотрения в течение весенней парламентской сессии. При этом действующий состав Общественной палаты может не доработать до окончания своих полномочий полгода.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает «логичным и правильным» новый закон об Общественной палате (ОП), но настаивает на его широком обсуждении, в том числе и общественном.

«Мои коллеги, они со мной советовались, внесли законодательную инициативу, смысл которой в том, чтобы каждый регион, каждый субъект РФ был представлен одним представителем от общественных региональных палат», - отметила председатель верхней палаты в интервью ИТАР-ТАСС.

Она указала на то, что при старом порядке около 10 регионов не были представлены в ОП. «Поэтому, на мой взгляд, инициатива сенаторов, которые работают в палате регионов, по расширению представительства регионов, она логичная, нормальная и правильная», - считает Матвиенко. В то же время она подчеркнула, что данная инициатива общественно значимая и социально чувствительная. «Здесь не нужно никакой спешки. Надо очень широко его обсуждать», - добавила спикер.

Текст законопроекта будет размещен на сайте верхней палаты для общественного обсуждения. Кроме этого, эта тема, по словам Матвиенко, прозвучит и на Совете при председателе Совета Федерации по общественным и неправительственным организациям. «Я поручу комитету по законодательству провести «круглый стол» с привлечением экспертов. Надо в течение февраля провести такое широкое обсуждение, экспертизу», - заключила Матвиенко.

Глава профильного комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) не исключает, что депутаты поддержат законопроект о новом порядке формирования Общественной палаты.

Нилов сказал РИА Новости, что законопроект еще не поступил в комитет Госдумы, но он об этой инициативе слышал и в целом положительно смотрит на реформу Общественной палаты.

«Законопроект в наш комитет еще не поступил, но я слышал и знаю об этой инициативе. Возможно, что с доработками во втором чтении, но шансы, исходя из логики и здравого смысла, у законопроекта есть», - сказал Нилов.

Согласно информации на сайте Общественной палаты, эта структура «осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти». Никаких реальных властных полномочий и рычагов влияния на государственные структуры Общественная палата не имеет.

Комментарии экспертов

Я вижу две причины для изменения принципов формирования Общественной палаты.

Во-первых, внешняя. В последние месяцы бурное развитие гражданской активности явно обострило вопрос о том, насколько Общественная палата, как важный институт для агрегирования различных формальных и неформальных интересов, выполняет свои функции.

Во-вторых, причина внутренняя. Давно назревало изменение старого способа  формирования Общественной палаты, когда часть кандидатов отсеивалась самими ее членами.

Сенаторы - инициаторы озвученной сегодня реформы, отреагировали на вторую группу проблем.

Конечно, правильно, что в новом законопроекте вводят такой инструмент, как Интернет. Это важно и современно. Также важно то, что предполагается расширять представительство регионов.  Это явные шаги вперед, по сравнению с тем способом формирования ОП, который был раньше.

Однако, пока нет ответа на первую группу проблем, вряд ли что-то серьезно изменится. Несмотря на все заявленные реформы, продолжает оставаться существенным и, пожалуй, самым важным вопрос - какую реальную роль играет Общественная палата в политической системе вообще и в процессе принятия тех или иных политических решений в частности. 

Если взять, например, последние резонансные законы, вокруг которых были ожесточенные споры, то мнения Общественной палаты слышно практически не было. Может, формально оно и было, но не столь авторитетное, как того требовала ситуация. Хотя именно палата в том виде, как ее задумывали, как оригинальный институт гражданского общества, могла бы стать одной из важнейших и интереснейших площадок для диалога, могла высказывать свою позицию более четко и более быстро, чем другие общественные организации.

Поэтому вопрос, наверное, не в реформе и улучшении способов формирования Общественной палаты, а в том, каким способом можно повысить вес самой палаты и общественных организаций, которые с ней работают и сотрудничают, в процессе принятия государственных решений. 

Я полагаю, что реформа Общественной палаты - дело необходимое. Это поможет повысить производительность этого органа. При реформировании Совета по правам человека было очень много споров, дискуссий, даже скандалов. Но результат-то какой? Президентский Совет по правам человека есть. Более того, он стал более равноправным.

Общественная палата очень хорошо поработала, она авторитетна, находится в хорошей форме. Но это что, будет такой институт, который все время работает в одном формате? Конечно нет. Есть необходимость в расширении Общественной палаты, в том, чтобы она была более тесно связана с регионами. Некоторые регионы ни разу в ней не были представлены - это неправильно. Между тем, в регионах, оказалось, выше экономический рост,  и рост общественной активности также происходит - в этих условиях необходимо, чтобы московские институты больше учитывали региональные аспекты. Это и предполагается сделать. И это первый момент.

Второй момент: мы видим, что Интернет становится огромной общественной площадкой: общественность себя активно реализует в Сети, плюс - нам необходимо больше открытости и публичности. Но нельзя допустить, чтобы при интернет-голосовании происходили какие-то манипуляции и кампании. Сейчас в Интернете высокий уровень анонимности, поэтому, я думаю, нам надо бы вот этот Интернет сделать необязательным. С учетом голосования в Интернете - может быть, вот так это (голосование) сделать. Чтобы защитить итоги голосования от возможных манипуляций, так как Интернет сильно от них зависит. 

/Специально для Актуальных Комментариев/

За эти годы была создана сеть региональных общественных палат, и она уже сильная. Практически во всех регионах есть общественные палаты, и надо дать им возможность представительствовать в Общественной палате России. Этот законопроект отражает те изменения, которые произошли в общественной сфере за годы с момента создания Общественной палаты.

Вместе с тем необходимо серьезно обсудить законопроект. Надо аккуратно к этому подойти и без спешки законопроект обсудить, может еще какие-то новые идеи появятся.

Предложенный документ не является кардинальной реформой. По-прежнему предлагается, что первая группа будет приглашаться президентом в Общественную палату, как и сейчас. Насколько я знаю, 40 человек будут приглашаться по этому законопроекту, а было 42. Вторая часть - кандидаты Общественной палаты будут выдвигаться всероссийскими организациями. И сейчас примерно так же. Но насколько я знаю, предлагается попробовать интернет-голосование. Наверное, это интересно, можно приветствовать это начинание, но надо очень серьезно продумывать технологию интернет-голосования.

Третий, очень важный аспект, что представители всех регионов будут в составе Общественной палате. Сейчас идет во время выборов очень жесткая борьба и довольно трудно добиться того, чтобы регионы были представлены в Общественной палате РФ. И довольно много регионов так и не имели своих представителей... В результате количество членов Общественной палаты предполагается увеличить за счет регионов в первую очередь.

Мне кажется, что интернет-голосование должно быть скорее экспертным голосованием...Но я здесь не имею окончательного мнения. Все-таки это выборы не в Государственную Думу и не президента, и не губернатора, когда все граждане имеют право голосовать, это более узкий круг. Здесь должны быть компетентные выборщики, но я пока не сложил окончательно мнения.

/РИА Новости/

Новый закон, предложенный членами Совета Федерации о порядке формирования Общественной палаты, давно назрел и является логическим этапом в развитии ОП. Мне как руководителю рабочей группы по общественному контролю за избирательным процессом часто приходится ездить по регионам общаться с представителями региональных Общественных палат. И конечно можно увидеть «недопредставленность» регионов в федеральной Общественной палате.  

То, что согласно законопроекту теперь каждая региональная Общественная палата будет представлена и в федеральной ОП, абсолютно логично. Это правильный и нужный шаг, который будет содействовать развитию гражданского общества в регионах. Таким образом предоставляется возможность региональному гражданскому обществу влиять на федеральную повестку дня.

Еще один важный момент – проведение интернет-голосования, которое будет использоваться для определения второй части списка. 

Это увеличит в целом демократичность процесса, его прозрачность, позволит подключить к выборному процессу активную часть гражданского общества. 

Не думаю, что кто-то будет возражать против предложенных изменений в процедуре формирования ОП. 

/Специально для Актуальных Комментариев/

Интернет-голосование — это просто веяние времени, на которое приходится реагировать.

Более интерактивный механизм формирования может быть нацелен на укрепление репутации палаты. Это особенно может оказаться важным для власти, учитывая, что многие конфликты в законодательном процессе возникают в связи с попытками власти регулировать сферу общественных отношений.

ОП и другие институты гражданского общества могут выступать партнерами, инициаторами каких-то инициатив, площадкой для их социальной апробации, общественной дискуссии. Разумеется, это будет возможно в том случае, если в палате будет какая-то критическая масса людей, имеющих самостоятельную репутацию, авторитет большой и при этом достаточно профессиональных.

/РИА Новости/

С принятием законопроекта Общественная палата станет более представительным органом.

Власть демонстрирует, что готова к диалогу, в том числе и со слоями креативного класса, представителями интеллигенции и наиболее активных социальных групп… Власть отдает себе отчет, что есть проблема с креативным классом, который не осознает обратной связи.

С переформатированием ОП, с введением интернет-голосования в ее рядах как раз и появятся представители креативного класса. В палату могут войти представители активных, взыскательных социальный групп, и механизм обратной связи будет работать.

Интернет-голосование — это симметричный технологический ответ оппозиции, адресованный креативному классу, который должен будет тоже послать в ОП своих представителей.

/РИА Новости/

Комментарии для сайта Cackle
28 октября 2020 Новости
Госдума переносит правительственные часы
 Госдума переносит правительственные часы Правительственные часы в Государственной Думе перенесены на неопределенное время. По мнению первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова, если эпидемиологическая ситуация не изменится, до конца года правительственные часы будут отменены.
22 октября 2020 Новости
Госдума собирается «заморозить» накопительную часть пенсии до 2023 года
 Госдума собирается «заморозить» накопительную часть пенсии до 2023 года Госдума на пленарном заседании 22 октября приняла в первом чтении правительственный законопроект, которым предлагается вновь продлить «заморозку» накопительной пенсии еще на год, до конца 2023 года.
9 октября 2020 Новости
Системная оппозиция рискует потерять  место в Госдуме
 Системная оппозиция рискует потерять место в Госдуме Незавидные результаты, которые на минувших региональных выборах показали парламентские оппозиционные партии, должны стать для их лидеров тревожным звонком: если ничего не менять, грядущие парламентские выборы могут вытолкнуть их в ряды несистемной оппозиции.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".