Статья
1629
27 января 2015 14:46
Опасные маневры
Субботние военные столкновения на Донбассе не просто вновь продемонстрировали шаткость перемирия в регионе, но и отбросили процесс урегулирования конфликта на месяцы назад.Киев долгое время пытался свести к нулю усилия России по организации переговорного процесса в Минске, и события, произошедшие 24 января и ранее, предоставили ему возможность фактически аннулировать весь наблюдавшийся прогресс.
Развернутая при поддержке западных дипломатов и ведущих мировых СМИ пиар-кампания по обвинению ополченцев в терроризме приносит все более внушительные результаты. Как и летом прошлого года, упрощенная и примитивная картина происходящего, подающаяся украинской пропагандой, без какого-либо критического переосмысления усваивается американским и европейским общественным мнением.
Судя по всему, именно в этом и заключается новая киевская стратегия — не предлагая каких-либо конкретных и конструктивных идей относительно выхода из кризиса, Украина пытается представить себя жертвой агрессии и закрепить доминирование одной точки зрения во внутреннем и зарубежном информационном пространстве.
Соответствующий подход позволит и мобилизовать рядовых граждан страны, все тяжелее переживающих коллапс экономики, и активизировать партнеров в США и ЕС, где истеблишмент и обыватели в последнее время начали уставать от беспросветного обсуждения донбасской проблематики.
Инициировав обострение конфликта и негласный выход из режима прекращения огня, Киев, по сути, заманил ополченцев в ловушку.
В конечном счете, искусственно создаваемый шум небезуспешно отводит внимание публики от неспособности и нежелания украинской дипломатии выполнять решения «нормандской четверки», предусматривавшей скорейшее проведение в белорусской столице нового раунда переговоров с ДНР и ЛНР. Собственно, его срыв лежит в одной плоскости с эскалацией боестолкновений вокруг Донецкого аэропорта, как и с последующей беспорядочной активностью киевлян на международной арене.
Инициировав обострение конфликта и негласный выход из режима прекращения огня, Киев, по сути, заманил ополченцев в ловушку: стоило тем принять ответные меры, как триумвират Порошенко-Яценюка-Турчинова задействовал тяжелую артиллерию, как в буквальном смысле, так и в фигуральном — с поднятием по тревоге совета глав МИД ЕС, руководства НАТО и, силами США и Великобритании, Совбеза ООН.
Новая волна «антитеррористической» риторики из украинской столицы подчеркивает неготовность Порошенко идти на конструктивный диалог с народными республиками, которую он планирует прикрыть эмоциональными заявлениями со стороны упомянутых международных институтов.
Что парадоксально, альтернативы мирному процессу не предлагается — Украина очевидно не способна провести собственный аналог хорватской операции «Буря», но и останавливать бессмысленную гибель военнослужащих ВСУ киевские деятели также не планируют.
Возможно, главная и даже единственная цель эскалации заключается в возвращении к женевскому формату, на котором долгое время настаивали украинские власти.
Не сумев продавить свою позицию в рамках «нормандской четверки» и не добившись уступок в Минске, Киев рассчитывает подключить к переговорному процессу ЕС и, даже в большей степени, США.
Расчет в целом понятен: при расширении состава участников переговоров их повестка дня размоется, и поиск удовлетворяющего Москву консенсуса существенно осложнится. В Совете ЕС и Европарламенте, как и в американском Конгрессе, по-прежнему сильны антироссийские настроения, в связи с чем Федерике Могерини и Джону Керри придется работать под сильнейшим давлением соответствующих лоббистских групп.
На время шестисторонних консультаций Киев как минимум получит возможность оттянуть возобновление контактов с ДНР и ЛНР.
Наконец, у Брюсселя и Вашингтона остаются наиболее существенные рычаги финансового воздействия на РФ, и для достижения своих целей они теоретически вполне могут использовать уже традиционный санкционный шантаж. На время шестисторонних консультаций Киев как минимум получит возможность оттянуть возобновление контактов с ДНР и ЛНР; возможно, некоторые фигуры в Кабмине и СНБО все еще питают иллюзии, что за это время они смогут — под предлогом самообороны — возобновить наступление на республики вплоть до их силовой зачистки.
На первый взгляд, Россия находится в крайне тяжелом положении. Интенсифицировавшееся давление извне вынуждает МИД рассматривать даже те форматы переговоров, которые до этого не принимались в расчет, включая и женевский.
В противном случае существование незатухающей горячей точки на Донбассе будет в немалой степени бить и по близлежащим российским областям, столкнувшимся с неиссякающим потоком беженцев.
Продолжение военных действий способно обесценить и усилия РФ по ликвидации гуманитарной катастрофы в регионе, на которые уже были потрачены миллиарды рублей. Если киевские руководители отталкиваются от принципа «лес рубят — щепки летят» и игнорируют тяжелейшее положение собственного населения, Москва не может не вести себя вдвойне ответственно и осторожно, в особенности учитывая взятую на вооружение доктрину «русского мира». Тем более, что рычаги влияния на ситуацию у России сохраняются, и главным из них остается возможность скорейшего построения государственности в ДНР и ЛНР.
Независимо от состава участников будущих консультаций и встреч на высшем уровне, их результатом станет либо, в случае неудачи миротворческих усилий, очередное возобновление кровопролития, либо принуждение Киева к прямому диалогу с народными республиками.
Оба варианта выведут Александра Захарченко и Игоря Плотницкого на первый план как легитимных представителей одной из сторон конфликта. Но пока украинские пропагандисты деятельно навязывают миру представление о существующих на Донбассе структурах власти как о марионеточных конгломератах полевых командиров с запятнанной репутацией. К сожалению, внутренние трения и проявления беззакония в республиках (похищение П. Губарева, убийство А. Беднова, демарши П. Дремова) соответствуют подобным представлениям.
Еще более удручающий имидж местным властям создают проблемы с распределением гуманитарной помощи и продолжающийся передел собственности. Крайне медленное и пассивное создание государственных институтов в прошлом было характерно для многих самопровозглашенных государств, но республики Донбасса не могут позволить себе подобной роскоши.
Если их лидеры все еще надеются на преломление трендов в информационной войне и расширение сочувствия за рубежом, в первую очередь им необходимо установить порядок и стабильность на подконтрольных территориях. Регулярно звучащие слова российских официальных лиц о том, что Москва готова всеми силами поддерживать украинский юго-восток, красноречиво свидетельствуют: в одиночестве на этом направлении ДНР и ЛНР не останутся.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»
5 июля 2024
Новости
Конфискация российских активов: прогнозы экспертов
Западные политики продолжают обсуждать
варианты конфискации российских активов и использования их в пользу Украины. Однако аналитики предупреждают, что это может привести к мировому кризису из-за взаимозависимости в международной экономике, а кроме того, не обеспечит установление мира.
1 марта 2024
Новости
Антироссийские санкции: перспективы экономики РФ
Новые санкции, введенные администрацией
Байдена и нацеленные на лиц, связанных с заключением Навального (внесен в перечень экстремистов и террористов), а также на финансовый и оборонный сектора России, не достигнут своих целей, считает директор по оборонным и внешнеполитическим исследованиям американского аналитического центра Cato Institute Джастин Логан.
21 февраля 2024
Новости
Евросоюз утвердил новый пакет антироссийских санкций
Послы стран Евросоюза согласовали 13-й пакет
антироссийских санкций, сообщило бельгийское председательство в Совете ЕС.