«Оскар» раздал призы
В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения «Оскаров» – самых престижных в мире кинонаград.
За звание лучшего из лучших боролись фильмы «Любовь» /Amour/ режиссера Михаэля Ханеке, «Операция Арго» /Argo/ Бена Аффлека, «Звери Дикого Юга» /Beasts of the Southern Wild/ Бена Зайтлина, «Джанго освобожденный» /Django Unchained/ Квентина Тарантино, «Отверженные» /Les Misrables/ Тома Хупера, «Жизнь Пи» /Life of Pi/ Энга Ли, «Линкольн» /Lincoln/ Стивена Спилберга, «Мой парень – псих» /Silver Linings Playbook/ Дэвида Рассела и «Цель номер один» /Zero Dark Thirty/ Кэтрин Бигелоу.
Лучшим фильмом прошлого года американские киноакадемики признали картину «Операция Арго», снятую Беном Аффлеком. Победителя в главной номинации по видеосвязи объявила супруга президента США Барака Обамы Мишель Обама. Фильм уже получил ранее премию «Золотой глобус». Бен Аффлек уже имеет «Оскар» – за сценарий к фильму «Умница Уилл Хантинг», снятый в 1998 году.
«Оскар» за «лучшую мужскую роль» получил Дэниэл Дэй-Льюис за роль в фильме «Линкольн». В этом году на приз были также номинированы Брэдли Купер («Мой парень – псих»), Хоакин Феникс («Мастер»), Хью Джекман («Отверженные») и Дензел Вашингтон («Экипаж»).
Лучшей актрисой по версии киноакадемиков стала Дженнифер Лоуренс, сыгравшая в фильме «Мой парень – псих». Также за статуэтку боролись Эммануэль Рива («Любовь»), Наоми Уоттс («Невозможное»), Джессика Честейн («Цель номер один»), Квавенжаней Уоллис («Звери дикого Юга»). Квавенжаней Уоллис – самая молодая номинантка на награду киноакадемии, ей всего 9 лет.
Вьетнамский режиссер Энг Ли получил «Оскар» как лучший режиссер за фильм «Жизнь Пи». Его конкурентами в этом году были Стивен Спилберг («Линкольн»), Дэвид О. Рассел («Мой парень – псих»), Михаэль Ханеке («Любовь»), и Бен Зайтлин («Звери дикого юга»). Это третья статуэтка Энга Ли. Он уже получал приз в 2001 году за фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» и в 2006 году за «Горбатую гору» в номинации «лучший фильм».
Награду за «Лучшую женскую роль второго плана» в этом году получила Энн Хэтэуей за роль в фильме «Отверженные».
Награду за «Лучшую мужскую роль второго плана» в этом году получил Кристоф Вальц за роль в фильме «Джанго освобожденный». Это второй «Оскар» австрийского актера – первый он тоже за роль в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» в 2010 году.
Мультфильм «Храбрая сердцем» получил «Оскар» как лучшая анимационная лента. На награду в этой же номинации претендовали мультфильмы «Франкенвини», «Паранорман, или Как приручить зомби», «Пираты! Банда неудачников» и «Ральф».
Британская певица Адель получила «Оскар» за песню Skyfall к фильму «007: Координаты Скайфолл».
Почетная роль ведущего шоу была поручена 39-летнему комедийному актеру и сценаристу Сету Макфарлейну. По мнению телевизионных критиков, ему надлежало «расширить и привлечь молодежную аудиторию к просмотру премии в прямом эфире». Макфарлейн известен как непревзойденный мастер импровизации. Его имя ассоциируется у молодых людей с провокационными яркими и смешными проектами, включая мультипликационный сериал «Гриффины».
Помогали Макфарлейну в объявлении имен победителей Джек Николсон, Дастин Хофман, Майкл Дуглас, Кэтрин Зета-Джонс, Мерил Стрип, Рене Зельвегер, Дженнифер Энистон, Джессика Честейн, Сальма Хайек, Джон Траволта, Николь Кидман, Холли Берри, Риз Уизерспун, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй и другие.
То, что Мишель Обама вручала премию – конечно, стопроцентная политика. Политика, сделанная, как и положено американцам, с помощью мягкой силы. Грубая сила была бы, если бы сам Обама вручал эту премию.
Американское кино - максимально политизировано. Но надо понимать, что советское кино было политизировано с помощью грубой силы. На экране показывали, какие хорошие коммунисты, как мы лихо бьем немцев, строим коммунизм. Последние указания пленума ЦК КПСС переносились с помощью более или менее талантливых актеров и режиссеров на экран.
В Америке действует мягкая сила в кинематографе. То есть поводок намного длиннее и действует намного эффективнее, поскольку лучше учитывает природу человека. В чем разница между грубой и мягкой силой? Американское кино не пропагандирует и не рекламирует последние решения Конгресса и последние заявления президента. Оно показывает преимущества американского образа жизни. Это намного более тонкая материя, которая лучше усваивается людьми.
Не то, что вот сегодня приняли решение построить электростанцию и вам показывают фильм «Сибирячка», или приняли решение осваивать целину, и выходит фильм «Иван Бровкин на целине».
Американское кино работает гораздо тоньше. В нем отдельный человек противостоит государству, в том числе очень часто – родному американскому государству, в том числе очень часто родной американской полиции, ФБР, ЦРУ – и, тем не менее, это воспитывает патриотизм. Почему? Это воспитывает патриотизм в том смысле, что это утверждает главную ценность Америки – отдельный человек может все. Отдельный человек, если он исповедует правильные ценности, если он верит в Бога, если он верит в свободу, может добиться всего и победить всех врагов – рано или поздно. Вот главный принцип американского образа жизни. В этой стране честный, сильный, свободный человек, как во времена покорения Дикого Запада, так и сегодня, – может добиться всего. Иногда он это делает с помощью государства - если честный полицейский, иногда он делает это против государства, но, в любом случае, победа будет за ним. Вот главный принцип американского кино, главное – реклама не конкретных политических решений (хотя бывает реклама и конкретных политических решений и конкретных исторических событий, например, фильм «Пирл Харбор»), а реклама американского образа жизни, американского характера, американских принципов и так далее.
В этом смысле американское кино предельно политизировано и идеологизировано, и дает великолепный эффект, намного больший, чем давало в свое время советское кино. Хотя в 30-е годы советское кино тоже давало немалый эффект. Все эти «Чапаевы», «Максимы» и «депутаты Балтики» давали колоссальный пропагандистский эффект. Люди жили не в том реальном мире, где жрать было нечего, не было туалетной бумаги, ютились в комуналках по 20 семей, а жили в придуманном киношном мире. И это имело огромный пропагандистский эффект, но – нестабильный. А американское кино дает и огромный, и стабильный эффект.
Кинематограф, как и любое медиа, как газеты, как кинематограф, как интернет – в высшей степени политизирован. Это обусловлено естественным контекстом существования этого вида искусства.
Если мы посмотрим на 20-е столетие, на классическую эпоху кино, то большие политические диалоги при товарище Сталине напрямую развивались в умах современников соответствующими образцами киноискусства. То, что изменилось и сегодня – и режиссеры, и зрители стали более искушенными: им уже много раз показывали разного рода фильмы, в которых они видели политические ценности. Сейчас чаще всего о политике в кинематографе приходится говорить как-то иносказательно, но сути это совершенно не меняет.
Самый известный современный популярный философ Славой Жижек рассуждения в своих книгах строит в том числе на анализе популярного кинематографа, очень часто приводя в пример какие-то фильмы, в том числе фильмы, которые никаких «Оскаров» не получают. И на примерах кинематографа он показывает картину мира, в которой мы живем.
Мне кажется, что появление Мишель Обамы на вручении «Оскара» - это очень интересная история в Жижековском духе. Обама хотела, видимо, произвести «романтизацию политики», «эстетизацию политики» - хотела сделать политику красивой и приятной, облагороженной.
Здесь заключается некий парадокс. Обама, прокравшись в самое политизированное из искусств, сделала это для того, чтобы показать, что она и ее муж – политики с человеческим лицом, что они тоже смотрят фильмы и радуются голливудским драмам вместе со всей нацией. Для политика это нечто вроде участия в благотворительном концерте.
Например, Билл Клинтон играл на саксофоне уже после своей президентской карьеры. Мишель Обама - не президент, поэтому она может себе тоже такое позволить. Отправившись за этой эстетизацией политики, Мишель Обама, возможно, показала подлинную сущность нынешнего кинематографа, который насквозь политизирован вне зависимости от желания зрителей и авторов. Любой фильм несет политические ценности, транслирует их и говорит на политическом языке со своими зрителями.
Американский кинематограф всегда был политизирован. И исключений здесь нет: не было таких исторических отрезков времени, когда он не был политизирован. И даже фильмы Чарли Чаплина тоже относятся к этой категории.
Что касается фильма «Операция «Арго», это прекрасный исторический фильм, который заслуживает «Оскара». Снят он – прекрасно, актеры играют великолепные – голливудские актеры высшего уровня. Снимал его хороший режиссер.
Но есть одна проблема. Исторические фильмы нравятся немногим, так как это «не попса». Отсюда и такая неоднозначна реакция. Все эти споры не делает фильм «Арго»хуже ни на йоту.
Я бы не стал относить этот фильм к жанру политического триллера. Это в первую очередь исторический фильм. Политическим триллером его делают нынешние отношения между США и Ираном. Но через лет тридцать об этом, может, никто и не вспомнит. А прекрасный исторический фильм останется.
Кинематограф всегда был, является сейчас и будет в будущем серьезным политическим инструментом. Но если говорить конкретно о фильме «Операция "Арго"», то фильм действительно хорошо снят. Я смотрел эту киноленту, мне очень понравилась и игра актеров, и режиссура. При этом я понимаю, что сам фильм – политизирован. Есть некое передергивание ситуации, ощущается какой-то фанатизм.
И в принципе, понятно, что в США вручаются премии таким патриотическим фильмам. Нам это не грозит в ближайшее время, так как нам такие фильмы не удаются. Патриотические фильмы надо еще уметь снимать (никого не хочу обидеть). У нас сейчас это делать особо некому. Вот недавно ушел один из мастеров. К тому же мы пока не разобрались со своей историей. Мы не можем определится, по каким учебникам должны учиться дети.
Если вернуться к победителю «Оскара», фильм «Операция "Арго"» снят достойно.
Остальные премии «Оскара» присвоены также честно. Фильм «Линкольн» - тоже достаточно политизированный. Это часть истории, которая интересует только американцев.
То, что приз вручала Мишель Обама – в этом не только политика. На самом деле она – красивая женщина, умеет работать на камеру. И ее участие в церемонии вручения киноприза выглядит красиво. К тому же в США супруга президента, как правило, ведет активную общественную жизнь. И Мишель лишь подтверждает это правило.