Статья
4448 16 сентября 2014 12:07

Особый статус

Верховная Рада Украины приняла законы «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».

Документ определяет на три года статус части Луганской и Донецкой областей, контролируемых ополченцами. Согласно закону, на этих территориях вводится «особый порядок местного самоуправления», а также предлагается амнистия для участников сражений.

Пункт о предоставлении особого статуса территориям, контролируемым ополченцами, включен в Протокол о перемирии, подписанный в Минске 5 сентября. Детально статус, как и другие пункты договора, прописан не был. Это позволило каждой из сторон делать свои заявления о будущем территорий востока Украины. Руководство ДНР выступило с заявлением о том, что республика руководствуется решением о независимом статусе своей территории.

Закон об особом статусе Донбасса в целом соответствует переговорным позициям, озвученным российской стороной 1 сентября в Минске на встрече, предшествовавшей подписанию перемирия. Об этом заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий. По мнению руководителя республики, уже можно говорить об определенных шагах со стороны Порошенко по поддержанию мира на востоке Украины.

В принятом Верховной Радой законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» установлено: «Согласно этому закону, временно, на три года со дня обретения этим законом действия, вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

«Отдельные районы Луганской и Донецкой областей» — районы, которые в настоящее время контролируют силы Новороссии. В них входят «города, поселки, села, расположенные на день обретения действия этим законом в пределах района проведения АТО, определенного согласно закону Украины "О борьбе с терроризмом". Представители ополчения отмечают, что все территории Луганской и Донецкой областей должны принадлежать ДНР и ЛНР.

Законом устанавливается проведение на территориях с особым статусом внеочередных местных выборов на 7 декабря 2014 года. «Полномочие депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены», — сказано в документе. Кроме того, вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предполагает участие органов местного самоуправления.

В принятом законе один из пунктов посвящен использованию русского языка без придания ему статуса регионального или государственного языка. Право использовать русский или любой другой язык «гарантируется государством» «в общественной и частной жизни». Также гарантируется «изучение и поддержка русского и любого другого языка, их свободное развитие и равноправие».

Закон «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» утверждает амнистию для участников конфликта на востоке Украины. Согласно документу, государство гарантирует «недопущение уголовного преследования, привлечения к криминальной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей».«Запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, которые имели место в Донецкой, Луганской областях», — говорится в законе. Предлагаемая Киевом амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие преступления.

Экономическое, социальное и культурное развитие отдельных районов Донбасса будет обсуждаться правительством Украины с «соответствующими органами местного самоуправления». Прежде киевские политики не раз заявляли, что для восстановления востока Украины понадобятся существенные затраты.

«Господдержка состоит во введении отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов, расположенных в отдельных районах», — объясняется в законе.

«В законе о госбюджете Украины каждый год предполагаются расходы, которые направляются на господдержку социально-экономического развития отдельных районов», — отмечается в документе, при этом объем выделяемых средств «не может меняться при сокращении утвержденных бюджетных назначений».

Районы с особым статусом, по принятому закону, могут «усиливать и углублять добрососедские отношения» с «административно-территориальными единицами Российской Федерации». Создается «народная милиция» из местных жителей, которая будет управляться местными властями Донбасса.

Николай Левченко, депутат Верховной Рады Украины, член Партии регионов, уроженец Донецка, прокомментировал пресс-центру Новороссия законопроект об особом статусе ДНР и ЛНР, принятый Верховной радой Украины 16 сентября. Левченко объяснил, почему поддержал данный законопроект. «Нужно принимать решение, как убедить жителей Юго-востока остаться в составе Украины, объяснить, почему им должно быть комфортно в этой стране, и гарантировать их права и свободы. Несмотря на то, что я настороженно отношусь к инициативам Порошенко и сегодняшнего правительства, я голосовал за этот законопроект. Хоть он не решает все вопросы Донбасса исчерпывающе, но он будет способствовать установлению мира», - заявил Николай Левченко.

В то же время, Левченко отметил недостаточную юрисдикцию и несвоевременность законопроекта об особом статусе регионов Донбасса. «Первое и очень важное: юрисдикция этого закона не будет распространяться не на всю территорию Донецкой и Луганской областей. Второе - решать статус этих территорий нужно было путем внесения изменений в Конституцию, и мы говорили об этом еще до начала вооруженного конфликта на Донбассе. Все могло быть остановлено в самом начале, если бы люди, которые путем вооруженного переворота пришли к власти на Украине, проявили мудрость и внимание к своим гражданам, которые проживают на юго-востоке страны. Сегодня, к сожалению, массово погибают мирные жители, мы наблюдаем гуманитарную катастрофу на Донбассе», - заявил депутат от Партии Регионов.

На прошлой неделе на заседании кабинета министров президент Украины заявил, что законопроект об особом статусе отдельных районов Луганской и Донецкой областей будет внесён в парламент, отметив, что минский протокол не предусматривает ни федерализации, ни отчуждения украинских территорий. Законопроект был внесен в Раду 16 сентября.

Ранее президент России Владимир Путин и президент Украины выразили удовлетворение тем, как в целом соблюдается режим перемирия. О телефонных переговорах двух президентов сообщает официальный сайт Президента России. Путин подтвердил готовность содействовать мирному урегулированию кризиса на Украине.

Киевские власти в апреле начали на востоке Украины силовую операцию против недовольных февральским госпереворотом жителей региона. После недельного перемирия бои на Донбассе вспыхнули с новой силой. Президент Украины Петр Порошенко заявлял о том, что военная операция будет вестись до полной победы над ополченцами, обещая, что боевые действия принесут успех уже в течение недели. В начале июля ополченцы покинули Славянск и Краматорск. Министр обороны ДНР Игорь Стрелков заявил о том, что оборона Славянска потеряла стратегический смысл, а народную армию было необходимо вывести из кольца окружения украинской армии. До 95% гарнизона ополчения удалось передислоцировать в Донецк. После этого ополченцы оставили еще и город Снежное. Бомбардировкам и обстрелам подвергались населенные пункты, мирные жители. Луганск столкнулся с гуманитарной катастрофой. Позже ситуация на фронте изменилась, 10-11 июня армия Новороссии перешла в контрнаступление, нанеся войскам Киева несколько серьезных ударов, южная группировка киевских войск оказалась «в котле». Киев ответил наращиванием боевых действий с северного и западного направлений. В конце августа ополченцы отбили у армии несколько городов и получили выход к Азовскому морю.

Жертвами конфликта, только по официальным данным ООН, стали уже более 2,7 тысячи мирных жителей. В Москве спецоперацию назвали карательной и неоднократно призывали мировое сообщество принять все возможные меры для перемирия. В рамках встречи контактной группы по урегулированию кризиса на Украине, которая прошла в Минске 5 сентября, киевские власти и ополченцы Донбасса договорились о прекращении огня, которое вступило в силу с 19.00 мск того же дня. Боевые действия с обеих сторон приостановлены. Основой для мирного урегулирования стал «План Путина», согласно которому Донецкая и Луганская области получают статусы особых территорий.

Конфликт на востоке Украины послужил поводом для введения международных санкций против России со стороны США, Канады, Японии и стран Европы.

Комментарии экспертов

То, что Киев пытается решить проблему Донбасса мирным способом, то, что обещана новая редакция Конституции — в целом хороший знак. Но этого мало. Республики по-прежнему требуют независимости. И это естественное требование жителей городов, обстрелянных украинской армией.

Вернется ли Донбасс в состав Украины? Это большой вопрос. Вопрос, решение которого лежит не столько в правовом, сколько в нравственном поле. Киевским властям надо прекратить называть ополченцев террористами. Надо вступить в прямой и, главное, равноправный диалог с ними.

К чему приведет такой диалог? Спектр возможных решений широкий — от реальной автономии Донбасса в составе Украины до образования на его территории не зависимого от Украины, но при этом и не враждебного ей государства. И то и другое лучше войны.

План Порошенко — это капитуляция ополчения. Совершенно такая же капитуляция, которую он предлагал ополченцам как условие своего первого плана перемирия: «Я прекращаю, а вы складываете оружие». Конечно же, в принятых Радой законах нет ничего из того, что требовали для себя ЛНР и ДНР. Ополченцы воевали не за то, что сейчас предложил им Киев.

Закон определяет, что порядок особого статуса распространяется только на ту часть, которую сейчас занимает ополчение, — треть Луганской и Донецкой областей, это совершенно неприемлемо для Новороссии. И это не совсем справедливая ситуация, потому что наступление ополчения было остановлено искусственно, дипломатическими методами и благодаря усилиям со стороны России, в том числе.

Русский язык не получает статуса государственного. В законе говорится, что жители региона имеют право использовать его в общественной жизни. Но это и раньше было. Не убивали за то, что говорили на русском языке. Но в государственных организациях жители ЛНР и ДНР не смогут его использовать. Если в русском садике воспитатель должен говорить на русском языке, то русский воспитатель в ДНР и ЛНР по закону Украины должен говорить на украинском языке. Никакого компромисса здесь не наблюдается.

Особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов. В этом пункте некое отступление было дано, но это идёт в русле той децентрализации, которая предлагается и другим районам.

Амнистия. С одной стороны объявляется амнистия, а с другой стороны выдвигается ряд существенных статей, которые отменяют эту амнистию. Исходя из характера той военной операции, которая была на Донбассе всё последнее время, фактически все ополченцы выведены из-под амнистии. Зачем им соглашаться?

Майдан в значительной степени обострился потому, что Янукович внёс статьи, по которым люди получали судебные сроки, и во многом люди стояли на Майдане просто затем, чтобы не сесть в тюрьму. Сейчас такая же ситуация. Победивший Майдан, по сути дела, предъявляет те же самые условия, предъявлявшиеся им Януковичем, с которым они были не согласны. То есть законом определено, что все ополченцы сейчас сядут в тюрьму.

Ситуация с экономическим блоком. Новороссия хотела иметь возможность интеграции с Таможенным союзом, больше связей с Россией и т.д. Формулировка принятого закона очень обтекаема. Говорить о том, что Россия сможет инвестировать свои деньги в восстановление Донбасса, можно. Но как теперь реализовать интеграцию в Таможенный союз при том, что основная часть Украины имеет интеграцию с ЕС, не совсем понятно. Но это очень серьёзная вещь.

Если одна страна живёт в двух экономических измерениях, это приводит к тому, что нужно иметь две экономических политики, две налоговых политики. В реальной жизни на границах между условно Донецкой областью и основной частью Украины должна встать таможня. Ни о чём подобном в законе не сказано. И всё трактовать можно как угодно. И, конечно же, статус три года — это насмешка.

Принятый закон — это тот максимум, на который Киев может сейчас пойти. Порошенко достаточно дипломатичный человек, который привык решать всё компромиссами, не идёт на обострение, умеет договариваться. Но сейчас самая правая часть украинского общества, которая на сегодняшний день является очень большой, очень агрессивна, ситуация накалена. Если бы президент, предложивший этот закон, пошел дальше, его бы обвинили в предательстве интересов Украины.

Вопрос сейчас в том, что будет делать ополчение. Понятно, что закон для Новороссии совершенно неприемлем. При его прочтении становится очевидно, что решения вопросов переговорным путём, наверное, не существует. Украина, проиграв военную операцию и стоя на краю экономической катастрофы, смогла заключить перемирие на своих условиях, не поступившись совершенно ничем.

Порошенко не может ждать, у него выборы в конце октября — времени вообще не осталось. И, исходя из политического расклада, заявленного на выборах, скорее всего, в Раде большинство будет настроено более радикально, чем Порошенко. Если бы Порошенко сейчас затягивал с принятыми законами, это дало бы возможность некоего додумывания ситуации и т.д. Тогда жесткость риторики в отношении ДНР и ЛНР была бы ещё выше. Это было бы опасно и для самого Порошенко.

Президент Украины пытается каким-то образом смягчить ситуацию, дождаться через два месяца будет иная Рада, которая не будет говорить лишь одно слово «война». Порошенко, инициировав этот закон, попытался обезопасить свои позиции. Он должен быть хотя бы декларативно президентом примирения и запада и востока.

Если говорить о ближайших перспективах для ЛНР и ДНР, скорее всего, мы станем свидетелями попытки переворота в республиках. Внутри Новороссии вызывает критику и Минское соглашение, и сговорчивость руководителей ЛНР и ДНР. Мы уже видим со стороны Мозгового, Козицына совершенно явное неповиновение, и уже есть очевидные попытки противодействовать. В течение недели-двух, а больше времени у них, наверное, нет, они попытаются взять власть в свои руки и сбросить нынешнее руководство республик. И скорее всего, это у них получится, потому что поддержка народа однозначно на их стороне.

Начнётся война. В этой войне ополченцам будет сложнее, чем в прошлой войне. Всё закончится до конца ноября, и может быть, это будет более глубокий компромисс, но не независимость. И уже начиная где-то с весны, мы будем видеть более активные антикиевские выступления со стороны областей, соседних Донецку и Луганску».

Статус у Донецкой и Луганской народных республик может быть только один — независимое государство. И рано или поздно господину Порошенко придётся с этим смириться. Мирный план со стороны Украины по-прежнему не выполняется. Позавчера в Донецке был самый сильный за всю историю этой войны артиллерийский обстрел — погибло 20 мирных жителей.

Позиция Порошенко, которую законодательно одобрила Рада, необъективная, односторонняя и не рождена в переговорах, а исключительно им самим как идея хоть как-то зафиксировать территории народных республик Донбасса в составе Украины. Это, конечно, невозможно, это полная иллюзия. Украина не контролирует эти территории и контролировать не будет. Донбасс не будет Украиной никогда.

Я бы стремился всё-таки включить в повестку дня вопрос о том, что города, оккупированные украинской армией, которые проголосовали на референдуме, поддержали декларацию о независимости Донецкой и Луганской народных республик — это территория ДНР и ЛНР.

Мы опираемся только на волеизъявление людей на референдуме 11 мая, которые сказали: «Да, независимости быть». И именно воля людей, а не какие-то временные военные успехи или неудачи могут быть и должны являться основанием для пребывания территории в том или ином статусе. На сегодняшний день, по моему глубокому убеждению, статус может быть только один — это независимость.

В ходе переговоров, которые состоялись 5 сентября сего года в Минске в рамках контактной группы, на которой присутствовали также и представители ополченцев из Донбасса, была достигнута договорённость и о предоставлении региону особого статуса. Реализацию этого обязательства президент Украины взял на себя, и сегодня соответствующие законы были подписаны.

С принятием этих законов государство гарантирует недопущение уголовного преследования, привлечения к криминальной и административной ответственности, наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, государство гарантирует право использования русского или другого языка в общественной и частной жизни.

Очень важно то, что будет оказана господдержка этим регионам, будут восстановлены объекты промышленности, транспорта и социальной инфраструктуры и т.д., которые были разбиты в ходе боевых действий. И это важный момент, касающийся взаимодействия центрального правительства и этих регионов.

Принят еще ряд важных положений, например, права, которые получают эти два региона при определении внешней политики государств. Но лидеры ополченцев заявляют, что ряд принципиальных вопросов не решен. Кроме этого, уже сейчас на майдане опять собираются боевики, члены добровольческих батальонов, которые выражают недовольство политикой Верховной Рады и политикой правительства, которые требуют более радикальных действий в отношении ополченцев Донбасса.

Порошенко должен быть внимательным в дальнейших шагах по вопросу востока Украины, лавировать. Он должен учитывать мнение России, без которого стабильного положения дел на востоке Украины добиться будет невозможно. Сейчас есть более-менее устойчивый диалог между Порошенко и Путиным.

Если обратить внимание на происходящие в настоящее время в Европе, то станет очевидно, что вопрос с самоопределением Новороссии не единичен. Шотландия планирует референдум о своей независимости. Показательно то, что Лондон не вводит туда войска, не перебрасывает спецотряды, не начинает шотландцев душить, обстреливать и сажать. То же самое мы наблюдаем в Испании – Каталонии. Они тоже хотят получить независимость, но испанское правительство также ни в кого не. Они готовы договариваться в рамках ЕС о каких-то новых конфигурациях. Украине стоит также идти по этому пути, за этим примером.

Порошенко - человек, умеющий принимать взвешенные, разумные решения, он бизнесмен, привык к компромиссам, привык договариваться. Но политика – это искусство возможного. Украина стоит перед угрозой дефолта: денег нет, экономика разваливается. Важно договориться с ополченцами, снять напряжение от конфликта. Киев нашел какую-то формулу относительно взаимодействия с ЕС, и учёта интересов России, значит можно, при желании, это сделать и в отношении ЛНР и ДНР.

Закон об особом статусе частей Луганской и Донецкой областей– это маленький шажок вперёд. И то он подвергнут жёсткой критике со стороны Тимошенко, Ляшко, того же Яценюка - ожидаемо, у них предвыборная конкуренция. Поэтому мы пока ждём, когда пройдут выборы и как будет развиваться  ситуация после них. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".