Открытие "Кинотавра"
В Сочи стартует 20-й юбилейный кинофестиваль "Кинотавр". Организаторы намерены собрать в Сочи лауреатов кинофорума за 20 лет и вывести их на сцену. Особенностью этого года станет показ ретроспективы "Россия вне России" - фильмов русской эмиграции.
Бюджет XX Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" сократился более чем на треть, однако его организаторы надеются, что юбилейный фестиваль пройдет на традиционно высоком уровне.
"Мы сократили фестиваль на один день, в остальном он будет рабочим, традиционным, хотя кризис, конечно, сказался. Мы бессильны перед повышением цен, немного ужались по программе, по прессе, по гостям. Однако мы уверены, что все юбилейные мероприятия состоятся, рабочий процесс и развлекательная часть сохранят свой прежний баланс. Для нас это хоть и юбилейный фестиваль, проходящий в кризис, но по всем технологическим и творческим параметрам он все равно рабочий", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-центре фестиваля.
"Если в прошлом году бюджет "Кинотавра" вместе с операционной деятельностью составлял $5,5 млн, то в этом году планируется его снизить более чем на треть, до $3,5 млн.", - сказал сотрудник пресс-центра.
Он пояснил, что в прошлом году на проведение фестиваля Минкультуры РФ выделило 10 млн рублей, Краснодарский край - 3 млн. "Государственных денег было всегда относительно немного, но мы благодарны и за то, что было, что есть. В этом году от Минкультуры нам выделяют 5 млн, а от Краснодарского края - 1,5 млн рублей. Впрочем, государственное финансирование в совокупности и ранее составляло не более 8-10% бюджета фестиваля", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что у. "Это работа крайне сложная, так как все разъехались. Но мы пытаемся привезти по возможности всех, в том числе победителей первых "Кинотавров", когда существовали два конкурса: "Кино для всех" и "Кино не для всех". Мы надеемся, что нам удастся показать наших героев, лауреатов, и это будет важный и трогательный момент для фестиваля "Кинотавр", - сказал сотрудник пресс-центра.
Кроме того, по его словам, на фестивале будет показана ретроспектива "Россия вне России", составленная из фильмов русской эмиграции первой волны, которые в РФ никто не видел, за исключением узкого круга профессионалов. "Ретроспектива включает работы ведущих кинорежиссеров русской и европейской эмиграции первой волны - Яков Протазанов, Александр Волков, Станислав Старевич, Иван Мозжухин. Русский Голливуд заявлен фильмом с участием Михаила Чехова. Это принципиально важная программа. Это фильмы, которые необходимо знать и понимать. Подборка фильмов показывает путь эволюции кинематографа русского зарубежья от попытки консервации стиля русского дореволюционного кино на Западе до его постепенной ассимилляции в новом культурном контексте ", - отметил собеседник агентства.
Всего в рамках ретроспективы будут показаны шесть фильмов: "Дитя карнавала" (режиссер Иван Мозжухин, 1921 год), "Ужасное приключение" (режиссер Яков Протазанов, 1922 год), "Кин, или гений и беспутство" (режиссер Александр Волков, 1923 год), "Ностальгия" (режиссер Виктор Туржанский, 1937 год), "Роман о лисе" (режиссер Владислав Старевич, 1936-1937 годы) и "Песнь о России" (режиссер Григорий Ратов, 1944 год).
XX Юбилейный Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" пройдет в Сочи с 7 по 14 июня.
Постановка вопроса о том, что сегодня кино превращается в развлечение, представляется мне нелепой. Конечно, кино - это в первую очередь развлечение. Конечно, публика хочет развлекаться. И во все времена так было - люди требовали хлеба и зрелищ. Что же тут удивительного? Если же говорить о качестве этих развлечений, то оно постепенно в последние годы становится все более низким. И это тоже вполне объяснимо.
Советское массовое кино в первую очередь преследовало идеологические цели, художественная и политическая ценность картины стояли во главе угла, а прибыль (кстати, советский кинематограф был весьма прибыльным) - прибыль все же была вторичной. Теперь всех в российском кино волнуют только деньги.
Так что, когда я слышу плач о том, что российское кино умирает, я никак не могу посочувствовать этой трагедии. Именно те люди, которые плачут, его и убили. Может быть, новое поколение кинематографистов окажется умнее и при этом будет иметь больше вкуса. Будем надеяться на лучшее.
Нынешний «Кинотавр» юбилейный, 20-й. В некотором смысле – итоговый, по сути, подводящий черту под неким этапом двадцатилетней истории постсоветского кино. Видимо, и сами организаторы это чувствуют. Недаром два первых приза будут вручены отцам-основателям первого российского кинофестиваля – посмертно Олегу Янковскому и отошедшему от дел Марку Рудинштейну.
В основной конкурсной программе 12 картин и это очень сильные работы. Вообще не припомню такой сильной программы за все время существования фестиваля. Это и дебют Василия Сигарева «Волчок» и новые фильма Ивана Вырыпаева, Николая Хомерики, Веры Сторожевой, Бориса Хлебникова, Ларисы Садиловой, Игоря Волошина.
Кто говорит, что в российском кино кризис? Плюньте тому в его бесстыжие глаза! Да в российском кино расцвет, почти такой же, какой был в середине двадцатых и в начале шестидесятых. Когда еще у нас появлялось столько новых громких имен? Когда еще снималось столько отличных фильмов?
Конечно, кризис повлиял на кинопроизводство. Но загляните на киностудии. Попробуйте найти сейчас в Москве безработного сценариста, режиссера, оператора, звукорежиссера. Все работают. Все снимают. Механизмы господдержки тоже начинают потихоньку запускаться. Так что перспективы у российского кино отличные. Гораздо лучше, чем, например, у автопрома.