Оценка возможностей
Конец июля 2012 года ознаменовался оживлением российско-итальянского диалога на высшем уровне. 23 июля президент РФ Владимир Путин в Сочи провел переговоры с председателем совета министров Италии Марио Монти. Основное внимание лидеры двух стран уделили текущему состоянию и перспективам развития двустороннего взаимодействия в инвестиционной и топливно-энергетической сферах. Была затронута проблематика культурно-гуманитарного диалога. Помимо этого Путин и Монти обсудили комплекс региональных и международных проблем. Здесь ключевыми темами стал кризис еврозоны, партнёрство России с Евросоюзом и НАТО, а также кризис в Сирии. Практических решений по итогам консультаций принято не было.
Переговоры в Сочи стали давно назревшим мероприятием в рамках прямого политического диалога между Россией и Италией. Высшее руководство РФ смогло обстоятельно пообщаться с Монти впервые после его назначения на пост главы итальянского правительства в ноябре 2011 года. До этого диалог на высшем уровне проходил лишь в рамках эпизодических встреч «на полях» международных форумов. Также следует учитывать, что до июля с.г. Италия оставалась единственным видным партнером РФ из числа государств Западной Европы, с руководством которой Путин не провел переговоров после возвращения на пост главы государства. Двух других стратегических контрагентов в ЕС, ФРГ и Францию, он посетил ещё 1 июня. Пауза в отношениях более чем затянулась. И устранить её позволила сочинская встреча в верхах.
В то же время в содержательном плане российско-итальянский контакт на высшем уровне свелся к оценке возможностей. И такой статус первой встречи Путина и Монти не был секретом. Анонсируя визит итальянского премьера в Россию, пресс-служба президента сообщила, что лидеры двух стран сосредоточатся на полноформатной «сверке часов» по ключевым вопросам двустороннего и международного сотрудничества. То есть ещё в ходе подготовки встречи подразумевалось, что она будет носить оценочный характер. Подтверждением этому стали итоги консультаций. Они вселись к совместной пресс-конференции Путина и Монти без подписания каких-либо документов.
Основной причиной оценочного характера переговоров в Сочи стал их промежуточный статус. Они прошли в рамках подготовки восьмого раунда российско-итальянских межгосударственных консультаций на высшем уровне с участием министров правительств двух стран. Предполагается, что данное мероприятие должно пройти осенью с.г. На нём планируется не только обсуждение всех содержательных вопросов двусторонних отношений, но и подписание ряда документов, способных расширить торгово-экономические связи по линии Москва-Рим. Понятно, что держа в уме прикладное наполнение восьмого раунда консультаций на высшем уровне, Путин и Монти не имели мотивов для принятия каких-либо решений в Сочи. Они лишь прошлись по повестке дня будущего саммита и обсудили его наиболее спорные моменты. Теперь у экспертов, работающих по конкретным вопросам, есть дополнительный стимул для выработки взаимовыгодных решений. Особенно в области энергетики, которая обещает стать основной экономической темой будущей встречи.
Помимо этого нельзя сбрасывать со счетов транзитный статус кабинета министров Монти. Он является временным, техническим правительством, которое будет исполнять свои обязанности до очередных выборов в парламент, намеченных на весну 2013 года. После этого власть в Италии перейдет к совету министров, сформированному партией или группой партий, получивших большинство в нижней палате законодательного органа.
Получается, что текущие возможности команды Монти ограничены как во временном, так и в функциональном плане. Она не может принимать решений стратегического характера, требующих длительного согласования и серьезных инвестиций. Кроме того, в своём политико-экономическом планировании итальянский кабинет формирует график действий лишь до начала апреля 2013 года – заключительного срока для проведения парламентских выборов. Во многом именно этим объясняется тот факт, что Путин не счел необходимым заезжать в Италию во время своего европейского турне в июне. В отличие от канцлера ФРГ Ангелы Меркель и нового президента Франции Франсуа Олланда, Монти выглядит временной фигурой.
На общий характер двусторонних отношений также накладывает отпечаток финансово-экономическое состояние Италии и ЕС в целом. Республика относится к числу проблемных европейских государств. Её экономика отягощена существенным госдолгом и перманентным дефицитом бюджета. Пока Италия не входит в пул главных европейских «больных». Но всё больше приближается к «зоне риска». В таких условиях расширять торгово-экономические связи с Римом весьма проблематично. Отсутствует уверенность в их долгосрочном стабильном развитии.
Максим МИНАЕВ