ПАК ФА продолжают испытывать
Проходящий летные испытания в подмосковном Жуковском перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) оснащен новым катапультным креслом, заявил генеральный директор и главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков.
Сергей Поздняков сообщил: «На этот самолет поставлено катапультное кресло пятого поколения. Оно по ряду параметров превосходят предыдущие кресла, стоящие на самолетах ВВС России», передает «Интерфакс».
Первый летный образец самолета пятого поколения проходит испытания в ЛИИ Громова (Жуковский). Катапультное кресло для второго опытного летного образца ПАК ФА также уже поставлено компании «Сухой», рассказал главный конструктор.
Он сообщил, что параллельно с испытаниями самолета ведутся испытания и катапультного кресла. Они проходят на наземной ракетной дорожке из-за отсутствия в России самолетов-лабораторий. «Раньше в стране было несколько самолетов, специально оборудованных второй кабиной, в которую можно было установить для проведения испытаний кресло с манекеном, например МиГ-31, а до него МиГ-25, Ан-12. Сейчас ни одной такой летающей лаборатории в России не осталось, поэтому отработка идет на полигоне в Фаустово (Московская область) на наземной ракетной дорожке», - сказал Поздняков.
Он добавил, что раньше при испытаниях рядом с самолетом-лабораторией летел самолет, который снимал все этапы от выхода кресла из кабины до момента посадки. Сейчас вдоль ракетной дорожки на полигоне установлены видеокамеры, с помощью которых ведется запись испытаний. Это более сложный способ оценки работы кресла, отметил главный конструктор.
Сергей Поздняков отметил, что завершить испытания катапультного кресла нового поколения планируется в этом году, причем снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на ПАК ФА также будут новыми - их разработка и испытания также завершатся в этом году.
Анатолий Долинин, историк науки и техники:
Очень важно, что разработки самолета активно продолжаются. Разработка такого высокотехнологичного и современного авиационного комплекса - это доказательство перспективности и состоятельности государства. Почему такое внимание уделяется катапульному креслу?
Катапультное кресло - важная деталь в первую очередь не для самолета, а для пилота, так как это единственная возможность спастись в опасной ситуации. Но, безусловно, сложности по-прежнему есть, и, более того, они будут всегда. Или это ситуация с отсутствием должного оборудования для экспериментов, или еще что-то – не одно, так другое. Хотя в последние годы финансирование и внимание к развитию авиации вернулось, а ПАК ФА вообще должен стать нашей гордостью.