Переговоры по Нагорному Карабаху
В Сочи состоялась встреча Дмитрия Медведева с президентами Азербайджана и Армении по вопросам урегулирования Нагорно-карабахского конфликта. Это уже пятая по счету встреча лидеров РФ, Армении и Азербайджана в трехстороннем формате, передает "Интерфакс".
"Сегодня был продолжен начатый в прошлом году разговор, который подкрепляет усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) по поиску мирного урегулирования, которое было бы приемлемо для всех заинтересованных сторон", - сообщил министр.
Он пояснил, что в ходе встречи рассматривались конкретные предложения, которые представили сопредседатели Минской группы. "Есть общее понимание по преамбуле этого документа. Всеми было признано полезным, что такой документ существует, потому что он дает возможность вести разговор не абстрактно, а в привязке к конкретным формулировкам", - отметил Сергей Лавров.
В конце прошлой недели сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявили, что, посетив Ереван и Баку, передали президентам Армении и Азербайджана обновленный вариант Мадридских принципов, содержащих базовые подходы к нагорно-карабахскому урегулированию. Их согласование сторонами конфликта позволит приступить к выработке текста мирного соглашения
Мадридские принципы в первоначальном варианте были переданы президентам Азербайджана и Армении на саммите ОБСЕ в 2007 году. Они, в частности, предполагают возвращение под контроль Азербайджана территорий вокруг Нагорного Карабаха и предоставление региону временного статуса, предусматривающего гарантии безопасности и автономии.
В документе также оговаривается создание коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, определение в будущем окончательного юридического статуса Нагорного Карабаха в рамках голосования, право всех беженцев и перемещенных лиц вернуться домой и международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.
История этого конфликта началась еще в 1988 году. Тогда созданная на территории Азербайджана Нагорно-Карабахская автономная область объявила о намерении выйти из состава Азербайджанской ССР и войти в Армению. Это привело к открытому вооруженному противостоянию в регионе в начале 90-х годов прошлого века.
10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором 99,89% населения высказалось за полную независимость от Азербайджана. После этого начались широкомасштабные военные действия, в результате которых Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семью районами, сообщается в справочной информации ИТАР-ТАСС.
В результате конфликта между армянами и азербайджанцами около 15 тысяч человек погибли и около 1 млн были вынуждены покинуть свои дома. С 12 мая 1994 года, после подписания в Бишкеке договора о перемирии, боевые действия прекратились. С 1992 года переговоры по мирному урегулированию ведутся в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Лидеры Азербайджана и Армении встречаются регулярно.Есть также нюанс в отношении Нагорного Карабаха - сам по себе он не является стороной переговоров.
На протяжении всего переговорного процесса позиции сторон в основе своей остаются неизменными. Баку настаивает на освобождении занятых азербайджанских территорий и возвращении беженцев, а только затем считает необходимым переходить к определению статуса Нагорного Карабаха. Азербайджан готов предоставить этому региону самый высокий статус автономии в составе своей республики.
Первоочередным вопросом для Армении является определение политического статуса НК (при этом подчинение Азербайджану исключается), международное признание Нагорного Карабаха, а лишь затем устранение последствий военных действий.
В Кремле неоднократно подчеркивали, что Россия "не навязывает участникам конфликта каких-либо рецептов извне и готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности - выступить гарантом урегулирования".
Говоря о роли России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, хотелось бы отметить, что посредническая работа не могла строиться на пропагандистской основе. Она могла быть построена исключительно на реалистической основе. И поэтому Россия постоянно показывала на протяжении и своего собственного посредничества, и дальнейшей совместной работы с с Минской группой, что ситуация вокруг этого конфликта несколько необычна.
Например, в итоговом документе саммита ОБСЕ от декабря 1994 года в том, что касается конфликтов вокруг Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья идёт поимённое перечисление каждой конфликтующей стороны. А в той части документа, которая касается Нагорного Карабаха почему-то ни разу не упомянута ни Армения, ни Азербайджан. Повторяется формулировка «конфликтующие стороны» или просто «стороны». Достаточно было обратить внимание на это.
Почему здесь не упоминаются два государства, которые явно участники этого конфликта? В одном месте идёт такая формулировка – «все стороны конфликта». Если бы это были только Армения и Азербайджан, то достаточно было бы сказать «обе стороны конфликта». Нет, в документе написано - «все». Вот та формула, которая подразумевает Нагорный Карабах конфликтующей стороной, и отсюда - как участников переговоров по урегулированию этого конфликта. Мелочь, казалось бы, но ведь проект итогового документа саммита не мог строиться таким образом, чтобы возбудить бурную дискуссию и ни к чему не прийти.
И вовсе не Россия виновата в том, что Нагорный Карабах оказался вне переговоров. Думаю, в Армении есть много людей, понимающий из-за чего это произошло. Это произошло в результате длинной серии встреч двустороннего характера между руководителями Азербайджана и Армении. Поэтому каким-то образом в контексте этого вопроса бросать тень на посредничество России просто несостоятельно.
Диалог по урегулированию нагорно-карабахского конфликта идет сейчас на фоне улучшения отношений Армении и Турции. И здесь делается акцент на том, что вопросы Нагорного Карабаха и вопросы отношений между Арменией и Турцией должны быть разделены. Это совершенно разные вопросы.
Конечно, движение в сторону улучшения отношений между Арменией и Турцией даёт и новые вызовы, и новые возможности. Понятно, что для Армении это вопрос геноцида, вопрос диаспор, вопрос оппозиции и т.д. Для России вызов тоже есть: если отношения между Арменией и Турцией будут нормализованы, то, по большому счёту, исчезает необходимость нахождения русской военной базы в Армении.
Что касается непосредственно урегулирования, то есть позиция, что если по данному конфликту не получается добиться прорыва и улучшения, то лучше оставить то, что есть сегодня. Но это все уже уходит в прошлое. Добиваться сохранения того, что есть, уже нельзя, надо делать что-то новое. Вопрос в том, готовы ли стороны к этому новому.
Что касается Грузии, то она имеет тенденцию потери своей функции главного транзитёра на Кавказе. Причиной тому - не только улучшение отношений между Армений и Турцией, но и события в Южной Осетии, признание её независимости Россией. В то же время оживились разговоры о восстановлении отношений между Россией и Грузией, то есть Грузия пытается остаться политике, а не уйти на задний план.
Разделение всех этих вопросов полностью отвечает интересам сторон. Сейчас идёт реальное согласование политики между Москвой, Анкарой и Ереваном. Это очень хорошо. Впервые за долгое время я могу сказать, что работа нашего МИДа в данном случае очень позитивна, и оцениваю я её высоко.