Статья
1289 13 июня 2014 11:31

Первоочередные действия

Власти Донецкой и Луганской народных республик представили «программы первоочередных действий».

Основные цели правительств самопровозглашённых республик практически тождественны. Это неудивительно: как сообщил лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев, ДНР и ЛНР уже ведут работу по созданию совместной конституции, правительства и парламента.

В республиках намерены в ближайшие 2 года провести выборы в Верховный совет, полностью модернизировать промышленность, национализировать украинскую госсобственность и предприятия олигархов.

Также на территории ДНР и ЛНР объявляется переходный этап, в течение которого будут созданы основы «нового государства», а «все органы власти Украины, действующие на территории республики, должны перейти в подчинение правительству».

Кроме того, власти самопровозглашённых республик планируют до конца 2016 года создать союзное государство с Россией, предусматривающее, как говорится в программе, единое политическое, экономическое и культурное пространство, а также общую систему безопасности. До конца лета 2014 года ДНР и ЛНР намерены открыть границу с Россией и отменить таможенный контроль.

Вся законодательная база республик будет приведена в соответствие с «принципами российского законодательства». При этом, как заверил вице-премьер ДНР Андрей Пургин, власти республики не собираются «копировать политическую систему России». «В перспективе наше законодательство должно на 80% совпадать с законодательством России», — отметил он.

Что касается социальной сферы, то, как говорится в программе развития ЛНР, власти республики до осени выплатят компенсации семьям погибших и пострадавшим в результате силовой операции, проводимой киевскими властями. «Семьям погибших военнослужащих выплатит по 190 тысяч гривен. Семьям погибших мирных граждан выплатит по 160 тысяч гривен. Пострадавшим военнослужащим, ставшим инвалидами – 100 тысяч гривен. Пострадавшим гражданам, ставшим инвалидами – 80 тысяч гривен. Военнослужащим, получившим тяжелые ранения - 20 тысяч гривен, легкие ранения – 10 тысяч гривен. Гражданам, получившим тяжелые ранения - 15 тысяч гривен, легкие ранения – 8 тысяч гривен», - сказано в документе.

Также будут учреждены республиканская комиссия и специальный фонд, которые займутся координацией работы в сфере доставки и распределения гуманитарной помощи.

Кроме того, будет организован процесс возврата «на родину» беженцев после окончания боевых действий.

Как отмечается в программах, власти республик обязуются увеличить доплаты пособий, стипендий и пенсий на 25%, а также отменить двукратное повышение тарифов на коммунальные услуги.

В течение двух лет будет принята долгосрочная программа поддержки материнства и детства, организованы дополнительные выплаты пособий на рождение детей и специальные выплаты для многодетных семей.

По замыслу властей ДНР и ЛНР, 2016 год должен стать решающим «для новых государств». Задача республик до конца этого года – достичь уровня жизни, «сопоставимого с уровнем жизни граждан Российской Федерации и Европейского Союза». «Для сравнения: ВРП на душу населения в соседнем российском регионе составляет 6,4 тысячи долларов (в Луганской  – 3,2 тысячи долларов). Средняя ежемесячная заработная плата на предприятиях Ростовской области составляет 680 долларов (в Луганской – 440 долларов)», - отмечается в программе ЛНР.

В конце обеих программ власти ДНР и ЛНР провозглашает намерение отстаивать независимость своих республик.

Напомним, что Донецкая и Луганская народные республики были созданы в апреле на фоне массовых выступлений пророссийских активистов на юго-востоке Украины. 11 мая в Донецкой и Луганской областях прошли референдумы о статусе регионов. По данным местных ЦИКов, в Донецкой области свыше 89% участников референдума проголосовали за суверенитет региона, в Луганской области - более 96%. По итогам референдумов представители двух областей объявили о своей независимости от Украины. Впоследствии, 24 мая, ДНР и ЛНР подписали документ об объединении в составе Союза народных республик.

Комментарии экспертов

В программах Донецкой и Луганской народных республик приводится хронология, они рассчитаны до 2016 года – если эту хронологию всё время иметь в виду, а не выхватывать отдельные куски из программ, то мне кажется, они вполне реалистичны. Что касается первоначальных мероприятий и программ, запланированных на это лето, то я знаю, что все они выполнимы. Более того, какие-то из них выполняются уже сейчас.

Вопрос, который возникает у всех – где взять деньги на реализацию программ? При этом не учитывается существенный аспект. Несмотря на то, что сегодня налоги из Донецкой республики уходят в Киев, а обратно возвращаются в виде пособий (и то уже не везде, то есть Киев не выполняет своих финансовых обязательств), существует мощнейшая спонсорская поддержка правительств.

Из тех сумм, которые фигурируют в публичном пространстве – донецкое и луганское землячества собрали меньше, чем за 2 месяца более 100 миллионов рублей. Для первоначальных мероприятий, которые прописаны в программе (помощь социально незащищенным слоям населения, минимальное финансирование ополчения и пр.), этого достаточно. А это ведь только начало, сбор средств идет ежедневно. Учитывая тот подъем, с которым в России встречено движение сопротивления, этот поток спонсорской помощи, очевидно, не остановится ни сегодня, ни завтра, ни через месяц.

Те мероприятия, которые Донецкая и Луганская народные республики проводят вопреки финансовым отношениям с Киевом, будут финансироваться из фондов помощи. Что касается системных платежей, которые сейчас плохо, но исполняет Киев, то это вопрос времени. Такого рода решения зависят от политической и военной повестки в том числе.

От России реализация этих программ зависит системно. В программе прописаны первоначальные мероприятия, которые должны облегчить жизнь жителям Донецкой и Луганской республик и укрепить новые правительства, но есть и экономические, и политические перспективы этих молодых государств. Они напрямую и системно зависят от России. Экономики двух республик смогут не только сохраниться, но и развиваться при тех мероприятиях, которые прописаны в программах. Самое главное – это контрактование предприятий, которые до сих пор работают, с российскими заказчиками, а также открытие ранее закрытых предприятий. Некоторые из них, как «Азот» или Лисичанский НПЗ, являются системообразующими. При непосредственном взаимодействии с РФ эти предприятия могут быть открыты, и тогда бюджет Луганской области выйдет на уровень как минимум Ростовской области России, что и декларируется в программе.

Со стороны России нужна политическая воля и некая негласная рекомендация российским предприятиям при прочих равных условиях заключать контракты и размещать заказы на предприятиях Луганской и Донецкой народных республик. Я думаю, этого будет вполне достаточно. То, что было сделано в отношении Крыма публично и официально на уровне указа президента, в отношении ДНР и ЛНР может быть сделано заявлением «в Кремле есть мнение». И этого будет достаточно для российского бизнеса, чтобы ориентироваться на эти экономики с расчетом на какие-то будущие преференции и дивиденды. В этом смысле участие России является системным.

Если говорить о Союзе республик, то, несмотря на ежедневную дезинформацию о том, что в их руководстве все ругаются и чуть ли не стреляют друг в друга, правительство двух молодых республик в ежедневном режиме координирует свою деятельность и взаимодействует. Если это сегодня так, то завтра это тем более будет так. Конечно, этим двум республикам будет проще выстраивать и собственную государственность, и взаимодействие с другими государствами сообща, в каждой экономике есть свои «лакуны», которые «перекрывает» сосед.

Что касается создания совместной конституции, то я считаю это правильным шагом. Зачем писать две конституции, которые будут фактически идентичными? Сам политический контекст диктует необходимость того, чтобы эти конституции были почти идентичными. Между ЛНР и ДНР уже заключён союзный договор, существует «Совет федерации» из 6 человек, сейчас будет создаваться федеральный парламент из большого количества уже избираемых депутатов. Естественно, в этих условиях одна конституция для двух союзных государств более целесообразна.

Поскольку обе республики намереваются в ближайшей перспективе вступать в союзные отношения с Россией (скорее всего, это будет присоединение к союзу России и Белоруссии), то, конечно, лучше это делать одному субъекту, чем наперегонки. Это лишняя суета. Целесообразнее и эффективнее сделать это сообща. В этом смысле у Союза народных республик перспектив больше, чем у каждой из них по отдельности.

Что касается того, насколько реализация программ ДНР и ЛНР зависит от обстановки на Украине: и политическая обстановка, и военная обстановка, и даже обстановка внутри некоторых суверенных и недосуверенных государств (как Украина, например), каждый день оказывает прямое влияние на формирование повестки в Донецкой и Луганской народных республиках, в том числе на реализацию этих планов.

Я не исключаю, что, например, завтра Киев прекратит свои социальные платежи. Они же отключают воду, используют фосфорные бомбы, совершают авианалёты. В этом случае то, что прописано в программах на перспективу, нужно будет делать уже завтра. Надо будет завтра «переключать» все предприятия Союза народных республик на создаваемые национальные банки.

Разумеется, политический и военный контексты влияют на эту повестку и реализацию программ. Но люди в руководстве двух молодых республик показали, что они умеют реагировать быстро и качественно.

Люди, которые сейчас терпят лишения, должны понимать, за что они страдают. Независимость – это всего лишь ярлык. Люди гибнут в окопах в Донецке и Луганске не за этот ярлык, они борются за лучшую жизнь. И эти программы показывают людям, почему они могут рассчитывать на лучшую жизнь и в плане её уровня, и в плане морального и социального комфорта, без постоянного прессинга со стороны галичан, которые пытаются ассимилировать русских и сделать их украинцами.

В этих программах показаны ближайшие перспективы, то, почему жизнь людей после победы станет лучше, чем была до этого. Это жизненно важно. Люди должны понимать, за что они сегодня терпят лишения и за что они воюют - не за абстрактные понятия, а за лучшую жизнь для себя и своих детей, за понятное будущее.

Что из себя будут представлять Луганская и Донецкая республики, если их программы будут воплощены в жизнь?

Во-первых, это будут социальные государства. Там предполагается очень много социальных программ, которые действительно могут воплотиться в жизнь. Например, в программе ЛНР есть пункты о снижении тарифов ЖКХ, о доплатах ветеранам Великой отечественной войны, о пенсиях. Есть пункт, что тем военным, которые перешли на сторону республик, ополчение планирует увеличить заработную плату на 100%. Реализация этих пунктов будет зависеть от правительства республик.

В программах есть и та часть, которая зависит от того, пойдет ли Россия навстречу Донецкой и Луганской республикам. По тезисам этих программ чувствуется, что внешнеполитически республики строго ориентированы на Россию и на вхождение в союзы, главой которых является РФ – речь идёт о Таможенном союзе и ЕврАзЭС.

Например, планируется снижение цены на энергоносители. Это невозможно, если правительство России не пойдет навстречу республикам. Они хотят покупать газ по цене 268 долларов за кубометр. Они хотят признания дипломов и аттестатов на территории России и получения квот для граждан республик на обучение в российских вузах. Это тоже зависит от России - также, как и создание общего политического и экономического союза с Россией.

Что эти республики могут сделать независимо от кого-либо? Они намерены национализировать предприятия тех олигархов, которые не собираются платить налоги в бюджет. В то же время республики планируют поддерживать малый и средний бизнес. Очень хорошая инициатива, которая зависит только от республик - снизить налоги для малого и среднего бизнеса в 2 раза и даже дать каникулы на 5 лет для тех предприятий, которые проводят модернизацию. 

Также очень важно создание армии. В программах говорится о том, что, в отличие от Украины, армия будет комплектоваться только на добровольных началах.

Саму программу я оцениваю положительно. Она действительно отвечает нуждам Донбасса. Это огромный промышленный регион, один из крупнейших на территории бывшего Советского союза. Там 7 миллионов населения, более 50 городов. Реализация этих программ очень важна для республик.

Эти «программы действий» уже утверждены правительствами Донецкой и Луганской народных республик и приняты к реализации. Сейчас они являются планом первоочередных мер для социально-экономического спасения региона. Надо понимать, что сейчас никто, кроме правительства ДНР и ЛНР, не осуществляет подобные меры: киевская власть ровным счетом ничего не предлагает и не делает для стабилизации социально-экономического положения региона.

Эти программы символизируют постепенный переход полномочий от той власти, которая была раньше, к новой. Мы это видели на примере силовых структур, которые переподчинились новым властям республик, затем – на примере пограничников, перешедших на сторону ЛНР и ДНР. Теперь предметом для работы правительств двух республик становится социально-экономическая сфера.

Появление этих программ сейчас архиважно. Именно в данный момент их и нужно было представлять – по той причине, что большинство населения региона сейчас активно в боевые действия не вовлечено (хотя пассивно, к сожалению, вовлечены все). Таким образом, для большинства трудоспособного населения очень важно понимать, что они завтра будут есть.

Я вижу тенденцию, когда жители региона постепенно уходят от довольно плоского потребительского понимания того, что «сегодня есть работа, и всё хорошо, а о политике я могу не беспокоиться». Такой подход уже оказался в прошлом – это было видно по количеству людей, которые пришли на референдум 11 мая. И мы видим, что процесс этот продолжается. Правительствам двух республик нужно действовать в этом направлении.

Сейчас, в преддверии того коллапса украинской экономики, который ожидается осенью, после подписания экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом, правительства двух республик предпринимают экстренные шаги для того, чтобы кризис, который развернется на Украине, не затронул бы население этих регионов. Сделать это очень сложно, но необходимо.

Комментарии для сайта Cackle
31 марта 2021 Новость
Всемирный банк улучшил прогноз по росту ВВП России
 Всемирный банк улучшил прогноз по росту ВВП России Экономика России будет расти в среднем примерно на 3% в ближайшие два года, свидетельствует прогноз Всемирного банка, опубликованный 30 марта. В декабрьском прогнозе говорилось, что рост ВВП в России в 2021 году составит 2,6%. 
23 сентября 2020 Новости
ВВП России упадет на 4% по итогам 2020 года
 ВВП России упадет на 4% по итогам 2020 года Кризис, возникший из-за пандемии коронавируса, нанёс сильнейший удар по российской экономике. Об этом в ходе «правительственного часа» в Совфеде РФ заявил первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов. По его мнению, по итогам года падение ВВП составит не менее 4%.
19 сентября 2020 Новости
ЦБ ожидает падения ВВП России в 2020 году на уровне 4,5-5,5%
 ЦБ ожидает падения ВВП России в 2020 году на уровне 4,5-5,5% Падение ВВП в России в текущем году ожидается на уровне 4,5-5,5%. Такой прогноз содержится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов, который представил Центробанк.
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".