Статья
2058 26 сентября 2012 10:30

Плеяда выборов

Октябрь 2012 года ознаменуется активизацией политической жизни на постсоветском пространстве. Сразу в нескольких странах региона пройдут выборы в парламент. Все они будут носить плановый характер. Голосование состоится на Украине, в Грузии и Литве. Итоги выборов определят не только новую расстановку сил в законодательных органах бывших субъектов СССР, но и профиль их правительств. Литва - парламентская республика. Украина - государство со смешанной парламентско-президентской формой правления. В свою очередь Грузия, несмотря на формальный статус президентской республики, также скорее относится к государству со смешанной формой правления.

Наиболее статусными по степени внешнего резонанса и важности для России станут выборы в парламент (Верховную Раду) Украины. Они намечены на 28 октября. Фаворитами гонки являются правящая Партия регионов (ПР) и главное объединение оппозиции «Батькивщина». По данным предвыборных опросов, именно они займут первую и вторую строчку по итогам выборов. За ПР готовы проголосовать порядка 26-29% избирателей. В свою очередь уровень электоральной поддержки «Батькивщины» составляет 21-23%. Третью строчку удерживает Украинский демократический альянс за реформы («Удар»). Его рейтинг составляет 14-17%.

Основная задача России на треке – обеспечить стабильность своих позиций в диалоге с Киевом вне зависимости от результатов выборов. Её решение подразумевает поддержку прямых контактов со всеми основными участниками гонки. Весьма вероятно, что по итогам голосования 28 октября «Батькивщина» и «Удар» займут второе и третье места. Это даст им возможность создать парламентскую коалицию и определить состав кабинета министров. ПР же хотя и победит на выборах, но не сможет сформировать вокруг себя коалицию в Раде и утратит контроль над правительством.

Не менее знаковые в политическом отношении события состоятся в Грузии. Здесь также пройдут выборы в парламент. Они намечены на 1 октября. Основная борьба в ходе голосования развернется между правящей партией «Единое национальное движение» (ЕНД) и блоком «Бидзина Иванишвили - Грузинская мечта» (БИ-ГМ), объединяющим значительную часть местной оппозиции. Всего в избирательной гонке принимает участие 17 партий и два избирательных блока.

Значение предстоящих грузинских выборов - в том, что они не только определят профиль законодательного органа, но и напрямую отразятся на системе исполнительной власти. В 2013 году в республике будет избираться глава государства. После этого вступят в силу поправки в конституцию страны, принятые парламентом ещё в 2010 году. По ним значительно возрастут исполнительные полномочия премьер-министра и правительства в целом (состав кабинета министров определяется в стране парламентским большинством). В свою очередь президент лишится некоторой части своего нынешнего функционала. Получается, что текущее голосование определит ту политическую силу, которая сможет утвердиться в статусе самостоятельного центра власти с 2013 года.

Основная интрига грузинских парламентских выборов состоит в том, что они должны определить политическую судьбу действующего президента республики Михаила Саакашвили. Срок его полномочий на посту руководителя страны истекает в 2013 году. Причем для лидера ЕНД завершится уже вторая президентская легислатура. Переизбраться на третий срок ему не позволяет конституция страны. Тем не менее, желание остаться на политическом олимпе у Саакашвили есть. Оно продиктовано как возрастом, так и субъектным потенциалом. 

По международным меркам Саакашвили (1967 г.р.) не просто молодой, а очень молодой политик. Причем лидер ЕНД едва ли не единолично определяет вектор грузинской политики с 2004 года. Сопоставимых ему по уровню личного влияния игроков на политической сцене республики практически нет. Нельзя исключать, что утвержденные парламентом поправки в основной закон приняты специально для Саакашвили. В 2013 году он вполне может поменять президентское кресло на пост главы правительства. Для этого необходимо, чтобы ЕНД уверенно победило на выборах и единолично сформировало кабмин.

Выборы в Грузии вызывают определенную озабоченность Москвы. Республика заслужила статус одного из ключевых оппонентов РФ на постсоветском пространстве. Причем, в отличие от таких «сложных партнеров» как страны Прибалтики, Узбекистан и Таджикистан, она пошла на открытый военный конфликт с Россией. Данный эпизод для особой внешнеполитической практики по-своему беспрецедентен. В истории международных отношений случаи нападения бывшей зависимой территории или колонии на свою прежнюю метрополию практически не встречаются. В 2004-2008 годах попытки Москвы добиться смещения режима Саакашвили успеха не имели. Причем российская сторона делала ставку на абсолютно разных игроков, по тем или иным причинам вступившими в конфликт с действующим президентом. После августовского конфликта 2008 года работа на направлении велась преимущественно с выходцами из команды Саакашвили, участвовавшими вместе с ним в перевороте 2003 года. Среди них можно, в частности, отметить бывшего министра обороны республики Ираклия Окруашвили и бывшего спикера парламента Нино Бурджанадзе.

В то же время степень значимости для России грузинских выборов не стоит преувеличивать. Обозначая пристальное внимание к ситуации в Тбилиси, Москва в то же время весьма часто сводит свою практическую вовлеченность в дела к просвещенному интересу. Такая формула поведения, заимствованная из британской внешнеполитической практики, означает, что Россия будет следить за событиями грузинской предвыборной гонки и тщательно анализировать их. В том числе в контексте влияния на будущий вектор двусторонних отношений. Но откровенного вмешательства в ситуацию в республике Кремль постарается избегать. Со всеми оппозиционными Саакашвили политиками он поддерживает примерно одинаковый по тональности характер взаимодействия.

Свидетельством сдержанности РФ на треке выступает профиль главной оппозиционной силы нынешних выборов. Блок «Бидзина Иванишвили - Грузинская мечта», во главе которого стоит бизнесмен Борис (Бидзина) Иванишвили, не имеет каких-либо особо тесных контактов с Москвой. На это указывает хотя бы то, что синхронно со своим вовлечением в грузинские общественно-политические процессы Иванишвили запустил процесс продажи своих активов в России. Нельзя не отметить, что с момента прихода в большую политику Иванишвили ни разу не проводил публичных переговоров с высшим руководством России. Между тем других оппозиционных деятелей (например, Бурджанадзе) принимали на уровне главы правительства. Наконец, в пользу заметной самостоятельности Иванишвили говорит сам факт допуска его блока к выборам. Грузинская контрразведка и политическое руководство страны строго отслеживают систему внешних связей своих оппонентов, оперативно блокируя деятельность партий и движений, имеющих доверительные контакты с Россией.

Литва на фоне Украины и Грузии кажется куда менее важным субъектом. Тем не менее, середина осени здесь также будет отмечена всплеском политической жизни. Выборы в парламент (Сейм) республики намечены на 14 октября. По традиции они определят не только баланс сил в законодательном органе, но и состав кабинета министров. Основных претендентов на победу по итогам голосования в Литве три. Это Социал-демократическая партия Литвы (СДПЛ), партия «Порядок и справедливость» (ПиС) и Партия труда (ПТ). Конкуренцию им может составить находящаяся у власти партия «Союз Отечества - Литовские христианские демократы» (СО-ЛХД). Пока лидером электоральной гонки является СДПЛ. Вторую строчку занимает ПТ.

В целом для Москвы вариант с победой СДПЛ относительно удобен. По историческим причинам социалистические движения в странах Европы относятся к России куда более конструктивно, чем либеральные и националистические. И Литва здесь исключением не является. Лидер партии Альгирдас Буткявичюс не делал каких-то специальных заявлений по перспективам двустороннего взаимодействия. Но его комментарии по отдельным вопросам отношений говорят о трезвом подходе к РФ. Например, Буткявичюс выступал в поддержку присоединения к проекту Rail Baltica ОАО РЖД. В его понимании такой ход диктовался возросшим уровнем российско-литовских транспортных перевозок. Также Буткявичюс заявил, что не видит угроз для Литвы от РФ, отметив при этом, что «двусторонние отношения стали холодными». По его мнению, странам «не хватает сотрудничества на дипломатическом уровне». Подобная риторика выступает в пользу готовности лидера социал-демократов строить содержательный и взаимовыгодный диалог с Россией.

Но куда более выгодной могла бы стать победа ПТ. Это во многом связано с её русским профилем. Во главе партии стоит видный бизнесмен Виктор Успасских. Кроме того в руководстве партии присутствует ряд других русскоязычных политиков. Понятно, что в случае прихода к власти Успасских вряд ли смог бы полностью переориентировать Литву на Россию. Членство в Евросоюзе обеспечивает перманентную привязку позиции Вильнюса к мнению Брюсселя. Но он мог бы улучшить двусторонние контакты как в торгово-экономической, так и политической сфере.

Однако в реалиях текущей гонки успех Партии труда представляется маловероятным. Согласно предвыборным прогнозам она прочно удерживает вторую строчку в избирательном рейтинге, уступая только социал-демократам. И эту позицию ПТ сохраняет с апреля с.г. (другое дело, что ещё в марте она и вовсе опережала СДПЛ). За оставшееся до дня голосования время партия Успасских вряд ли сможет обойти социал-демократов. Тем более что в отношении самого политика развязана очередная кампания дискредитации. Его обвиняют в ведении двойной бухгалтерии в ПТ. Давление на Успасских отражает страх властей Литвы перед тем, что ПТ способна по итогам выборов войти в правящую коалицию.

Максим Минаев 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".