Поддержка автопрома
Основным экономическим трендом недели стала поддержка автомобилестроения. Несколько дней назад «АвтоВАЗ» представил итоги работы автогиганта в 2010 году. Улучшение финансовых показателей существенно укрепило позиции крупного акционера компании - «Ростехнологий», подконтрольных группе Сергея Чемезова. Интересы группы сконцентрированы на госактивах в военном и транспортном машиностроении, сырьевом секторе, металлургии, высокотехнологичных отраслях экономики и строительстве. Группа имеет самостоятельные выходы на Минпромторговли. Ранее машиностроение традиционно контролировал Роспром. После ликвидации ведомства данные функции перешли к Минпромторговли: министерство Виктора Христенко лоббировало программы поддержки отрасли. При этом, все инициативы проходили по линии «представителя» Сергея Чемезова - замминистра Дениса Мантурова. Также топ-менеджмент «Ростехнологий» находится в тактическом союзе с Игорем Сечиным. Помимо Минпромторговли, группа контролирует Союз машиностроителей России и ряд профильных организаций.
При этом Чемезов успел «нажить» себе очень мощных аппаратных противников, включающих Минфин, Минэкономразвития, Минобороны, Экспертное управление президента. Последние два года оказались для «Ростехнологий» неудачным – кампания против госкорпораций существенно ослабила позиции ее руководителя. Параллельно ряд проектов ее экспансии в смежные отрасли был «торпедирован» аппаратными противниками Чемезова. Кроме того, усилиями Минфина существенно сократилось госфинансирование автогиганта, которое до 2010 года превышало $2 млрд. Общий объем господдержки «АвтоВАЗа» составил 65 млрд рублей, из которых автогигант получил около 55 млрд рублей.
Аппаратное ослабление «Ростехнологий», в свою очередь, активизировало продажу контрольного пакета автогиганта нерезиденту. Изначально предполагалось, что инвесторам достанутся исключительно непрофильные активы автогиганта. В рамках реструктуризации отечественной компании планировалось выделить в отдельные 100-процентные «дочки» шесть производств. «АвтоВАЗ» решил расстаться с инструментальным, прессовым и металлургическим направлениями, производством пресс-форм, штамповки пластика, переработкой промышленных отходов. Причем, планировалось, что судьба этих непрофильных активов может быть решена в 2010 году.
Однако, осенью 2010 года экономическая конъюнктура изменилась. Дефицит бюджета и снижение эффекта от программы утилизации заставили правительство форсировать продажу «АвтоВАЗа» целиком. В качестве стратегического инвестора был выбран альянс Renault-Nissan. Нерезидент должен вывести на рынок новый модельный ряд автогиганта, который не обновлялся последние 5 лет. При этом возможности у Renault-Nissan для развития «АвтоВАЗа» достаточно обширные. Продажи автомобилей во всем мире в 2010 году у нерезидента выросли, плюс Renault продала все принадлежащие ей акции производителя грузовиков и автобусов Volvo AB и досрочно выплатила 1 млрд евро из 3 млрд евро антикризисного займа, выданного правительством Франции в начале 2009 года.
По аналогичной схеме происходило финансовое оздоровление «АвтоВАЗа». Во время кризиса российская компании также реструктурировала гигантский долг, получив 75 млрд рублей бюджетных денег в виде беспроцентной ссуды от своего акционера — госкорпорации «Ростехнологии». Для увеличения средств автогигант в рамках реализации программы продажи непрофильных активов в 2010 году продал 100% акций дочерних обществ ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть», ОАО «ТЭК» и ЗАО КБ «ЛАДА-КРЕДИТ» за 2,9 млрд руб.
Однако даже вырученных средств автогиганту не хватит для самостоятельной деятельности на высококонкурентном рынке. Без программы утилизации автотранспорта продажи «АвтоВАЗа» могут резко упасть. В последние недели представители «Ростехнологий» просят увеличить поддержку автогиганта. Пока правительство не согласовало объемы госфинансирования: против значительных расходов выступает Минфин и Минэкономразвития.
Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев