Статья
2574 20 августа 2021 19:36

Консервативный сценарий: Казанков об особенностях текущей избирательной кампании

Избирательная кампания идет в консервативном ключе, и многие партии продолжают использовать старые приемы, не используя новые форматы для агитации. Об этом заявил политтехнолог Григорий Казанков в подкасте «Выборы-2021», посвященном избирательной кампании депутатов Госдумы. Ведущий подкаста — политолог, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«Кампания идет в консервативном ключе или инерционном, а если говорить простым человеческим языком, то практически не идет. То есть не видно, чтобы партии или отдельные кандидаты, за исключением нескольких округов, по-настоящему бились за голоса избирателей. С чем это связано? Возможно с тем, что партий много и далеко не у всех есть достаточно ресурсов, чтобы вести кампанию на всей территории России. Тяжело попасть везде, тяжело быть услышанным в такой большой стране», — сказал Казанков.

По его словам, такая ситуация особенно выгодна для тех, кто хочет сохранения думского статуса-кво.

«Я думаю, что прежде всего власть все устраивает в нынешней Думе. Мне кажется, что практически всю парламентскую оппозицию все устраивает. Конечном, им, наверное, хотелось бы иметь побольше голосов, портфелей председателей или заместителей председателей комитетов, какие-то дополнительные ништяки, но принципиально их все устраивает. У них есть статус, зарплаты, машины, спокойная жизнь. Опасение чего-то потерять и изменить перевешивает надежду получить чего-то большее — власть», — указал эксперт.

По мнению Казанкова, ни одна из парламентских партий не хочет получить хотя бы кусочек этой власти, что приводит к мелчанию в повестке или нежеланию как-то вкладываться ресурсами.

«Мне кажется, что на этих выборах эта история прокатит, хотя, главный вопрос — куда пойдут те люди, которые привыкли ходить голосовать, и которые разочаровались во всех парламентских партиях по разным причинам. Таких людей, судя по соцопросам, 25-30%. Это достаточно большой электорат. Если он, например, увидит для себя какую-то привлекательную силу, которой удастся предстать перед большинством этих людей, тогда это может серьезно изменить картину», — подчеркнул политтехнолог.

В свою очередь эксперт заметил, что главная интрига избирательной кампании — какой выбор сделают разочаровавшиеся люди.

«Сейчас мы видим, что при очень стабильной ситуации, есть тенденция снижения рейтинга ЛДПР, КПРФ. Пусть не глобальная, но тенденция есть. Мы же понимаем, что тенденция — это важная история. Есть тенденция подрастания рейтингов малых партий. Люди начали искать. В этом смысле есть, как минимум, три партии, которые теоретически при определенных раскладах могут претендовать на прохождение в Думу», — подчеркнул он.

Между тем Казанков рассказал о технологиях, которые используют партии в своей агитации.

«То, что традицию переносят в новые форматы, я думаю, что это прежде всего характеризует кампанию „Единой России“, потому что они активны в интернете, но там воспроизводят то, что они 15 лет назад делали в печатных СМИ, которые сейчас не работают. Немного удивляет история с ЛДПР. Если „Единая Россия“ переносит старое содержание на новые носители, на новые коммуникативные инструменты, то ЛДПР этого не делает. Они привыкли вешать билборды, и продолжают это делать. Не знаю, насколько это им поможет сохранить позиции, которые у них есть в нынешней Думе», — заметил Казанков.

Кроме того, эксперты обсудили последний агитационный период — предвыборные дебаты на телеканалах. По мнению Казанкова, такие мероприятия могут значительно повлиять на отношение к партии.

«Мы понимаем, что дебаты в 7 утра по московскому времени не очень многие люди посмотрят. Но при нынешнем проникновении интернета, если будет что-то интересное, то потом посмотрят многие. И мне кажется, что сейчас партий много, во многих партиях есть достаточно хорошие полемисты, которых просто слушать интересно. Причём неважно, в больших партиях или маленьких, парламентских или непарламентских и т.д. И на дебатах может быть что-то действительно острое. Если оно будет, то я думаю, что люди будут с интересом это смотреть, хотя бы потому, что жизнь вокруг достаточно скучна и однообразна. И не только политическая», — подчеркнул он.

Помимо этого, дебаты притягивают своей визуализацией и могут создать эффект шоу.

«Но просто интересная полемика между двумя-четырьмя людьми, которые хорошо говорят, имеют чёткую позицию и готовы её отстаивать... Причём если они будут достаточно острыми на язык, то это будет не просто интересно, это будет рассматриваться как шоу. Что и хорошо: будет такое политическое шоу! Просто что-то новое всё-таки привносится. Есть „Зелёная альтернатива“ с котиками. Как угодно к этому можно относиться — но это заметно!», — отметил эксперт.

Казанков также обратил внимание, что для участников политического процесса следующая неделя — решающая.

«Не только потому, что останется совсем мало времени после этого, а потому что огромное количество людей выйдет из лета, и это будут абсолютно „чистые“ с точки зрения предстоящих выборов избиратели. Они будут без мнения, они ни за чем не следили, даже за тем неинтересным, что происходило. Они приедут — и с чистого листа погрузятся в эту жизнь и погрузятся в т.ч. в предвыборную кампанию в качестве объектов агитации. Кто сможет быть более последователен и более точен в своей агитации, тот сможет довольно сильно укрепить свои позиции перед последними тремя неделями и уже выходить на финиш с неким запасом», — резюмировал он.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".