Подставляться не будем
ПАСЕ намерена создать подкомитет по «политике соседства России с близлежащими государствами». Глава российской делегации в ПАСЕ Алексей Пушков уже заявил, что Россия не подержит эту инициативу, о чем он намерен объявить на заседании мониторинговой комиссии ПАСЕ 22 сентября.
В Парламентской ассамблее уже есть структура по мониторингу, в рамках которой проходит наблюдение, на работу новой структуры в России делегация не даст согласия, публикуют мнение председателя комитета Госдумы по международным делам «Известия».
Представители российской делегации намерены объяснить, по каким причинам российская сторона откажется от предложения по созданию подкомитета. «Мы считаем, что это еще одна процедура мониторинга, которая вводится в отношении России, — рассказал Пушков «Известиям», - Даже такого термина, как «политика соседства», в России не существует. Это еще одна попытка выделить Россию в качестве некоего объекта для атак в рамках ПАСЕ. Поэтому мы категорически против этого. Все необходимые выводы можно сделать в рамках общей процедуры мониторинга».
По его словам, руководство ассамблеи может создать подкомитет без согласия российской делегации, но в этом случае его роль будет незначительна, так как Россия не будет предоставлять никакой информации, не будет давать своих оценок и будет игнорировать его деятельность.
Российская делегация досрочно покинула весеннюю сессию ассамблеи из-за значительного ограничения полномочий, которые были введены на срок до января 2015 года – ПАСЕ приняла резолюцию, по которой российскую делегацию до конца года лишили права голоса. Это более мягкий вариант санкций по сравнению с предложением Великобритании лишить делегацию на этот же срок полномочий. Однако оба варианта санкций наша делегация объявила неприемлемыми.
Ранее российская сторона обвинила ПАСЕ в необъективности оценки референдума в Крыму и Севастополе, а также обвинений евродепутатов в адрес России и принятии антироссийской резолюции «Последние события на Украине: угроза функционированию демократических институтов».
Руководство ассамблеи заявило о заинтересованности в дальнейшем сотрудничестве и надеждах на возвращение российской стороны к работе. Российская делегация вернуться в ПАСЕ до возвращения ей полномочий отказалась. На сессии ПАСЕ, которая пройдет в Страсбурге с 29 сентября по 3 октября, депутат ГД Ольга Казакова выступит содокладчиком по докладу о борьбе с неонацизмом, Роберт Шлегель и Ольга Борзова примут участие в работе комиссий ассамблеи после завершения сессии. Остальная российская делегация планирует поехать на январскую сессию, — пояснил «Известиям» позицию российского парламента глава делегации.
Эксперты считают, что появление подкомитета по России в ПАСЕ говорит о сложностях отношений, и допускают выход России из этой организации.
Никаких перспектив у России в ПАСЕ нет. Будет ли она формально членом ПАСЕ или не будет, это решается исходя из каких-то сугубо тактических соображений. Если Россия будет в ПАСЕ, это будет просто информационным поводом для новых скандалов, заявлений, выходов, и т.д., это очевидно. Если не будет, соответственно, не будет информационного повода, чтобы оттуда выходить. Выйдет один раз.
Можно без конца спорить людям, у которых диаметрально противоположная позиция. Без конца, потому что договориться ни о чём нельзя в принципе. Схожая система аксиом и схожая система постулатов по сути прямо противоположны. Соответственно, спор по определению не может иметь никакого результата, кроме всё новых и новых взаимных обвинений.
Если хочется по формальным соображениям состоять в ПАСЕ, просто ездить туда за казённый счёт – дело неплохое – можно продолжать. Если не хочется по формальным соображениям состоять в ПАСЕ, то можно это прекратить. Практический результат в любом случае один и тот же, поскольку договориться нельзя.
Что касается практического значения ПАСЕ, то думаю, что снявши голову по волосам не плачут. Сейчас у России такие отношения с намного более серьёзными европейскими организациями, что значение конфликта в ПАСЕ давно равно нулю.
ПАСЕ всегда была избирательна в отношении мониторинга — всегда были те страны, которые были предметом обсуждения, «мальчиками для битья», и те, кто судил, как должны жить эти государства.
Россия изначально выступала против такого правила, когда одни страны попадают под мониторинг, а другие — нет, одни находятся в привилегированном положении, а другие — как рассматриваемые объекты. Это неправильно. Мы всегда были за то, чтобы мониторинг объявлялся не стране, а конкретной проблеме. Чтобы был не мониторинг Болгарии, Польши или России, а именно мониторинг проблем, связанных с голодом детей, с теми или иными заболеваниями, с проблемами ЛГБТ. Чтобы вопросы решались в отношении к ситуации, а не по отношению к конкретной стране, чтобы мы не создавали в рамках ПАСЕ страны-изгои, которые постоянно служат мишенью для упреков в якобы неверно проводимой политике.
Когда ситуация, касаемая Украины, обострилась и вышла за рамки конструктивного диалога, зазвучала достаточно агрессивная риторика стран-участниц ПАСЕ по отношению к России. Это было совершенно очевидно.
Есть страна, которой интересна дестабилизация в мире, эта страна — США. Америка стремится управлять в чем-то зависимыми от нее странами. В работе ПАСЕ это стало явно ощущаться уже с февраля. Мы, российская делегация, стали ощущать уже конкретное давление, агрессию со стороны парламентариев от Украины. На последней сессии мы эту агрессию видели уже не только в порядке выступлений в рамках Ассамблеи, но и в частном общении, встречаясь с представителями Украины в гостинице.