Пора раскошеливаться
Президентская комиссия по модернизации обсуждила вопрос о поддержке научных исследований и разработок инновационного характера.
Заседание проходило недалеко от города Покрова Владимирской области, на территории международного биотехнологического центра (МБЦ) «Генериум», передает «Интерфакс».
Комиссия уже собиралась в этом месте для обсуждения темы поддержки научных и прикладных исследований два с половиной года назад - в августе 2009 года. Тогда на месте исследовательского центра работало небольшое предприятие с 80 сотрудниками.
Сегодня под Покровом построена так называемая «научная деревня», где живут и работают более 300 исследователей. Кластер включает жилой и производственный комплексы, а также международный биотехнологический центр.
Выступая на комисссии, президент РФ Дмитрий Медведев призвал государственные компании активнее финансировать научные исследования. «В 2011 году крупные государственные компании вложили в свои инновационные программы на 50% больше средств, чем в 2010 году. Есть определенный результат, хотя, на мой взгляд, 50% - это не сверхъестественный рост», - заявил Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.
По словам главы государства, резервы у крупных госкомпаний имеются - и в смысле минимизации своих других трат, и в смысле вложений в исследования.
«Это необходимо делать - раскошеливаться на это пора, а не ждать милости от государства», - подчеркнул Медведев.
Он констатировал, что со стороны государства вложения в НИОКРы «выросли неплохо, в некоторых случаях даже кратно».
«Только в рамках ФЦП исследований по приоритетным направлениям за последний год объем финансирования увеличился почти в четыре раза: в 2010 году - миллиард рублей, а в 2011 - 4 миллиарда», - сказал он.
Кроме того, глава государства отметил, что необходимо активизировались прикладные научные исследования в высших учебных заведениях.
Перед тем, как начать заседание, президент побывал в «Генериуме», где ознакомился с выращиванием человеческих клеток в лабораториях центра. Специалисты объяснили Медведеву, как с помощью всего лишь двух аппаратов обеспечивают всю страну лекарственными препаратами для лечения при инфаркте миокарда. Здесь выращивают человеческие клетки, продуцирующие вещества, из которых получают фармацевтические компоненты, сообщает «Интерфакс».
Затем президент побывал в отделе разработки антител, где без микроскопа увидел генную миграцию.
В ходе посещения Международного биотехнологического центра Медведев встретился с молодыми учеными - сотрудниками МБЦ.
В беседе с ними Медведев подчеркнул, что формирование в России системы поддержки научных и прикладных исследований только начинается, она должна включать как государственные механизмы, так и активное участие бизнеса.
«Мы находимся в самом начале пути. Еще несколько лет назад я занимался тем, что заставлял бизнес вкладывать деньги в фундаментальные исследования и прикладные разработки. Нужно, чтобы сложилась и госсистема поддержки науки, и частная», - сказал президент.
По его словам, «в мире эта система поддержки уже выстроена, в России тоже все это нужно делать, но с поправкой на нашу страну, где многие законы реализуются по-своему».
Как сообщил накануне на брифинге в Москве помощник президента Аркадий Дворкович, на предстоящем заседании комиссии предстоит «посмотреть, как работает весь спектр созданных за последние годы механизмов по поддержке научных исследований и разработок, есть ли в нем дыры, что надо изменить или исправить».
Аркадий Дворкович напомнил, что в числе таких механизмов - кооперация российских вузов с компаниями, реализующими комплексные высокотехнологичные проекты; привлечение ведущих ученых из-за рубежа в российские научно-образовательные учреждения; организация в России международных исследовательских центров, некоторыми из которых руководят нобелевские лауреаты в различных сферах.
Он отметил, что «активно работает механизм поддержки подобных проектов со стороны инновационного центра "Сколково"».
Представитель Кремля подчеркнул также, что практически все компании с госучастием разработали свои планы поддержки научных исследований. «Планируется рассмотреть результаты расходов этих компаний на инновационные исследования в 2010-2011 годах», - сообщил Дворкович.
Как утверждает помощник президента, «объем финансирования исследований и разработок, а также количество часов, которые тратятся на научные исследования, увеличился в России разы, в том числе за последний год на 50%».
«Нам важно понять, что еще государство должно изменить со своей стороны для развития этой деятельности. Ожидаем, что руководители исследовательских центров и компаний также предложат свои решения», - отметил он.
Дворкович, в частности, подчеркнул необходимость создания в России центров доклинических исследований и центров коллективного пользования, где небольшие компании смогут пользоваться нужными им для опытов приборами и техникой.
Кроме того, добавил он, в России «пересыхает поток собственных внутренних исследований». «Об этом будет говорить глава Минобрнауки. Он на одном из совещаний отмечал, что мы в последние 2-3 года правильно сделали акцент на прикладные исследования, результаты которых можно быстро претворить в жизнь, но теперь нам необходимо запустить новую волну фундаментальных исследований для подпитки прикладной науки», - сказал Дворкович.
Ожидается также, что на комиссии вновь будет поднята тема таможенных барьеров на пути импорта в Россию продукции, необходимой для научных исследований.
Председатель совета директоров ЗАО «Генериум» Александр Шустер накануне на брифинге в Москве пожаловался на проблемы с таможней, из-за которых исследователи не имеют возможности планировать свою деятельность, сталкиваясь с длительными задержками в таможенном оформлении необходимых им препаратов и техники.
«Нужно что-то делать с российской таможней. То, что мы ввозим, - вещи понятные, объемы мизерные. Но у нас на антресолях всего по два, по четыре, по шесть, по восемь. Мы морозим огромнее деньги, закупая оборудование и реактивы, потому что не знаем, когда в следующий раз их получим. Исследования - это процесс непрерывный, а в наших условиях мы 90-120 дней будем ждать, когда это приедет»,- пояснил глава компании.
«Таможня - наша боль. Все эти вопросы будут вновь в центре внимания», - пообещал Дворкович.
Он напомнил, что эта тема уже обсуждалась на одном из предыдущих заседаний комиссии по модернизации, и по ее итогам президент дал ряд поручений. «Надеюсь, что они воплотятся в конкретные результаты», - сказал помощник президента.
Шустер заявил, что от государства бизнесу также нужны законодательные изменения. «Есть закон, описывающий управление интеллектуальной собственностью, созданной внутри госкомпаний. Этот закон не работает и ограничивает наше взаимодействие с российскими исследовательскими центрами, там много неясного и иногда это завит от людей, которые никакого отношения к интеллектуальной собственности не имеют», - сказал он, добавив, что его компании «денег от государства не нужно».
Глава «Генериума» рассказал, что в настоящее время компания представляет собой «самое большое в стране биофармацевтическое предприятие, где действует один из самых современных в РФ цехов по производству готовых лекарственных форм».
Центр, по его словам, сделал ставку на приобретение за рубежом самых современных технологических платформ, покупая лицензии и входя в уставные капиталы зарубежных фармацевтических предприятий.
На счету ЗАО «Генериум» ряд препаратов для борьбы с онкологическими заболеваниями и туберкулезом, один из которых получил премию правительства.
Шустер заявил, что международный центр «Генериум» готов развивать внутри себя технопарки и бизнес-инкубаторы, финансировать наиболее интересные разработки.
Одной из основных проблем в развитии российской инноватики остается отсутствие эффективных общероссийских инструментов ее поддержки. Здесь есть три основные проблемные группы.
Первое - это отсутствие спроса. Когда вносятся соответствующие требования в бюджет госкомпании и формулируется государственный заказ. При обсуждении федеральной контрактной системы, во многом, ставилось задачей увеличение инновационного потенциала госзакупок. Понятно, что здесь необходимо определенное движение, которого пока что не хватает. А именно, создание мощных производств полного цикла, формирование спроса, направленного на конкретную реализацию инновационных решений, формирование единых каналов и площадок для представлений инноваций. Пока этой системы нет.
Второй пункт, который можно обозначить, - это, условно говоря, финансово-кредитные инструменты. Инновационным компаниям крайне сложно финансироваться. Одним из основных форматов финансирования остается спотовое финансирование, - за счет приобретения доли. Ликвидных продуктов крайне мало на рынке, беззалоговых - вообще единицы, то есть, достаточно высокие кредитные ставки. Соответственно, необходимо придумать новую систему кредитных каникул. Нужен какой-то специализированный продукт, либо надо просто максимально развивать данное направление.
Также вполне можно задействовать налоговые льготы по таможенным пошлинам, импортным пошлинам. Другое дело, чтобы избежать массового ухода крупного и среднего бизнеса, не имеющего отношения к инновациям, в этот сектор (может быть такая попытка снизить собственные издержки на импорте), необходимо жестко прописать реестры продуктов, либо реестры таких типовых групп, которым могут давать данную льготу.
Необходимо выдвинуть жесткие требования для действующих производств. Они должны быть не фиктивными, а работающими в российской экономике. Необходимо, конечно же, ускорить процесс оформления грузов. Инновационным компаниям усложняет жизнь не сколько стоимость инновационных продуктов, (хотя тоже очень важно, сколько идет процесс полученного товара, процесс растаможки. В Российской Федерации этот процесс происходит крайне медленно), столько недостаточная широта пропускного канала и инфраструктуры. То есть, необходимо создавать современные точки входа, автоматизировать саму систему, что серьезно бы снизило нагрузку на инфраструктуру. А дальше можно было бы расставить приоритеты.
Третье основное направление, которое можно было бы выделить, это – территориальная составляющая. До последнего момента инновационные центры были сконцентрированы в крупных городах. Сколково - важный драйвер, но, при этом, центр достаточно серьезно был оторван от научной инфраструктуры, которая в Российской Федерации существовала. И последняя инициатива, связанная с тиражированием опыта Сколково, достаточно прогрессивна. Другое дело, что необходимо правильно выстроить сетевую структуру взаимодействия и понять систему финансирования. Потому что, все-таки наукоград это – определенный формат работы. Модель встраивания этой системы – достаточно сложная. То же самое можно сказать об интеллектуальной собственности, формировании потока по подготовке высокотехнологичных специалистов с высшим и средним техническим образованием. Очевидно, что в ближайшее время именно в этом направлении будет происходить формирование современных инструментов инновационного развития.
Дальше идут цели и задачи второго порядка, связанные с формированием международного контекста российских инноваций, с формированием единой производственной базы, собственных корпоративных институтов инновационного развития. Мне представляется, что такой приоритет задач будет обозначен в ближайшее время.
Совершенно независимо от того, что сейчас пытается государство сделать для поддержания какой бы то ни было модернизаторской активности, эти усилия заведомо неэффективны по причине, о которой я уже многократно говорил и писал. Нынешний внутрироссийский рынок недостаточен для того, чтобы новые разработки на нем окупались. По оценкам, восходящим к работе западноевропейских исследователей еще в семидесятые годы, для этого необходимо население общей численностью не менее двухсот миллионов человек. У нас пока существенно меньше. Поэтому первоочередным инновационным действием я считаю возрождение в той или иной форме формата сотрудничества в рамках бывшего Союза.
Для этой цели делается довольно многое. В частности, на днях прошло заседание глав государств СНГ, где обсуждались вопросы евразийского экономического пространства в разных формах. Сделано пока недостаточно, но продвижение все-таки уже заметно. И мне представляется, что все остальные действия, так или иначе связанные с инновациями, имеет смысл рассматривать только в связи таким форматом.
Правда, тут есть и обратная сторона – чем выше мы сами развиваемся, тем притягательнее становимся для наших соседей. Поэтому понятно, что мы должны заниматься модернизацией как самостоятельной задачей, тем более, что на некоторых направлениях она действительно оказывается рентабельна даже при нынешнем рынке. В основном, это те направления, которые связаны с нашим собственным внутренним потреблением.
Кроме того, надо иметь в виду, что мы довольно активно работаем на некоторых направлениях и на внешний рынок. Скажем, по компьютерной части у нас все еще одни из лучших в мире программистов. И это тоже серьезное направление собственного развития.
Если же говорить непосредственно о том, должно ли государство финансировать какие-то конкретные направления научных и технических работ – да, должно. Но я не хочу называть никакие конкретно направления, дабы не оказаться в положении лжепророка, выдающего свои личные увлечения за общие закономерности всего мира.
Что касается проблем, связанных с таможней, насколько я могу судить, вопрос таможенных барьеров перед научными исследованиями очень давний. Известен, например, случай, когда египетскую мумию, ввозимую во Францию в середине девятнадцатого века, пришлось на таможне оформлять как сушеную рыбу не ради мошенничества, а просто потому, что ничего более похожего на мумии в таможенном каталоге не нашлось. Но думаю, что решить ее можно только на государственном уровне, разработав таможенный регламент для научных исследований с участием самих ученых-исследователей. Если кто-то попытается без них решать этот вопрос, можно гарантировать, что решение будет удобно для таможенников и абсолютно неудобно для ученых. Поэтому тут я опять же полагаю, что начинать надо с приглашения достаточного количества видных исследователей на это заседание, и уверен, что они скажут о своих нуждах.