Статья
1449 30 января 2010 0:03

Порядок апелляции изменится

Совершенствование судебной системы в России началось. Госдума приняла ряд законопроектов о судах, их структуре и судьях.

Госдума приняла в первом чтении проект федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в РФ» - основной в пакете президентских законопроектов по совершенствованию российской судебной системы.

Законопроект устанавливает порядок формирования, состав и компетенцию судов общей юрисдикции в РФ, за исключением военных судов и мировых судей.

«Он, прежде всего, направлен на систематизацию норм российского законодательства о судоустройстве», - подчеркнул, представляя проект закона, полпред президента РФ в Госдуме Александр Минх.

Глава государства предлагает учредить процедуру апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений, для чего в судах разного уровня создаются апелляционные инстанции.

Взамен упраздняемой Кассационной коллегии Верховного Суда РФ предлагается создать Апелляционную коллегию этого Суда. Она будет рассматривать в апелляционном порядке гражданские дела, дела об административных правонарушениях и уголовные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда и Военной коллегией ВС РФ.

Пересмотр в апелляционном порядке не вступивших в силу решений районных судов, принятых ими в качестве судов первой инстанции, предлагается возложить на судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Если судебное решение вступило в силу, его в кассационном и надзорном порядке вправе пересмотреть Президиум Верховного Суда РФ.

По предложению Минфина России, положения, касающиеся апелляционного производства по гражданским делам, будут введены в силу с 1 января 2012 г., по уголовным делам - с 1 января 2013 г.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовным делам.

Соответствующие изменения по инициативе президента РФ вносятся в статью 16 федерального закона «О статусе судей в РФ», из которого исключается норма о необходимости получать заключение судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о передаче из компетенции мировых судей дел о разделе имущества между супругами, а также по иным имущественным спорам, если цена иска превышает 50 тысяч рублей.

Закон направлен на снижение нагрузки на мировых судей и предусматривает исключение из их компетенции рассмотрения дел по ряду споров, возникающих из гражданских и семейных правоотношений.

Сейчас мировые судьи рассматривают такого рода дела «стоимостью» до 100 тысяч рублей.

В соответствии с законом, в ведение федеральных судей районных судов передаются также дела «по спорам о детях», об ограничении родительских прав, о признании брака недействительным.

Поправки вносятся в действующий закон «О мировых судьях в РФ» и в Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Комментарии экспертов

Идея реформирования судебных инстанций получила свое принципиальное одобрение на встрече президента с главой Верховного суда Вячеславом Лебедевым еще в октябре прошлого года, а в январе нынешнего она была облечена в форму закона и, что знаково, была внесена от имени президента (хотя ВС по Конституции также обладает правом законодательной инициативы). Чтобы не ограничивать право участников на обжалование решений, предлагается введение апелляционной инстанции для рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел.

В настоящее время в судах общей юрисдикции полноценной апелляционной инстанции нет: она предусмотрена только для решений мировых судей, а решения районных судов обжалуются сразу в кассационную инстанцию. Последняя характеризуется формальным подходом (не обязана детально изучать все обстоятельства дела) и, как правило, подтверждает решение нижестоящей инстанции. Таким образом, реальным пересмотром решений судов общей юрисдикции в настоящее время занимаются только региональные суды и ВС. Так что данная новелла предоставляет дополнительные гарантии участникам процесса на пересмотр несправедливого, по их мнению, судебного решения.

Норма об упрощении привлечения судьи к уголовной ответственности достаточно спорная. С одной стороны, она позволяет избежать превращения судейской корпорации в "касту неприкасаемых", влиять на судьбу членов которой могут только им подобные (упраздняемая норма о даче согласия на уголовное преследование судебной коллегией). Судьи должны понимать, что они ответственны не только перед корпорацией, но и другими институтами. С другой - это облегчает давление на "непокорных" судей со стороны заинтересованных в "карательном" исходе того или иного процесса правоохранительных органов. Так что в отношении данной нормы надо будет детально изучать правоприменительную практику - возможно, ее придется существенно корректировать со временем.
 

Проблемы судебной системы, по моему глубокому убеждению, должны рассматриваться сегодня в едином комплексе с задачами по технологической модернизации и  развитию политической системы России. Российские суды сегодня, к сожалению, не являются самостоятельной ветвью власти и не гарантируют нашим гражданам защиты из прав и свобод. Суды могут действовать в чьих-то частных интересах или же в интересах правоохранительных органов. По большому счету, это разом обессмысливает все наши усилия, направленные на модернизацию. Нет никаких причин вести бизнес в России, к примеру, если вы знаете, что завтра суд санкционирует рейдерский захват. Нет никаких причин участвовать в публичной политике, если в ней все вопросы решаются при помощи административного ресурса, а суды становятся на защиту власти.
 
Определенные подвижки тут есть, конечно, как в случае с отменой результатов выборов в Дербенте. Однако они остаются фрагментарными и общей картины не меняют. Более того, складывается парадоксальная ситуация. Все - председатель Верховного суда Лебедев, парламентарии, генеральный прокурор Чайка, премьер-министр Путин, президент Медведев, - говорят о том, что в судах дела идут плохо, и что ситуацию надо менять. Но судьи продолжают выносить решения не в интересах закона, а руководствуясь какими-то совершенно иными интересами.
 
В разных сферах права ситуация немного отличается. Хуже всего - в сфере уголовного правосудия. Тут современная Россия уверенно проигрывает не только царской России эпохи земских реформ, но и - что удивительно - сталинскому правосудию 30-ых годов прошлого века. Приведу конкретный пример.
 
В своем блоге известный адвокат Константин Рыбалов недавно рассказал удивительную историю, когда судья, выносившая решение о продлении содержания под стражей обвиняемого, родным языком которого был лезгинский, сначала незаконно отказала ему в конституционном праве на переводчика, а затем вынесла решение в пользу следствия, хотя ни слова не поняла из сказанного обвиняемым. То есть российскому судье для того, чтобы принимать решения, вообще не нужно слушать, что говорят участники процесса, достаточно просто заверять ходатайства следователя. И такое беззаконие творится везде, о чем красноречиво свидетельствует статистика. Суды общей юрисдикции в России не выносят оправдательных приговоров, превратившись из органа защиты закона в карательную инквизицию.
 
Таким образом, реформирование судов - это одна из наиболее важных задач в нынешней политической повестке президента Медведева. От того, насколько успешно она будет решена, зависят и возможности для экономического развития, и прочность демократических институтов, в которых независимый (от сильных мира сего, но не от закона!) суд занимает центральное место.
 
Как конкретно реформировать суды? На этот счет есть множество самых разных мнений. Но я знаю, с чего нужно начать. Нужно, чтобы все судебные заседания - а судопроизводство в Российской Федерации является открытым и гласным - транслировались в интернете. При нынешнем развитии технологий это совсем не дорого, и это же делает суд совершенно транспарентным. В этих условиях судьям станет намного сложнее совершать сделку со своей совестью и нарушать законы. Эта та база, на основе которой можно будет совершенствовать российскую судебную дальше.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".