Поставить точку в деле Pussy Riot
Дело скандально известной панк-группы Pussy Riot вновь оказалось в центре внимания российской общественности. Поводом стала надпись «Free Pussy Riot» на стене квартиры в Казани, где нашли двух убитых женщин. Дело уже раскрыто, но страсти не улеглись.
Тут-то и начался очередной виток бурной дискуссии между сторонниками и противниками Pussy Riot.
СМИ тоже не прошли мимо горячей темы, смачно цитируя заявления, что убийство двух женщин в Казани «на совести» сторонников Pussy Riot, а двух женщин принесли в жертву во имя панк-группы.
Но… Сегодня стало известно, что жестокое убийство в Казани не имеет никакого отношения к группе Pussy Riot.
Как сообщает «Интерфакс», подозреваемый в двойном убийстве в Казани признался в преступлении, а также в том, что он написал кровью на стене «Free Pussy Riot», чтобы запутать следы.
Следственная комиссия подтвердила, что задержан житель Казани Игорь Данилевский, который признался, что написал кровью на стене «Free Pussy Riot», чтобы, создав видимость ритуального преступления, отвести от себя подозрение.
Причина же убийства самая банальная – любовь и деньги. По данным следствия, мужчина был любовником младшей из погибших женщин. Обещая жениться, Данилевский уговорил свою бывшую сокурсницу взять для него кредит, с помощью которого он погасил часть своих многочисленных долгов перед банками.
Он обещал отвезти возлюбленную на отдых в Египет, но сообщил, что может только в Симферополь. Выяснение отношений переросло в скандал, мужчина схватил нож и нанес женщине несколько ударов. Затем решил избавиться от ее матери, которая стала свидетельницей произошедшего.
Адвокат участниц Pussy Riot Николай Полозов, сообщил, что побывал у девушек в следственном изоляторе. «Мы обсуждали случившееся со всеми девушками. Они говорят, что это ужасно, и группа, конечно, не имеет к этому отношения. Они осуждают любые подобные деяния», - сказал он.
«Девушки считают, что развернутая против них кампания, оголтелость некоторых СМИ, которые поспешили приписать двойное убийство сторонникам Pussy Riot, свидетельствует о том, что очернение группы происходит осознанно, и есть некий руководящий центр», - добавил адвокат.
Почему обычный криминал породил такие бурные дискуссии? Упоминание Pussy Riot сделало свое дело. Но долго ли будет тянуться этот шлейф? Смогут ли политики, общественные деятели, представители СМИ поставить вместо многоточия точку в деле Pussy Riot?
Как пишет газета «Коммерсант», «психов у нас много, а такого объема упоминаний о Pussy Riot выдержит даже не всякий здоровый человек».
В последнее время участились инциденты, затрагивающие религиозные чувства верующих. Причем инциденты происходят от курьезных до кощунственных.
Так, сообщалось, что на днях группа неизвестных попыталась сорвать спектакль московского Театра.doc «Своими глазами», посвященный суду над участницами Pussy Riot. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на художественного руководителя театра Михаила Угарова.
«Под конец спектакля в зал вошли "православные христиане" со съемочной группой НТВ. Стали кричать: "Покайтесь!", "За что вы ненавидите русский народ?"» - написал Угаров на своей странице в Facebook.
Ранее, 25 августа, были спилены нескольких поклонных крестов в Челябинской области и Архангельске.
Ответственность за эти действия взяло на себя некое движение «Народная воля». В размещенном на страничке в Facebook пресс-релизе «Народной воли» говорится, что это является частью проводимой ими операции против РПЦ под кодовым названием «Крестоповал».
Православные организации уже объявили, что будут защищать храмы самостоятельно, и заявили о готовности создать «православные дружины», что вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Так, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, кандидат юридических наук Павел Салин не видит особой логики в идее создать православные дружины.
Публицист Леонид Радзиховский считает православные дружины абсурдом. А спиливание крестов – провокацией.
«Поскольку никакой прямой выгоды в осквернении крестов нет, следовательно, это политическая провокация», - заявил эксперт АК.
«Направлена ли она против Pussy Riot, чтобы вызвать ненависть к ним у большинства населения и лишить их поддержки меньшинства? Направлена ли она против власти, чтобы показать, что власть бессильна и не в состоянии защитить даже кресты? Направлена ли она против атеистов или это какие-то абсолютно безумные противники христианства, например сатанисты, или какие-то оголтелые атеисты, или, как утверждают оппозиционеры, какие-то работники спецслужб, которые провоцируют таким способом ненависть против оппозиции? Об этом я судить не берусь. Сказать можно только, что действуют провокаторы. И они хорошо организованы, потому что это делается практически одновременно в разных регионах», - подчеркивает Леонид Радзиховский.
Между тем череда скандалов, связанных с Pussy Riot, стала поводом для намерения ужесточить законодательство.
Первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслов Лысаков (фракция «Единая Россия») предлагает ужесточить наказание за вандализм по отношению к религиозным святыням и не исключает, что в Госдуму внесут такой законопроект.
«Сейчас появились, я их назову дебилы, которые начали поджигать церкви, заниматься прямым вандализмом и осквернением святынь, к какой бы конфессии они ни имели отношение. Сейчас речь идет о православных церквях, но такие же действия гипотетически могут быть и против мечетей, и против синагог. За это надо жестко наказывать», - сказал Лысаков.
По его словам, он поддерживает обеспокоенность православного сообщества в этом вопросе.
Как считает Лысаков, необходимо экстренно вернуться к обсуждению данной проблемы, в том числе и депутатам, поскольку «сейчас маргинальная часть общества всколыхнулась этой свистопляской вокруг известной группы хулиганок».
Затем в СМИ появилась информация, что депутат Сидякин разрабатывает резонансный закон о богохульстве, предусматривающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих.
Депутат опроверг эту информацию. Но осадок-то остался. Как и от всей шумихи по делу Pussy Riot.
Как избавиться от навязчивого обсуждения дела Pussy Riot, которое непременно приводит к столкновению лбами сторонников и противников, либералов и консерваторов?
Как сказал «Актуальным комментариям» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, есть два пути: превратить дело Pussy Riot в русский аналог дела Дрейфуса, которое раскололо французское общество и длилось несколько лет, или попытаться не придавать этому процессу космический масштаб.
Он отметил, что есть ощущение, будто ряд политиков пытается сейчас уже по мотивам этого дела подверстать законодательство. Симонов считает, что лучше пойти по другому пути и обещанную либерализацию политической системы продолжать без каких-либо истерик, а отрабатывать те механизмы, которые сейчас вводятся.
«У нас есть шанс не превращать это в такой многолетний сериал, который мы все будем обсасывать, а все-таки поставить точку и сосредоточиться на тех практических изменениях в политсистеме, которые мы имеем уже сейчас, и продолжать в этом направлении действовать», - резюмировал он.
Напомним, что 17 августа Хамовнический суд Москвы приговорил трех участниц Pussy Riot - Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич - к двум годам колонии общего режима по обвинению в хулиганстве. Поводом для тюремного срока послужило выступление участниц панк-группы на амвоне храма Христа Спасителя. Свой перформанс девушки назвали «панк-молебном». Из видеоролика с выступлением был смонтирован клип, который выложили в Интернет.
После судебного процесса над Pussy Riot поднялась волна антиклерикальных акций.
У нас два пути. Первый путь - это превратить дело Pussy Riot в русский аналог дела Дрейфуса, которое раскололо французское общество и длилось несколько лет. Французское общество было поглощено делом Дрейфуса, все разделилось на дрейфусаров и на антидрейфусаров. И даже конфликты в семьях были из-за этого дела, как у нас в гражданскую войну: один брат за красных, а другой - за белых. Можно, конечно, довести все до того, что в каждой семье будем выяснять, кто за Pussy Riot, а кто против Pussy Riot. Но есть и второй путь. Можно все-таки попытаться не придавать этому процессу космический масштаб.
Понятно, почему эта история в Казани произошла: человек видит, что все говорят о Pussy Riot. Открываешь холодильник - там об этом говорят. Почему не воспользоваться этой историей, не использовать как прикрытие? Это достаточно классический ход, когда люди прикрывают свои неблаговидные поступки, пытаясь придать им какой-то общественный характер и тем самым скрыть, в общем-то, банальный криминальный характер своих деяний.
Поэтому не стоит придавать этому процессу характер судьбоносного этапа в развитии нашего общества. Хотя я понимаю прекрасно, что будет, естественно, и апелляция, и повторное разбирательство, и к делу Pussy Riot будем еще обращаться. Вопрос в том, как сама власть прореагирует на то, что происходит, и какие здесь будут решения приняты.
Можно воспринять происходящее как необходимый сигнал для закручивания гаек. Я, в принципе, вижу некоторые симптомы этого. Такое ощущение, будто ряд наших политиков пытается подверстать законодательство. Можно и по другому пути пойти и все-таки обещанную либерализацию политической системы продолжать без каких-либо истерик, а отрабатывать те механизмы, которые мы сейчас вводим. Это главное в повестке дня. Все-таки приняты определенные политические решения, новый закон «О политических партиях», «О выборах губернаторов». Сейчас с точки зрения изменения политической системы самое главное, что должно нас волновать, - как пройдут новые губернаторские выборы, которые уже в этом году состоятся. Надо понять, какие там будут недостатки, какие корректировки нужны. Вот практическая повестка дня и практические решения, которые меняют нашу политическую систему.
Но если мы будем ходить все время вокруг дела Pussy Riot, это будет означать, что мы просто провоцируем дальнейший раскол общества и отвлекаемся, кстати, от реальной повестки дня по изменению политической системы в государстве. Шанс на то, что дело Pussy Riot не станет делом Дрейфуса, заключается в том, что нашей оппозиции тоже эта тема не слишком выгодна.
Мы видим по опросам: многие, даже те, кто симпатизировал белоленточникам, после дела Pussy Riot усомнились, что люди, выступающие против политической системы, находятся в твердом уме и в здравой памяти, что называется. Многие действительно были шокированы, стали задаваться вопросом: эти полубезумные девушки с ветром в голове и есть альтернатива нынешней политической системе? Многие деятели оппозиции очень аккуратно стараются комментировать это дело. Ограничиваются тем, что против того, что сделали девушки из панк-группы, но говорят: «Наша судебная система в целом очень плохая, поэтому давайте ее менять».
И на основании этого, мне кажется, у нас есть шанс не превращать дело Pussy Riot в такой многолетний сериал, который мы все будем обсасывать, а все-таки поставить точку и сосредоточиться на тех практических изменениях в политсистеме, которые мы имеем уже сейчас, и продолжать в этом направлении действовать.
Ситуация с Pussy Riot простая, она называется «радуйтесь, вас услышали». На самом деле люди, которые этот скандал с Pussy Riot организовывали, хотели, чтобы это стало явлением общественной жизни. Они всего этого добились. Они хотели прогреметь на всю страну, на всю планету, на всю вселенную, вот они и прогремели. Теперь нравится им или нет, к ним будут цепляться всевозможные вещи, которые, может быть, прямого отношения к ним не имеют. Это касается и того, что произошло в Казани.
Pussy Riot - заложники той скандальной, порочно скандальной популярности, которой они и добивались.
Совместными усилиями лидеров мнения, СМИ и правоохранителей дело Pussy Riot превратилось в разновидность массового психоза. И это при том, что фактическое содержание проблемы - правовое, моральное и политическое - явно не стоит тех баталий, которые вокруг него ведутся, и с точки зрения здравого смысла не так сложно в этих вопросах найти какой-то компромисс. Между тем выясняется, что есть темы, которые касаются, условно говоря, конфронтации христианства и антихристианства, вражды традиционных ценностей и культур меньшинств.
В нашем обществе они вызывают достаточно много иррациональных и сильных чувств и эмоций. Они приводят к неуравновешенности даже нормальных людей. Если же говорить о людях с пограничным состоянием психики, то возможны и более тяжелые последствия, примеры чего мы и видим. Хотя, безусловно, вряд ли здесь есть основания думать, что поддержка Pussy Riot или симпатия к ним является мотивом для убийств такого рода, как в Казани. Это будет просто неким сопутствующим обстоятельством для самого разного рода отклоняющихся социопатических проявлений. То есть это просто язык, на котором говорит социопатия. Я думаю, единственное, что можно в этом смысле сделать, это прекратить эскалацию этой темы в информационном поле и прекратить ее с таким ажиотажем раскручивать, а вернуть в ту нишу, которую она естественным образом занимает.
Безусловно, власть не может декретировать обсуждения тех или иных тем. Я думаю, что один из способов сокращений истерики - это шок. В данном случае убийства в Казани - хороший повод испытать шок по поводу заслуженных последствий раскручивания дела Pussy Riot для медиаэлит, для лидеров общественного мнения. Случай в Казани свидетельствует, что мы вступаем на почву довольно зыбкую, когда мы уже не контролируем последствия развития этого дела на уровне коллективного сознательного и бессознательного. Вот этот шок и должен стать точкой отсчета для того, чтобы эта истерия прекратилась.
Что касается информационной политики Русской православной церкви, то все, что было мы видели на протяжении развития дела Pussy Riot, - это скорее повод не для каких-то политических выговоров и выводов, а для чисто профессиональных выводов. Потому что, на мой взгляд, эта политика была в основном непрофессиональной, она работала на снижение репутации патриархии. И это вопрос для чисто профессиональных выводов, а не моральных и этнических.