Статья
2059 11 апреля 2012 10:27

Постсоветская эпоха завершена

Премьер-министр, избранный президент Владимир Путин выступил в Госдуме с последним отчетом о деятельности своего кабинета.

Главным достижением своего правительства Владимир Путин считает стабилизацию и рост численности населения России.

«Считаю нашим главным достижением - стабилизацию и рост численности населения России, по итогам 2011 года она превысила 143 млн человек. Мы не дали кризису перечеркнуть позитивные демографические тенденции», - сказал Путин, выступая с отчетом в Госдуме.

Говоря о кризисе, он подчеркнул, что это был «колоссальный вызов», гораздо масштабнее и опаснее кризиса 1998 года.

«Если бы мы не сумели дать на него ответ, то не только обрушили бы экономику и социальную сферу, но и поставили бы под сомнение суверенитет, геополитическую состоятельность страны, надолго похоронили всякие идеи модернизации и развития», - сказал Путин.

Он поблагодарил граждан России «за выдержку, за терпение, за доверие», выразив мнение, что страна преодолела испытания благодаря «общей ответственности, социальному партнерству и гражданской солидарности».

В период кризиса, подчеркнул Владимир Путин, правительство старалось строить работу так, чтобы отстоять интересы абсолютного большинства граждан, и в центре усилий было благополучие российских семей.

«Мы не отступили ни от одного, подчеркну, ни от одного ранее заявленного обязательства», - сказал Путин.

Он признал, что кризис стал для страны испытанием, и некоторые проекты преобразований вынужденно потеряли время и темп по некоторым направлениям развития, однако «сам вектор движения вперед» потерян не был.

«Да, спад у нас был значительным, но и восстановились мы гораздо быстрее, чем многие другие страны. Сегодня у нас самые высокие темпы роста экономики среди государств «восьмерки». И одни из самых высоких среди крупнейших экономик мира», - сказал Путин.

Он напомнил, что в некоторых странах Европы, в других регионах кризис перешел в хроническую форму, «затяжную рецессию и застойную и растущую безработицу», а бюджетный дефицит и банкротство государственных финансов стали «настоящей удавкой для государств, теряющих сегодня право на государственное суверенное решение».

По словам Владимир Путина, в итоге некоторые страны Европы утрачивают некоторые элементы суверенитета, «когда вопросы абсолютно суверенного характера передаются в наднациональный орган».

«Мы прошли кризис, избежав этих рисков, избежав долговой ловушки, сохранив устойчивость национальной валюты и бюджетной системы», - сказал Путин.

Премьер-министр РФ заявил о необходимости сосредоточиться на стратегических направлениях развития России.

«В ходе избирательной кампании я изложил приоритеты нашей программы. Уже в первом своем президентском указе обозначу "дорожную карту" по всем заявленным инициативам. Более того, работа по ним практически уже началась», - заявил Владимир Путин.

Глава правительства подчеркнул необходимость «сосредоточиться на вопросах, которые имеют стратегическое, принципиальное значение», связанных с российскими историческими перспективами. При этом он обозначил пять приоритетов, на первое место поставив проблему демографии.

Путин напомнил, что в концепции демографической политики, утвержденной в 2007 году, планировалось достичь средней продолжительности жизни в России в 75 лет к 2025 году.

Россия в полном объеме преодолела последствия финансово-экономического кризиса, и подчеркивает, что это результат совместной деятельности всех сил общества.

«Нам с вами за эти результаты не стыдно - у нас хорошие результаты. Это результат не только работы правительства, но, прежде всего, результат работы наших людей во всех отраслях производства и социальной сфере», - подчеркнул Владимир Путин.

По его словам, это совместный результат деятельности всех сил общества. «Я имею в виду и правящую партию, имеющую большинство в парламенте, имею в виду и те политические силы, которые находятся в оппозиции, - потому что в ходе совместной работы, борьбы мнений, споров все-таки рождались решения, которые нас и привели к этим результатам», - отметил он.

Одним из важнейших приоритетов правительства является укрепление позиции России в мире, прежде всего в рамках евразийской интеграции.

«Наш пятый приоритет - укрепление позиции России в мире. И прежде всего через новую интеграцию на евразийском пространстве», - заявил Путин.

По его словам, привлекательность идеи новой евразийской интеграции неуклонно растет. «Жизненные реалии, накопленный 20-летний опыт расставляют все по своим местам. Стало очевидно, что в одиночку с сегодняшними вызовами глобальной турбулентности не справиться», - подчеркнул глава правительства.

По мнению Путина, неслучайно, что в отношениях партнеров по СНГ стало гораздо больше здравого смысла и заинтересованности в коллективной работе. В качестве примера он привел «многословные дискуссии о зоне свободной торговли в СНГ», которые без особых результатов длились больше десяти лет. «В прошлом году договор о зоне свободной торговли был по-деловому, профессионально обсужден, оперативно согласован и подписан», - заявил Путин, выразив признательность российскому парламенту, который первым ратифицировал этот стратегический документ.

Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства является важнейшим геополитическим и интеграционным событием на постсоветском пространстве со времен распада СССР.

«Наш следующий шаг - запуск с 2015 года проекта Евразийского экономического союза. Рассчитываем, что к России, Белоруссии и Казахстану присоединятся и другие партнеры, заинтересованные в более продвинутом сотрудничестве», - отметил премьер.

Путин напомнил, что совместно с белорусскими и казахстанскими партнерами Россия передала важнейшие полномочия в сфере макроэкономики, таможенно-тарифной деятельности, техрегламентов наднационального уровня - Евразийской экономической комиссии. «По сути, это придает интеграционным процессам необратимый характер», - подчеркнул он. 

Глава правительства заявил, что постсоветский период в жизни России завершен, впереди - новый этап развития страны.

«Восстановив страну после всех потрясений, которые выпали на долю нашего народа на рубеже веков, мы фактически завершили постсоветский период», - пояснил он.  

По словам Путина, впереди - новый этап развития России. Как отметил премьер, это будет этап создания государственного, экономического, социального порядка и общественного жизнеустройства, способного обеспечить процветание граждан нашей страны на десятилетия вперёд

 В своем отчете премьер остановился также на социальных вопросах. В частности, Владимир Путин считает бесплатность образования в рамках школьных стандартов безусловным принципом, а дополнительные платные услуги - формой его деформации.

«Главенствующим принципом для нас является безусловная бесплатность школьного образования в рамках образовательного стандарта», - заявил он, выступая в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства.

Путин подчеркнул, что «практика так называемых дополнительных платных услуг в школе создает риск фактической эрозии принципа бесплатности».
По словам премьера, в некоторых школах формирование классов напрямую связано с необходимостью посещать определенный набор платных занятий. «Или вводятся дополнительные платные консультации по подготовке ЕГЭ, в то время как школа обязана обеспечить полноценную подготовку к экзамену в рамках выделенных бюджетных средств», - сказал глава правительства.

Как он отметил, таким образом школа становится источником социального неравенства вместо того, чтобы стать социальным лифтом. «Поэтому давайте прямо скажем - дополнительные платные услуги могут быть только вне рамок основного образовательного процесса», - отметил Путин.

Что касается социальной сферы в целом, премьер подчеркнул, что государство должно не командовать повседневной хозяйственной деятельностью десятков тысяч детских садиков, школ, больниц, поликлиник, социальных центров, а безусловно гарантировать людям получение бесплатных и качественных социальных услуг.

«Задача состоит в том, чтобы искоренить прямые и скрытые поборы, фактическую фиктивность бесплатности многих государственных и муниципальных услуг», - подчеркнул он.

Говоря о системе образования, Путин отметил, что в школах будет введена система раннего выявления наркозависимости учеников. «В дальнейшем надо подумать о такой практике и среди студентов, и среди учащейся молодежи», - сказал Путин. Он добавил, что должны быть приняты поправки в законодательство, усиливающие наказание за распространение наркотиков, за нарушение в сфере оборота алкогольной продукции, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и табака, передает «Интерфакс».  Путин подчеркнул, что для семей, попавших в трудную ситуацию, необходимо «предложить социальный контракт», адресную поддержку на условиях включения в нормальную, человеческую жизнь. По его словам, это, в первую очередь, подразумевает «заботу о детях, выполнение общественных работ, отказ от пьянства и асоциального поведения».
 

Комментарии экспертов

Фактически мы услышим на этот раз от Владимира Путина подробный отчет о работе правительства не только за прошлый год, но и за весь его премьерский срок. Поэтому, мне кажется, что этот отчет - действительно, очень серьезная процедура. Подобный формат единственный в своем роде в истории нашей практики политической системы. И это заслуга Владимира Путина лично. Сам закон о ежегодном отчете правительства был введен в действие как раз в тот период, когда Владимир Путин был в должности премьер-министра. Так что это, в общем-то, закладка некой серьезной большой политической традиции. Судя по всему, следующий, кто будет следовать ей - Дмитрий Медведев. Через подобную процедуру он, очевидно, пройдет уже в будущем году.

Сейчас важно, чтобы к этому событию все участники его отнеслись с должной ответственностью и серьезностью. Чтобы это событие не превратилось в балаган и цирк, который довольно часто любит устраивать наша оппозиция, как системная, так и несистемная. Ведь речь идет о том, как действительно функционирует один из важнейших политических институтов страны, а именно: федеральное правительство. Поэтому я думаю, что можно ожидать все-таки того, что и коммунисты, и либерал-демократы, и справедливороссы будут относиться к этому отчету  не как к возможности еще раз пропиариться, а как к попытке адекватно обсудить все, что сделано правительством Владимира Путина за прошедшие годы. Смысл в том, чтобы не только видеть недостатки, промахи и несоответствия своим запросам, но и в то, что действительно, сделать удалось.

Если такой взвешенный сбалансированный подход продемонстрируют все фракции, сохраняя при этом, естественно, свою оппозиционность, я думаю, что цель ежегодного отчета правительства перед парламентом будет достигнута.

Ну, и хотелось бы, конечно, чтобы ходе этого обсуждения какие-то предложения были высказаны по дальнейшему совершенствованию самой процедуры. Может быть, по тому, как планировать этот отчет... В общем, чтобы вот эта ежегодная процедура дала максимальный эффект в смысле улучшения качества управления страной. Здесь, я думаю, речь должна идти не только об ответственности правительства, то есть, исполнительной власти перед парламентом, но также и ответственности  наших парламентариев перед кабмином.

Мы обязательно услышим от Владимира Путина о его намерениях проводить ту или иную политику. И это будет некая «дорожная карта» тех мер, которые Путин уже планировал ранее, о которых говорил в период своей президентской избирательной кампании.

Кроме того, Путин может повести речь о модернизации. Путь модернизации - его выбор еще с 2008 года. Вспомним, когда Владимир Путин передавал власть Дмитрию Медведеву, он уделял очень пристальное внимание именно этой теме.

Кроме того, не исключено, что какие-то пожелания будут высказаны в адрес работы правительства. Или же это будут соображения по поводу того, каким оно может быть в структурном отношении, будут ли там какие-то изменения. Но я не ожидаю от премьера каких-то соображений по поводу персоналий, это не в стиле Путина. Кадровые перестановки в кабинете министров, конечно, будут произведены. Но формат отчета не позволит ему объявить о них в этот день.

Наверняка, будет затронут целый комплекс болезненных вопросов и обсуждения я жду достаточно жесткого. Большая половина думы - это оппозиционные партии. Они будут задавать довольно жесткие вопросы и по социально-экономическому положению граждан, и по политической ситуации в стране. Дискуссия будет очень жесткая и напряженная.

Хотя агрессивна волна протеста схлынула. Активная часть протеста уже ушла. И я какой-то агрессии особой, стилистически, во всяком случае, от реакции на отчет премьера не ожидаю. Я думаю, что развитие событий будет жестким, будут предъявляться претензии к власти, будет очень напряженный диалог, но  агрессии и обструкции, или же демарша я не ожидаю.

Главное в выступлении Путина - то, что он подчеркнул полную преемственность курса, который проводился. Премьер отметил, что у нас очень серьезный успех по целому ряду форматов. Россия выходит на первое место, в основном, по макроэкономическим показателям. Идут такие темпы восстановления, что, в общем и целом, мы можем говорить, что Россия закрыла постсоветский период (это касается и уровня жизни, и экономики, и продолжительности жизни), и переходит на новый этап. 

Кризис от распада Союза в основном преодолен, теперь необходимо посткризисное нормальное развитие, которое должно затрагивать науку, образование, создание высококвалифицированных рабочих мест и высококвалифицированных секторов экономики. Инструмент – это создание благоприятного инвестиционного климата. Важно, чтобы было больше вложений в науку, образование, в человеческий капитал и моральное возрождение.

Что касается демографии, то здесь важная вещь – нравственность. Я бы добавил, что общество несет часть ответственности в связи с политикой государственных телеканалов, - эта политика должна быть серьезно скорректирована с точки зрения нравственности. 

Кроме того, необходимо нанести удар по таким причинам смертности как алкоголизм, табакокурение и наркомания. Здесь ирония заключается в том, что среди тех, кто сидел и смотрел на Путина, были люди, которые лоббируют интересы табачных и алкогольных компаний. 

Но понятно, что перечисленные проблемы надо решать. И важно, что Владимир Путин о них заявил. Я бы сказал, это некая консенсусная точка зрения: социально-экономическое развитие является приоритетом номер один. Политических реформ Владимир Путин практически не коснулся. Я бы выделил здесь одно важное политическое заявление, что  России -  не двадцать лет, а тысяча лет, и мы должны быть достойны этой великой тысячелетней истории.  Есть у нас некоторые политики, которые норовят сказать, что России двадцать лет, она молодая, часто ошибается.  Владимир Путин четко им ответил, что России не двадцать лет, а тысяча лет.

И еще: Путин не случайно сконцентрировался на социальных приоритетах.  Безусловно, политическая реформа будет проводиться в рамках обозначенных параметров. Но здесь важно понимать, что есть активное меньшинство, которое требует политической реформы, но Владимир Путин главный упор сделал не на это активное меньшинство, а на так называемое молчаливое моральное большинство, которое составляет его главный электорат. Вот в числе их приоритетов - не то, чтобы было больше оппозиционеров на телевидении, а то, чтобы там было меньше аморалки, чтобы не олигархов было больше, а чтобы строились заводы. Таким образом, Путин послал мессидж молчаливому моральному большинству, а не активному меньшинству. 

«Дорожная карта» Путина, высказанная им в ходе  отчета перед парламентариями, во многом является развитием его предвыборных статей, которые можно считать политической программой на ближайшие шесть лет. В этом контексте мы ничего особо нового мы не услышали. С другой стороны, мы имеем дело с консенсусными вопросами. Ни один оппозиционер не скажет, что  определенные Путиным приоритеты не волнуют Россию.

Проблема с демографией является больным местом.  Мы все знаем, что сокращение населения - наша беда и наша боль. Мы уже многое сделали для преодоления этой беды, однако этого все равно не достаточно. Если мы хотим быть успешной страной, в этом направлении нужно действовать планомерно и интенсивно.

Борьба с коррупцией – наша общая беда.  Необходимость  борьбы с ней - краеугольное условие для успешного функционирования российской демократии.

Внешнеполитические приоритеты тоже абсолютно очевидны. Новая политическая роль на внешней арене в связи с развитием ЕЭП делает Россию естественным центром притяжения не только для многих республик бывшего СССР, но и вообще для многих государств. В этом контексте нужно максимально полно использовать наши возможности.

Выступление Путина носило консолидирующий и консенсусный характер. Искать пути решения таких  проблем - долг любого успешного политика, наделенного властью в России.
 

Нужно понимать, что Владимир Владимирович находился в двойственном положении. С одной стороны, он выступал как уходящий со своего поста премьер-министр со своим последним отчетом Федеральному Собранию. С другой стороны, он - избранный президент, который уже через несколько недель вступит в эту должность.

Поэтому, как и предполагали эксперты, Путин не мог не сделать ряд программных заявлений. Причем  прозвучали они достаточно элегантно. Он сообщил, что в числе первых его указов будут тезисы, связанные с тем, что он назвал «дорожной картой», и важно, что он особо оговорил, что речь идет об обозначенных в предвыборной программе приоритетах.

Отсюда мы автоматом получаем ответ на вопрос, будут ли пользоваться популярностью у населения предложенные им приоритеты. Давайте рассуждать логически - если во время предвыборной кампании Путина эти тезисы уже были озвучены, если Путин одержал убедительную победу на выборах, следовательно, эти тезисы пользуются поддержкой у большинства населения.

Путин вновь продемонстрировал, что продвигает позицию и мнение большинства.

Выступление действующего премьера перед Государственной думой одновременно было выступлением будущего российского президента перед депутатами. Здесь совмещалась и ретроспектива (то есть некое подведение итогов деятельности российского правительства, оно было неизбежно), и в тоже время неизбежно присутствовала перспектива, потому что в данном  случае выступающий был в одном лице не только действующий премьер, но и будущий российский президент.

Интересен показательный момент, характеризующий деятельность Владимира Путина, и, в то же время, не ставший неожиданностью: Владимир Путин сдержал свое обещание. Он превратил основные положения своей предвыборной программы в том виде, в котором они были изложены в статьях, постепенно публикующихся в ходе избирательной кампании, в ориентиры для своей дальнейшей работы (напомню, речь шла о его дальнейшей работе, как нового российского президента, и о работе нового правительства).

Самым главным итогом выступления можно считать то, что Владимир Путин как пообещал, так и делает.

Важно, что Путин начинает реализацию своих предвыборных инициатив с «дорожной карты». Это важно с точки зрения доверия общества к будущему главе государства. Сам выбор приоритетов, которые в этой «дорожной карте» отражены, заслуживают поддержки. Демографический вызов, как основной для нашей страны, поставлен на первый план. Но здесь очень важно, как будет даваться ответ. По принципу нынешней концепции (де-факто реализуемой концепции замещающей миграции, которая создает новые проблемы, не решая при этом проблемы демографической), либо путем создания довольно сложной, но необходимой системы поощрения рождаемости и продления периода трудоспособной жизни коренного населения страны.

И ни у кого нет сомнений, что один из самых основных геополитических и стратегических вызовов для России – это удержание и развитие восточных территорий. То, что это декларируется именно как политический приоритет - совершенно правильно.

Так и создание рабочих мест – абсолютно естественный приоритет для любого политика, который управляет регионом или страной. Но, к сожалению, до сих пор на уровне индикаторов эффективности государственного управления этот параметр у нас не учитывается в должной степени ни на региональном уровне, ни на федеральном. Если эта ситуация будет изменена, это можно приветствовать.

Разговоры о создании новой экономики, о диверсификации уже вполне привычны. Эта тема уже воспринимается обществом уже как такая дежурная. Чтобы придать ей новое дыхание, новую жизнь, нужно пойти на решительные шаги в плане поощрения обрабатывающей промышленности и перераспределения налоговой нагрузки. У нас распределение налогового бремени по отраслям экономики таково, что оно не только не поощряет, наоборот, дестимулирует обрабатывающую промышленность. Ни о какой диверсификации экономики и вообще о создании элементов новой производительной экономики без изменений налоговой концепции говорить не приходится.
 
Что касается международного статуса страны, я согласен с постановкой вопроса о том, для нас важно вести политику регионального лидерства на постсоветском пространстве. Сегодня практическим воплощением этой политики является Таможенный союз. Я бы добавил еще ОДКБ. Усиление развития этих институций является базой для международного влияния России.

Поэтому с приоритетами, которые Путин выдвинул, я согласен. Вопрос только в том, насколько последовательной будет их реализация.

Фраза о том, что постсоветский период в жизни России завершен, впереди - новый этап развития страны, мне оказалась очень интересной.

Путин говорит о завершении постсоветского периода в жизни России и дает понять, что понимает эту проблему. Проблему того, что Россия с начала девяностых годов и по сей день находится в некотором промежуточном состоянии не вполне состоявшегося государства, или, по крайней мере, государства, не до конца ощутившего свою историческую уверенность. Действительно, есть некие родовые травмы постсоветского состояния. На мой взгляд, мы эти травмы еще не изжили.

 Поэтому я всячески поддерживаю стремление к тому, чтобы подвести черту под этим постсоветским периодом, но я далек от оптимистического представления того, что мы это уже сделали. Это произойдет лишь тогда, когда мы изживем родовые травмы постсоветского состояния, которые во многом заложены в ельцинской Конституции, где прописана суперпрезидентская модель власти, что является симптом болезненного переходного состояния.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".