Статья
2204 19 января 2024 15:37

Предсказуемость выборов

Предварительное понимание исхода выборов важно как для политических, так и для бизнес-структур. Всегда нужно быть готовым к переменам политического ландшафта. Но как предсказать будущее?

Построение политических предсказаний — одна из задач политолога. Академическое сообщество регулярно предлагает новые методы для определения победителей: потенциально предсказательную силу несёт всё — от показателей опросов до внешнего вида кандидата. В материале — несколько популярных инструментов, используемых политологами. 

Рейтинги общественного мнения

Результаты опросов вида «За кого Вы бы проголосовали, если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье?» — один из старейших показателей для оценки шансов кандидата на победу. Качественно проведенный опрос хоть и на небольшой, но репрезентативной выборке позволяет обобщить результаты на всё население страны — а значит, потенциально и на электорат. 

Впрочем, опросы сегодня зачастую подвергаются критике. Одна из проблем — расхождение результатов предвыборных опросов с фактическими результатами выборов. В 2020 году, например, некоторые западные СМИ называли индустрию опросов «сломанной» на фоне неверной оценки популярности Д. Байдена в некоторых регионах во время предвыборной кампании. Предсказанный поллстерами успех кандидата от Демократической партии во Флориде и Северной Каролине обернулся поражением. 

«Twitter-аналитика»

Анализ социальных сетей стал неотъемлемым инструментом прикладной политологии. Преимущество такого подхода, особенно в недемократическом устройстве — фиксация «неприкрытого» общественного мнения. Чувство анонимности, сопровождающее пользователя Интернета, позволяет говорить о кандидатах более искренне в сети, чем в общении с поллстером. Более того, анализ больших данных позволяет обрабатывать гораздо больший объем фактуры, чем предоставляет выборка классического опроса. 

Западное академическое сообщество в качестве источника данных особенно часто использует Twitter как крайне популярную и политизированную социальная сеть. «Twitter-аналитика» — так этот подход называют исследователи из индийского университета Гуру Нанак Дев, демонстрируя, как результаты применения алгоритмов машинного обучения на данных из социальной сети совпадают с результатами выборов в одном из регионов страны. 

Какие именно данные используются? Чаще всего политологи обращаются к количеству упоминаний кандидатов и партий среди пользователей сети, а также к эмоциональной окраске этих упоминаний. 

Впрочем, «Twitter-аналитика» далеко не идеальный метод. Несмотря на многочисленные свидетельства эффективности, некоторые исследователи, пытаясь повторить успех предшественников, демонстрируют, что предсказание с помощью анализа социальных сетей — не более чем случайность. Более того, обращение к социальным сетям сомнительно с теоретической точки зрения — разве могут пользователи Интернета быть репрезентативной выборкой электората? 

Внешний вид кандидата

Наперекор модели рационального актора, ряд исследователей демонстрируют, как первое впечатление респондентов относительно внешнего вида кандидата влияет на их желание голосовать за последнего. Соответственно, делают вывод авторы некоторых работ, внешний вид кандидата — ещё одна переменная, по которой возможно «предсказать» результаты выборов. Так, компьютерная модель, разработанная сотрудниками Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, по одним лишь фотографиям кандидатов на пост губернатора определяла победителя с точностью практически 68%. 

Что во внешних атрибутах «цепляет» электорат? Например, избиратели с меньшей вероятностью голосуют за кандидата, который выглядит угрожающе. Некоторые авторы отмечают, что положительно на шансы победы влияют относительная привлекательность кандидата и атрибуты, подчеркивающие его компетентность. В одной работе даже показывается, что частая улыбка на лице кандидата — фактор, значимо и положительно влияющий на уровень его поддержки на выборах. 

Несмотря на впечатляющие результаты некоторых авторов и экзотичность метода, предсказание результатов выборов исключительно на основе внешнего вида, конечно, несостоятельно. Более того, использование компьютерного зрения, как в случае работы от представителей Калифорнийского университета, требует значительной технической подготовки, что зачастую выходит за рамки компетенций политолога. 

Смешанные подходы

Практически каждый метод имеет свои недостатки. Использование смешанных подходов — потенциальный способ компенсировать проблемы отдельных инструментов.

«Stop trying to predict elections only with twitter» — гласит название новой статьи нескольких политологов из Бразилии. Ссылаясь на ограничения анализа социальных сетей, исследователи призывают использовать одновременно несколько источников данных для предсказания результатов выборов — например, Twitter-аналитику в купе с показателями опросов. В работе практически 40-летней давности политологи Льюис-Бек и Райс комбинируют рейтинги популярности президента и некоторые экономические показатели, чтобы оценить будущий исход президентских выборов. 

Вероятно, в рамках прикладного исследования именно смешанные подходы, предполагающие практически неограниченную комплексность, представляют для эксперта и заказчика наибольшую ценность.

Павел Иванов, аналитик Центра политической конъюнктуры

#ПавелИванов


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".