Статья
4952 17 февраля 2022 10:32

Президентские выборы во Франции: особенности избирательной системы

До выборов президента Франции остается менее двух месяцев, а предвыборные кампании кандидатов переходят в финальную стадию. Для прогнозирования результатов голосования важно знать не только текущие рейтинги претендентов на главный пост страны, но и электоральные особенности Франции, которые будут влиять на ход голосования.

Например, за всю историю выборов во Франции ни один кандидат на должность президента не был избран по итогам первого тура, то есть не получал в первом туре более 50% голосов. Кроме этого, Франция одной из последних стран в мире предоставила права голоса гражданам с 18 лет лишь в 1974 году, до этого порог существовал на отметке в 21 год. О том, как формировалось избирательное право, а также о действующих избирательных нормах страны — во втором тексте из серии материалов «Актуальных комментариев» о выборах во Франции.

Избирательное законодательство

Согласно Конституции Франции, первый тур президентских выборов должен проводиться за 20–35 дней до перехода власти в конце пятилетнего срока полномочий действующего президента. Поскольку Эммануэль Макрон вступил в должность 14 мая 2017 года, ожидается, что «переход власти» состоится 13 мая 2022 года. Соответственно, первый тур президентских выборов состоится в период с 8 по 23 апреля 2022 года, а второй тур состоится через две недели после первого.
До 1962 года президента Франции выбирала коллегия выборщиков (collège électoral). В 1962 году по итогам референдума был установлен принцип прямых выборов, что способствовало укреплению и без того лидирующего положения президента.

Президент Французской Республики избирается сроком на пять лет с возможностью однократного переизбрания. До 2000 года срок полномочий президента составлял семь лет, после очередного референдума он был сокращен, также были введены законодательные ограничения на количество президентских сроков, занимаемых подряд — до двух.

Для того, чтобы быть избранным на пост президента Французской Республики, необходимо: либо получить абсолютное большинство голосов избирателей в первом туре, либо относительное во втором, в который выходят два самых сильных кандидата.

Между тем за всю историю выборов во Франции ни один кандидат на должность президента не был избран по итогам первого тура, то есть не получал более 50% голосов в первом туре. Важно отметить, что феномен второго тура во Франции и его использование на многих уровнях выборов сужает электоральный выбор для избирателей в дополнение с использованием мажоритарной системы на всём национальном уровне и части региональных выборов во Франции.

Чтобы иметь возможность баллотироваться, кандидат должен получить в свою поддержку 500 подписей должностных лиц, представляющих не менее 30 различных департаментов и заморских территорий. 

Всего таких должностей около 47 тыс., однако ввиду возможности совмещения мандатов поддержать выдвижение кандидата на президентских выборах реально могут около 43 тыс. лиц. Списки поддержавших того или иного кандидата официально публикуются. На сбор подписей отводится три недели со дня объявления выборов. Правом поддержать кандидата на должность президента Франции обладают: члены Европейского парламента, избранные во Франции или имеющие французское гражданство, депутаты Национального собрания, сенаторы, региональные советники, мэры, члены Корсиканской ассамблеи, Ассамблеи Французской Полинезии, конгрессов и собраний провинций Новой Каледонии и Территориального собрания островов Уоллис и Футуна. Кроме этого, кандидат должен представить декларацию о собственности.

Внедрение электронного голосования

Избирательный кодекс Франции допускает электронное голосование еще с 1969 года. Впервые электронные автоматы были применены в 2006 году на парламентских выборах, а на президентских — в 2007, хотя оппозиционные партии выражали сомнение в надежности данной техники. Избирателям предлагалось выбрать нужную фамилию из списка на сенсорном экране нажатием кнопки, а затем подтвердить свой выбор, нажав кнопку повторно. 

По словам представителей Министерства внутренних дел, отвечающего за организацию выборов, таким образом исключалась возможность случайного выбора не того кандидата. Для слабовидящих избирателей было предусмотрено аудиосопровождение. 

Перед вторым туром президентских выборов 2007 года вокруг электронных аппаратов для голосования разгорелся серьезный скандал, когда несколько крупных партий выступили с призывом не использовать автоматы для голосования во втором туре. 

Кроме этого, представители оппозиционных партий заявили, что время ожидания в очереди на электронное голосование составляло до двух часов, поэтому многие избиратели уходили, не дождавшись. Испытания двух из трех типов автоматов показали, что четыре человека из семи в возрасте 65 лет и старше не смогли проголосовать. В то же время риск искажения результатов выборов значительно увеличивается. 

Избирательный кодекс

Основные положения функционирования французской избирательной системы изложены в Конституции и Избирательном кодексе Франции (Code Electoral), которые включают в себя: всеобщее и строго личное избирательное право, распространяющееся для всех граждан в возрасте, который необходим, чтобы стать избирателем, и такие элементы свободного и тайного голосования. Во второй, пятой и шестой статьях Избирательного кодекса устанавливаются требования для активного избирательного права: французское гражданство и полных 18 лет. 

Франция одна из последних стран в мире предоставила права голоса гражданам с 18 лет лишь в 1974 году, до этого порог существовал на отметке в 21 год. Для того, чтобы французский гражданин был внесен в избирательный список, необходимо либо проживать в коммуне не менее полугода, либо иметь факт уплаты налогов в ней. Это так называемый «порог включения» по С. Липсету и С. Роккану. 

Не могут принимать участие в выборах совершеннолетние французские граждане, которые находятся под опекой или следствием, либо же лишены возможности осуществлять свое избирательное право в виде наложения санкций. Интересная особенность заключается в том, что благодаря подписанию «Маастрихтского договора» (The Treaty on European Union) в 1992 году стало возможным участие для граждан других стран Евросоюза на отдельных видах выборов, проводимых во Франции: муниципальных и европейских.

Проведение предвыборной агитации регулируется главой 5 Избирательного кодекса, включает запрет использования в агитационных целях коммерческой рекламы, провозглашает принцип равенства кандидатов, запрет на проведение агитации за сутки до голосования, оглашения предварительных итогов до закрытия избирательных участков на территории метрополии.

Государство оплачивает бесплатное эфирное время и печатную площадь, а также информационные плакаты. Кандидаты вправе проводить собрания и использовать другие формы публичной общественной связи с избирателями. 

Голосование проходит с 8.00 до 18.00 часов. 

Важно отметить, что во Франции не существует отдельного закона, который регламентирует деятельность политических партий. Деятельность и функционирование политических партий регулируется в рамках закона «О свободе ассоциаций» 1901 года.

Избирательные комиссии

Во Франции не существует отдельного централизованного государственного органа, который осуществляет выборные процессы. Во Французской Республике данные обязанности возложены на Конституционной совет (Conseil constitutionnel), Министерство внутренних дел (Ministre de l’intérieur), Национальную комиссию по проверке счетов избирательных кампаниях и политического финансирования (Commission nationale des comptes de campagne et des financements politiques) и Высший аудивизуальный совет (Conseil supérieur de l’audiovisuel), а также подотчётные им органы в рамках своей компетенции.

Функцией Конституционного совета является общее наблюдение за выборами. В состав Конституционного совета входит девять человек, а также бывшие президенты Франции. 

Также организация выборов находится в ведении МВД Франции, которое обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов и их представление СМИ и общественности. 

Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). 

Наблюдение

Французским законодательством не предусмотрено приглашение международных наблюдателей. При проведении выборов применяются международные электоральные обязательства.

Каждый кандидат в президенты может назначить члена УИК, а также своих представителей для наблюдения за ходом голосования в одной или нескольких УИК. Избиратели вправе наблюдать за ходом голосования, хотя законодательство напрямую об этом не говорит.

Выборы президента Франции пройдут непосредственно перед парламентскими выборами, которые должны состояться в июне.

Установленная смешанная (президентско-парламентская) форма государственного правления — в Пятой республике определят важным для французских политических партий участие и в выборах на пост президента, и в парламент. Одно из полномочий президента республики — это назначение премьер-министра, но только из представителей из той партии, которая выиграла парламентские выборы, что закреплено законодательно. Поэтому при данном условии возможна ситуация, когда президент и премьер-министр могут быть представителями совершенно разных и конкурирующих политических сил, что и имело место быть несколько раз за историю Пятой республики: с 1986 по 1988 год, 1995 по 1997 год — во время нахождения на посту президента Ф. Миттерана, а также с 2007 по 2012 год при Ж. Шираке. 

Такая ситуация может вызывать политическую нестабильность в государстве, так как президент не имеет возможности опираться на большую часть парламента. Это явление получило название «сожительства», которое стало своеобразным «порогом власти большинства» С. Липсета и С. Роккана. Возникновению данного феномена способствовали неравные сроки полномочий президента и парламента, первый из которых составлял семь лет, а второй пять. Решение было найдено в 2002 году в виде сокращения президентского срока полномочий до пяти лет, который стал соответствовать парламентскому. 

Однако после этого возникла более уверенная вероятность удержания власти, как президентской, так и парламентской, у одной политической партии. Научно была найдена следующая интересная закономерность: на законодательных выборах, которые теперь проводятся сразу после президентских, партия победившего кандидата получает дополнительную поддержку из-за того, что большинство французских избирателей предпочитают унифицировать правительство и парламент из-за возможного феномена «сожительства» и желания его предотвратить. Но профессор права и политических наук Рейнского университета Ф. Бенетон высказался о том, что политическая ситуация во Французской Республике все-таки в большей степени «зависит от соотношения политический партий, которые участвуют именно на выборах в парламент».

Поэтому предстоящие выборы во Франции определят не только нового президента Пятой республики, но и дадут преимущество победившей партии на выборах в парламент и зададут направление развития страны на ближайшие пять лет.

Выпуск 1. Президентские выборы во Франции: политические портреты кандидатов
18 апреля 2024 Новости  ЕДГ-2024: эксперты о политической конфигурации Текущая предвыборная кампания в преддверии единого дня голосования, который пройдет 8 сентября, станет «прологом думской кампании» 2026 года, отмечают политологи, принявшие участие в круглом столе, организованном ЭИСИ 18 апреля. По словам экспертов, практически все губернаторы, которые в этом году будут участвовать в выборах глав регионов, получат поддержку президента и пойдут на второй срок. 18 апреля 2024 Новости  Риск экстремизма: эксперты о предвыборной гонке в США Трамп пытается подорвать доверие к избирательному процессу в США, заявляя о массовых нарушениях, связанных с голосованием мигрантов, обращают внимание американские эксперты. Также аналитики указывают на серьезный риск роста экстремизма и насилия во время президентской кампании. «Актуальные комментарии» подготовили обзор статей и докладов на тему президентских выборов в США, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 19 апреля 2024 Анонс  Парламентские выборы в Индии С 19 апреля по 1 июня в Индии пройдут парламентские выборы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".