Президиум Правительства РФ
Состоится заседание Президиума Правительства РФ. На заседаниях Президиума обсуждается социально-экономическая ситуация в стране и принимаются основные оперативные решения Правительства РФ.
Значительное внимание Правительство уделяет борьбе с негативными последствиями мирового финансового кризиса для российской экономики. Ранее, 30 января, министры экономического блока правительства отчитались о мерах по поддержке финансовой системы и реального сектора экономики перед Государственной Думой.
Точная повестка дня заседания Президиума станет известна 1 февраля.
Правительство в последнее время, что называется, «повернуло штурвал». Раньше министры и вице-премьеры были склонны к успокоительной риторике, а теперь они, напротив, перешли к алармистской тактике. Все те показатели, о которых говорил 30 января Алексей Кудрин, реалистичны при заложенной в бюджетном прогнозе цене 41 доллар за баррель. При этом теперь уже просматривается вариант, что такого кошмара всё-таки не произойдёт. Одновременно прозвучало заявление главы Лукойла о том, что средняя цена барреля нефти будет в районе 50. Если это верно, то картина бюджетной политики будет совсем другой. Это сократит дефицит бюджета приблизительно вдвое, и он составит около 3% ВВП.
Кроме того, недавно поступили данные исследований Института экономики переходного периода (а это достаточно серьёзные эксперты) об индикаторах промышленного производства. Эти индикаторы показывают, что падение промышленного производства близко к завершению. В институте утверждают, что падение и вовсе завершилось, но я не был бы столь оптимистичен. Тем не менее, похоже, что дно кризиса нащупывается. Посмотрим ещё, что будет в феврале, потому что январь – это плохой индикатор, но такое впечатление, что завершение падения промышленного производства нащупывается.
Можно бросить упрёк правительству, что они долго успокаивали граждан и говорили, что у нас курс рубля под контролем, а теперь говорят – ну мы вам дали время решить, в чём держать сбережения, в рублях или в валюте, и плавно отпустили курс (как в известном анекдоте про выкидывание тёщи с седьмого этажа, «а теперь, мама, я вас отпускаю»). Мне это не кажется правильным – всё-таки, это плохой сигнал рынку. Но с другой стороны, Игнатьев чувствует себя вполне уверенно. Кстати говоря, результаты торгов на валютном рынке показывают, что темпы падения курса рубля замедляются. Всё начиналось с падения вообще в полтора рубля, а закончилось падением только на 26 копеек. То есть наступает время, когда появляется много продавцов валюты. И это позволяет предполагать, что близка та точка равновесия, которую искал Центробанк. Таким образом, складывается впечатление, что те 40,5 рублей бивалютной корзины, которые имеются сегодня, это действительно точка равновесия, где ЦБ уже не будет необходимости тратить золотовалютные резервы.
В работе правительства есть ещё один недостаток, который производит странное впечатление. Правительство принимает достаточно хороших и энергичных решений, но при этом министры совершенно не представляют ни обществу, ни депутатам концепцию борьбы с кризисом, общую логику этой борьбы. Поэтому внешне кажется, что меры, которые правительство принимает, носят несвязанный и ситуативный характер. Вместо министров внешние наблюдатели и эксперты ищут внутреннюю логику правительственных решений. И это неправильно – правительство должно само ясно показывать, что оно делает и более того – акцентировать внимание на каких-то вещах.
Я готов привести пример отсутствия необходимой пропаганды. Прошло очень важное, институциональное и антикоррупционное решение, о котором практически ничего не слышно. После того, как Медведев покритиковал правительство, что поручения президента не исполняются, Путин утвердил новый порядок принятия ведомствами нормативных документов. Впервые было принято решение, что можно направлять ведомственные нормативные документы в Минюст без завершения процедуры согласования с другими ведомствами. Процедура согласования была, во-первых, очень коррупционной, а во-вторых, она размазывала ответственность. Пока со всеми не согласуешь - ничего и не выходило, и решения не принимались. А теперь принято решение, что срок принятия нормативных документов – 30 дней, при этом можно направлять в Минюст несогласованные документы. Вице-премьеры получили право приостанавливать регистрацию – не отзывать, не останавливать, а только приостанавливать для выяснения, для дополнительных экспертиз и т.д. Таким образом резко повышается персональная ответственность за принятие решений, что крайне необходимо в сегодняшних условиях.
Ситуация, когда правительство часто принимает правильные и разумные решения, но не удосуживается объявить об этом обществу, когда оно не вступает с ним в диалог, создаёт совершенно ненормальную атмосферу в условиях кризиса. Ннапример, правительства большинства стран Запада, ведущие борьбу с кризисом, находятся в активном диалоге и с обществом, и с его влиятельными группами, и с парламентариями. Если есть диалог, то репутационная цена ошибки для правительств существенно ниже – можно подкорректировать те или иные решения или чётко объяснить, почему тактика была изменена. Могу привести ещё один яркий пример: сейчас выпущен план поддержки промышленных предприятий. Я беседовал с генеральным директором одного из предприятий, находящихся в этом списке, и он говорит «а я даже не знаю, к кому мне надо идти, что я должен делать, какие заявления и документы оформлять». В сегодняшних условиях информационная работа приобретает критическое значение, и её недостаток может привести к самым нежелательным последствиям.