Статья
909 24 марта 2011 13:18

Принуждение к президентству

Главным трендом минувшей недели стал ожидаемый рост давления на Дмитрия Медведева, целью которого является не столько побудить президента идти на второй срок, сколько заставить «тандем» раскрыть хотя бы частично карты относительно планов политиков. Этим целям служит и последний опубликованный доклад ИнСоРа. Он, как и все предыдущие труды института, в целом выдержан в либерально-пропагандистском ключе и рассчитан скорее на СМИ, чем на профессиональное экспертное сообщество. Документ изобилует яркими фразами, не несущими глубокого содержания или являющимися общепризнанными истинами («Страна не двинется вперед, пока в ней царят страх, взаимное презрение, воровство и взяточничество, мошенничество и рэкет, деловой цинизм»), но очень привлекательными для журналистов.

В остальном доклад представляет скорее компиляцию предыдущих трудов ИнСоРа, чем качественно новый документ. В нем критикуется «вертикаль власти», «управляемая демократия», усиление государственного регулирования всех сфер жизни, а также отмена губернаторских выборов и прочие нововведения, которые принято ассоциировать с «нулевыми». В принципе, в документе содержатся лишь два блока конкретных предложений, которые создают почву для дискуссии. Во внутренней политике это касается перехода на полностью контрактную армию, а во внешней – тезис о том, что Россия должна обрести «внешние якори» - Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также НАТО и ЕС. При этом обоснованию необходимости альянса России и НАТО был посвящен один из предыдущих докладов института. Все это свидетельствует о том, что авторы доклада ставили пред собой иные задачи, чем просто предложить для обсуждения повестку дня будущего президента.

Важные моменты, обладающие элементами относительной новизны, содержатся «между строк». Во-первых, весьма показательна фраза «Обретение будущего требует силы духа граждан и нации, а не кормления пиаром и «духовной» стадности». Большинство комментаторов из либерального лагеря поспешило увидеть в ней критику лично Владимира Путина, который в имиджевых целях регулярно выступает с резонансными заявлениями. Однако авторство самой концепции реализуемой нынешним государством имиджевой политики приписывают первому замглавы АП Владиславу Суркову, против которого, судя по всему, и предназначен этот выпад. Основная задача ИнСоРа – не столько влиять на реальную экспертизу инициатив власти, сколько на медийную повестку дня, которую за «нулевые» взяли под контроль Сурков и его команда. Институту Юргенса несмотря на все усилия не удается переломить ситуацию в силу нехватки ресурсов. Выходящие время от времени доклады вызывают кратковременный всплеск интереса со стороны СМИ, в то время как «сурковцы» контролируют повестку дня в режиме он-лайн.

Также в докладе содержатся выводы и против Владимира Путина лично. В частности, утверждается, что выдвижение премьера на новый президентский срок будет означать «безвременье» и «конец надежд», в то время как Медведев ассоциируется с «началом перемен» и «будущим». В целом данный тезис в более заостренной форме повторяет высказанное Глебом Павловским мнение о том, что выдвижение Медведева в интересах самого Путина, и альтернативы Медведеву попросту не существует.

Кроме того, авторы доклада призывают отечественную элиту отказаться от поддержки Путина как кандидата президенты, так как якобы это не в ее интересах. Вряд ли содержание документа было согласовано с самим Медведевым, так как президент не может поддержать изложенные в нем тезисы, не вступая в прямой конфликт с Путиным. Юргенс, презентуя доклад, преследовал цель, ранее заявленную им в открытую – заставить «тандем» раньше времени обнародовать кандидатуру, которая будет предложена населению через год. Это позволит элитным группам консолидировать ресурсы и выстроить стратегии по манипулированию будущим президентом, связав его негласными обязательствами еще до выборов, когда он будет обладать ограниченным маневром.

Павел Салин, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".