Статья
1103
13 января 2015 14:48
Признаки и призраки компромисса
Тот факт, что жители Донбасса смогли встретить новогодние праздники в условиях перемирия, безусловно, не может не радовать.Насилие и военные столкновения, ставшие частью печальной реальности этого региона, не остановлены полностью, но, по крайней мере, чем больше времени проходит с момента установления режима прекращения огня, тем сложнее «ястребам» с обеих сторон инициировать новую фазу обострения конфликта.
Тем не менее, принципиально не ухудшаясь, ситуация не приносит и реально позитивных новостей.
Дипломатическое решение проблемы находится в застопоренном состоянии уже не первый месяц — с того момента, как обозначенный Россией план урегулирования (легший в основу Минских соглашений) был де-факто сочтен Киевом невыполнимым.
Последний раунд переговоров в белорусской столице, закончившийся безрезультатно, продемонстрировал, что тактика украинской стороны заключается в затягивании времени без выдвижения предметных предложений.
Возможно, это связано и с сохраняющимися надеждами отдельных фигур в Кабмине и СНБО на смену позиции Вашингтона, до сих пор отвергавшего идею возобновления силовой операции. Подобные намерения остаются, судя по раздающимся от Петра Порошенко и его соратников заявлениям, в списке всерьез рассматриваемых вариантов. В связи с этим существующие форматы дипломатического обсуждения кризиса приобретают особую значимость.
Если широко анонсированные переговоры «нормандской четверки» подобно последней встрече в Минске не принесут результата, у активизировавшейся в Киеве «партии войны» появится существенный аргумент для интенсификации подготовки к военному решению вопроса.
Столкнувшись с первыми же трудностями и недопониманием, Киев объявил о намерении отменить закон об особом статусе Донбасса, отодвинув на неопределенный срок имплементацию его положений
Встреча глав МИД России, Украины, Франции и Германии в Берлине позволяет хотя бы приблизительно оценить перспективы сдвижения мирного процесса с мертвой точки. И вопреки сопровождавшим ее достаточно скептическим комментариям у Москвы и Киева сохраняются возможности для согласования некоторых спорных моментов.
Так, в Кремле не меньше, чем на Банковой улице, заинтересованы в продолжении формирования на территории провозглашенных народных республик стабильных и представительных органов власти. Собственно, именно соответствующие устремления некогда привели к появлению в Минском протоколе пункта о проведении выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Однако с подачи администрации Порошенко были проигнорированы договоренности о сроках их организации; не обозначены границы, в рамках которых они должны осуществляться; сам предложенный формат голосования явно не соответствовал видению правительств и жителей ЛНР и ДНР.
Столкнувшись с первыми же трудностями и недопониманием, Киев объявил о намерении отменить закон об особом статусе Донбасса, отодвинув на неопределенный срок имплементацию его положений. В то же время в Берлине Павел Климкин вновь заявил о приверженности идее проведения выборов — но уже при условии согласования «линии соприкосновения». Если эта формулировка означает, что украинские власти, наконец, решили утвердить границу региона с особым статусом, шайба, как говорится, оказывается на стороне ополченцев. От их готовности поступиться теми или иными районами теперь может зависеть и будущее минских договоренностей.
В конце прошлого года Владимир Путин неоднократно отмечал, что именно ополченцы отказались идти на уступки Киеву по этому вопросу, опасаясь за судьбы своих семей и сторонников. Их позицию можно понять, но она не должна приводить к возникновению неразрешимых разногласий, заводящих переговоры в тупик.
Власти ДНР и ЛНР имеют все основания для того, чтобы требовать обеспечения безопасности жителей спорных территорий, если их все же придется уступить, — в том числе посредством направления туда собственных наблюдателей, российских дипломатов и представителей международных организаций, например, ОБСЕ и ООН.
Вероятно, борцам за самоопределение Донбасса сейчас не достает готовности к кропотливой и долгосрочной работе, сочетающей компромиссное мышление со стремлением к достижению более глобальных целей.
При снятии противоречий на пути к организации голосования республикам необязательно будет отказываться от итогов ноябрьского волеизъявления. Ведь они сами планировали назначить на ближайшее время выборы муниципальных органов власти; если последние будут формально признаны Украиной в соответствии с той или иной версией закона об особом статусе, может стартовать движение к полноценной легитимизации сил, выступающих за самоопределение Донетчины и Луганщины, в глазах как Киева, так и поддерживающих его внешних сил.
Именно эти органы власти, возможность законного доминирования в которых представителей ДНР и ЛНР не вызывает никаких сомнений, в перспективе способны взять на себя полномочия по реализации выдвинутого Порошенко предложения о создании на Донбассе особой экономической зоны со специальным режимом отношений с Россией и ЕС.
В некоторой степени ситуация приблизится к положению дел, наблюдавшемуся в апреле-мае, с одной существенной поправкой: если тогда во многих населенных пунктах региона, включая Донецк, зарождавшиеся народные республики с переменным успехом сосуществовали с прокиевскими мэриями и муниципалитетами, то теперь последние будут сформированы (и признаны Украиной в этом качестве) уже политическими силами, ориентирующимися на нынешних донецких и луганских лидеров.
Разумеется, трудно представить согласие Киева с параллельным функционированием ДНР и ЛНР в качестве обособленных правовых субъектов, но согласование указанного компромисса и не требует самороспуска республик. Например, в Палестине долгие годы одновременно существовали (и возглавлялись одними и теми же людьми) признаваемая Израилем «национальная администрация» и ООП, претендовавшая на руководство независимым палестинским государством. Со временем эта стратегия местных сецессионистов начала приносить им все более серьезные дивиденды.
Вероятно, борцам за самоопределение Донбасса сейчас не достает готовности к кропотливой и долгосрочной работе, сочетающей компромиссное мышление со стремлением к достижению более глобальных целей.
Ремарки Порошенко и Климкина вновь показали, что при проявлении разумной гибкости диалог с нынешними украинскими властями при всех их недостатках способен принести свои плоды. Другое дело, что в прошлом Киев нередко отказывался от собственных инициатив или доводил их до абсурда. Но для того и проводятся переговоры в «нормандском формате», чтобы в присутствии представителей Франции и Германии принудить в конечном счете Украину если не к миру, то хотя бы к артикуляции стремления к его установлению — и дать политическим силам на местах шанс проявить свои дипломатические и политические таланты.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев».
5 июля 2024
Новости
Конфискация российских активов: прогнозы экспертов
Западные политики продолжают обсуждать
варианты конфискации российских активов и использования их в пользу Украины. Однако аналитики предупреждают, что это может привести к мировому кризису из-за взаимозависимости в международной экономике, а кроме того, не обеспечит установление мира.
1 марта 2024
Новости
Антироссийские санкции: перспективы экономики РФ
Новые санкции, введенные администрацией
Байдена и нацеленные на лиц, связанных с заключением Навального (внесен в перечень экстремистов и террористов), а также на финансовый и оборонный сектора России, не достигнут своих целей, считает директор по оборонным и внешнеполитическим исследованиям американского аналитического центра Cato Institute Джастин Логан.
21 февраля 2024
Новости
Евросоюз утвердил новый пакет антироссийских санкций
Послы стран Евросоюза согласовали 13-й пакет
антироссийских санкций, сообщило бельгийское председательство в Совете ЕС.