Статья
592 13 января 2015 14:48

Признаки и призраки компромисса

Тот факт, что жители Донбасса смогли встретить новогодние праздники в условиях перемирия, безусловно, не может не радовать.

Насилие и военные столкновения, ставшие частью печальной реальности этого региона, не остановлены полностью, но, по крайней мере, чем больше времени проходит с момента установления режима прекращения огня, тем сложнее «ястребам» с обеих сторон инициировать новую фазу обострения конфликта.

Тем не менее, принципиально не ухудшаясь, ситуация не приносит и реально позитивных новостей.

Дипломатическое решение проблемы находится в застопоренном состоянии уже не первый месяц — с того момента, как обозначенный Россией план урегулирования (легший в основу Минских соглашений) был де-факто сочтен Киевом невыполнимым.

Последний раунд переговоров в белорусской столице, закончившийся безрезультатно, продемонстрировал, что тактика украинской стороны заключается в затягивании времени без выдвижения предметных предложений.

Возможно, это связано и с сохраняющимися надеждами отдельных фигур в Кабмине и СНБО на смену позиции Вашингтона, до сих пор отвергавшего идею возобновления силовой операции. Подобные намерения остаются, судя по раздающимся от Петра Порошенко и его соратников заявлениям, в списке всерьез рассматриваемых вариантов. В связи с этим существующие форматы дипломатического обсуждения кризиса приобретают особую значимость.

Если широко анонсированные переговоры «нормандской четверки» подобно последней встрече в Минске не принесут результата, у активизировавшейся в Киеве «партии войны» появится существенный аргумент для интенсификации подготовки к военному решению вопроса.
Столкнувшись с первыми же трудностями и недопониманием, Киев объявил о намерении отменить закон об особом статусе Донбасса, отодвинув на неопределенный срок имплементацию его положений

Встреча глав МИД России, Украины, Франции и Германии в Берлине позволяет хотя бы приблизительно оценить перспективы сдвижения мирного процесса с мертвой точки. И вопреки сопровождавшим ее достаточно скептическим комментариям у Москвы и Киева сохраняются возможности для согласования некоторых спорных моментов.

Так, в Кремле не меньше, чем на Банковой улице, заинтересованы в продолжении формирования на территории провозглашенных народных республик стабильных и представительных органов власти. Собственно, именно соответствующие устремления некогда привели к появлению в Минском протоколе пункта о проведении выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Однако с подачи администрации Порошенко были проигнорированы договоренности о сроках их организации; не обозначены границы, в рамках которых они должны осуществляться; сам предложенный формат голосования явно не соответствовал видению правительств и жителей ЛНР и ДНР.

Столкнувшись с первыми же трудностями и недопониманием, Киев объявил о намерении отменить закон об особом статусе Донбасса, отодвинув на неопределенный срок имплементацию его положений. В то же время в Берлине Павел Климкин вновь заявил о приверженности идее проведения выборов — но уже при условии согласования «линии соприкосновения». Если эта формулировка означает, что украинские власти, наконец, решили утвердить границу региона с особым статусом, шайба, как говорится, оказывается на стороне ополченцев. От их готовности поступиться теми или иными районами теперь может зависеть и будущее минских договоренностей.

В конце прошлого года Владимир Путин неоднократно отмечал, что именно ополченцы отказались идти на уступки Киеву по этому вопросу, опасаясь за судьбы своих семей и сторонников. Их позицию можно понять, но она не должна приводить к возникновению неразрешимых разногласий, заводящих переговоры в тупик.

Власти ДНР и ЛНР имеют все основания для того, чтобы требовать обеспечения безопасности жителей спорных территорий, если их все же придется уступить, — в том числе посредством направления туда собственных наблюдателей, российских дипломатов и представителей международных организаций, например, ОБСЕ и ООН.
Вероятно, борцам за самоопределение Донбасса сейчас не достает готовности к кропотливой и долгосрочной работе, сочетающей компромиссное мышление со стремлением к достижению более глобальных целей.

При снятии противоречий на пути к организации голосования республикам необязательно будет отказываться от итогов ноябрьского волеизъявления. Ведь они сами планировали назначить на ближайшее время выборы муниципальных органов власти; если последние будут формально признаны Украиной в соответствии с той или иной версией закона об особом статусе, может стартовать движение к полноценной легитимизации сил, выступающих за самоопределение Донетчины и Луганщины, в глазах как Киева, так и поддерживающих его внешних сил.

Именно эти органы власти, возможность законного доминирования в которых представителей ДНР и ЛНР не вызывает никаких сомнений, в перспективе способны взять на себя полномочия по реализации выдвинутого Порошенко предложения о создании на Донбассе особой экономической зоны со специальным режимом отношений с Россией и ЕС.

В некоторой степени ситуация приблизится к положению дел, наблюдавшемуся в апреле-мае, с одной существенной поправкой: если тогда во многих населенных пунктах региона, включая Донецк, зарождавшиеся народные  республики с переменным успехом сосуществовали с прокиевскими мэриями и муниципалитетами, то теперь последние будут сформированы (и признаны Украиной в этом качестве) уже политическими силами, ориентирующимися на нынешних донецких и луганских лидеров.

Разумеется, трудно представить согласие Киева с параллельным функционированием ДНР и ЛНР в качестве обособленных правовых субъектов, но согласование указанного компромисса и не требует самороспуска республик. Например, в Палестине долгие годы одновременно существовали (и возглавлялись одними и теми же людьми) признаваемая Израилем «национальная администрация» и ООП, претендовавшая на руководство независимым палестинским государством. Со временем эта стратегия местных сецессионистов начала приносить им все более серьезные дивиденды.

Вероятно, борцам за самоопределение Донбасса сейчас не достает готовности к кропотливой и долгосрочной работе, сочетающей компромиссное мышление со стремлением к достижению более глобальных целей.

Ремарки Порошенко и Климкина вновь показали, что при проявлении разумной гибкости диалог с нынешними украинскими властями при всех их недостатках способен принести свои плоды. Другое дело, что в прошлом Киев нередко отказывался от собственных инициатив или доводил их до абсурда. Но для того и проводятся переговоры в «нормандском формате», чтобы в присутствии представителей Франции и Германии принудить в конечном счете Украину если не к миру, то хотя бы к артикуляции стремления к его установлению — и дать политическим силам на местах шанс проявить свои дипломатические и политические таланты.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев».
Комментарии для сайта Cackle
6 июля 2021 Новости
США готовят изменения санкционной политики против России
 США готовят изменения санкционной политики против России Администрация Байдена решила пересмотреть принципы санкционной политики в отношении России и некоторых других стран. Об этом пишет газета The Wall Street Journal со ссылкой на информацию, полученную от официальных лиц США.
29 июня 2021 Новости
Евросоюз готовит новые санкции против России
 Евросоюз готовит новые санкции против России Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель анонсировал подготовку новых санкций против России. По его словам, варианты ограничительных мер будут объявлены в ближайшие недели и месяцы.
22 июня 2021 Новость
Россия получила право оспорить санкции
 Россия получила право оспорить санкции Сегодня апелляционная инстанция суда Европейского союза отменила судебное решение от 20 сентября 2019 по делу T-65/18 Venezuela v Council, аргументируя тем, что на досудебном этапе без рассмотрения доводов по существу иск был признан неприемлемым.
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".