Статья
2830 1 октября 2021 13:23

Проект бюджета: позиции фракций и экспертные оценки

Правительство внесло в Госдуму проект бюджета на 2022–2024 годы с профицитом на уровне 1% ВВП в 2022 году, 0,3% ВВП в 2023 году и дефицитом 0,2% ВВП в 2024 году. Документ также предусматривает увеличение социальных расходов и дополнительное финансирование национальных проектов. О том, каких позиций придерживаются партии относительно документа, а также экспертные оценки документа — в материале «Актуальных комментариев».

«Единая Россия»

Внесенный в нижнюю палату парламента проект бюджета является одним из инструментов реализации народной программы «Единой России», сообщил первый заместитель руководителя фракции ЕР Андрей Исаев. По словам парламентария, профицитный бюджет свидетельствует о том, что начался восстановительный рост экономики, что она оправилась от сложностей, связанных с локдауном, пандемией коронавируса и падением цен на нефть, которое произошло в начале 2020 года.

«Работу над бюджетом мы будем делать в сверке с народной программой партии. Она является, по сути, таким большим коллективным наказом избирателей. Они акцентируют наше внимание на тех проблемах, которые должны быть решены в первоочередном порядке», — сказал Андрей Исаев.

Он отметил, что для «Единой России» очень важно, что в бюджете учтены все необходимые средства для исполнения социальных обязательств перед гражданами, а также заложены средства на реализацию поручений президента по капитальному ремонту школ.

Кроме этого, в бюджете заложены средства на развитие первичного звена здравоохранения, приобретение новых автомобилей скорой помощи, мобильных медицинских комплексов. Об этом также говорили избиратели.

Также будет продолжена финансовая поддержка регионов, замена коммерческих кредитов бюджетными, субъекты смогут получать инфраструктурные кредиты, которые позволят развивать региональную экономику, подчеркнул Исаев.

Аналогичным образом о проекте бюджета отозвался руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергей Неверов.

«Проект бюджета формировался практически одновременно с нашей работой над народной программой партии. И самое главное — реализация Послания президента и его поручений, которые были даны Путиным по итогам съезда „Единой России“. Это обновление парка машин скорой помощи и школьных автобусов, мобильные медицинские комплексы, пособие нуждающимся беременным, одиноким родителям детей от 8 до 16 лет, полностью оплачиваемые больничные для молодых родителей, обновление библиотек, домов культуры и музеев в сельской местности и многое, многое другое. Мы будем работать над тем, чтобы предусмотреть увеличение таких приоритетных направлений, как программа комплексного развития сельских территорий и поддержка регионов», — сказал Неверов.

«Справедливая Россия — За правду»

Проект бюджета, основанный на макроэкономическом прогнозе на 2022–2024 годы, выглядит чрезмерно оптимистичным, считает депутат фракции «Справедливая Россия — За правду» Александр Ремезков.

«Правительство России прогнозирует трехпроцентный рост ВВП, рассчитывая, что на него повлияет увеличение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ и ужесточение внутренней денежно-кредитной политики. Но в реальности мы видим лишь то, как Центробанк России поднимает ключевую ставку до 6,75%. Остальных условий для роста не наблюдается — угроза пандемии коронавирусной инфекции по-прежнему велика, а ситуация на мировом нефтяном рынке крайне нестабильна», — заявил Ремезков.

По словам парламентария, правительство планирует обеспечить рост ВВП за счет расширения потребительского спроса, но «непонятно как будет этот спрос расширяться, если уже в первой половине этого года реальные назначенные пенсии снизились на 0,2%, а размер индексации пенсий оказался ниже инфляции».

Главные проблемы проекта бюджета, по мнению депутата, «сосредоточены в бюджетной политике и в том, что реалистичность инфляционного прогноза находится под большим вопросом».

«В расчетах бюджета на 2021 год было заложено 3,7%, но уже в июне, по данным Счетной палаты, инфляция достигла пятилетнего максимума — 6,5% в годовом выражении. Однако Правительство как ни в чем ни бывало заявляет, что в ближайшие три года удержит инфляцию на уровне 4%. При первом рассмотрении проекта бюджета 2022-2024 годов видно, что Минфин России в полной мере применил „бюджетное правило“, от которого вынужден был сделать небольшие отступления в прошлом и нынешнем году. Это означает следующее: вместо того, чтобы стимулировать развитие экономики, власти собираются наращивать и без того огромную „кубышку“ Фонда национального благосостояния. Объем финансовых накоплений в ФНБ за три года увеличится на 9,5 трлн рублей — с 16,5 трлн рублей в 2022 году до 23,3 трлн в 2024 году. Львиная доля этих средств будет лежать „мертвым грузом“ — инвестировать планируется лишь ликвидную часть ФНБ сверх 7% ВВП».

Во фракции считают, что «в стране есть деньги на то, чтобы сделать гораздо больше». Для этого, по мнению депутатов от СР, «нужно лишь задействовать огромные остатки неиспользованных средств 2021 года, сократить объемы зарезервированных средств, уточнить прогнозы по отдельным статьям доходов и перераспределить объемы расходов».

КПРФ

Макроэкономический прогноз на ближайшие три года, который стал основой проекта федерального бюджета, — это «не план на ближайшие три года, а гадание на кофейной гуще в трёх вариантах, которые всё равно не сбудутся», считает член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Николай Арефьев.

«Разница между планом и прогнозом заключается в том, что план предусматривает проведение конкретных мероприятий в определённые сроки и получение определённого результата, за который отвечают конкретные люди. План даёт возможность скорректировать экономику и социальную сферу с неблагоприятного прогноза на благоприятный исход», — уверен Арефьев.

По его словам, «нынешний прогноз предусматривает, что мировая экономика начнёт активно восстанавливаться, а в России на фоне массовой вакцинации пандемия коронавируса будет оказывать всё меньшее влияние».

«При подготовке бюджета на 2021 год власти предполагали, что он останется дефицитным, по крайней мере, до 2024 года. Но сейчас, когда цена на нефть выправилась, а стоимость газа достигла астрономической высоты — 1000 долларов за тысячу кубов, они планируют, что и в 2022-м, и в 2023 году бюджеты станут профицитными. То есть бюджет, по мнению правительства, станет очень большим, и из него будут изыматься деньги и отправляться за границу, а в России продолжат закрывать школы и больницы, как это было всегда в тучные годы», — отмечает Арефьев.

Парламентарий также обратил внимание на то, что «согласно подготовленному законопроекту, крошечная сумма в 3,2 млрд рублей пойдёт на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян, что составит 72 рубля в год каждому пенсионеру».

«А в остальном всё остаётся по-прежнему: правительство рассчитывает увеличить ФНБ до 16,478 трлн рублей на начало 2023 года и до 20,102 трлн рублей — на начало 2024-го. Целый годовой бюджет будет изъят из расходов государства и отправлен за границу», — заявляет депутат.

По его словам, уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям, а по итогам года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.

«В 2021 году он продолжил расти — до ориентировочно 22,104 трлн рублей — и будет увеличиваться и дальше: до 25,84 трлн в 2022 году и до 28,540 трлн рублей и 31,501 трлн рублей в 2023–2024 годах соответственно. Что за бред? Почему при наличии огромных денежных резервов в России правительство берёт огромные долги под 5–7% годовых? Ведь на обслуживание госдолга расходуется средств больше, чем сумма полученных процентов от размещения средств на Западе», — указывает Арефьев.

Фракция КПРФ предложила свой вариант проекта бюджета, который способен предоставить стране доходы, необходимые для кредитных ресурсов в целях реализации бюджета развития.

Так, проект бюджета коммунистов предусматривает: возврат офшорных доходов; легализацию теневой экономики; ликвидацию профицита бюджета; консолидацию в бюджет ФБН; упразднение бюджетного правил; введение прогрессивного НДФЛ (40%); госмонополию на реализацию алкоголя; дивиденды национализированных компаний; международные резервы; кредитные ресурсы в банковской системе, доходную часть федерального бюджета.

В совокупности, по оценкам коммунистов, это составит 136,1 трлн рублей доходов.

«Такую сумму при соответствующем изменении законодательства и денежно-кредитных параметров получить вполне возможно, хотя на это потребуется определённое время. Тем не менее бюджет развития можно сформировать в объёме, который российская экономика и социальный блок могут освоить реально. По крайней мере на 2022 год можно выделить порядка 48 триллионов рублей, которые заметно изменят жизнь страны к лучшему. Но для этого нужны политическая воля и патриотический настрой. Ни того, ни другого во властных кругах сегодня не наблюдается», — уверены в КПРФ.

Экспертные оценки

Внесенный правительством РФ в Госдуму проект федерального бюджета является не только социальным, но и просемейным, считает генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», член Совета при президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, кандидат экономических наук Сергей Рыбальченко.

По словам Рыбальченко, в сравнении с бюджетами предыдущих лет так называемый семейно-детский бюджет увеличен более чем в два раза. Данный бюджет рассчитывается и представляется в Госдуму вместе с законопроектом о федеральном бюджете и на сегодняшний день составляет более 1,2% ВНП, отметил он. В него включены все расходы, связанные с воспитанием ребенка, с образованием, медицинской помощью и социальной защитой.

Эксперт почеркнул, что благодаря новым мерам, которые были инициированы президентом Путиным, а также партией «Единая Россия», к тем средствам, которые были раньше предусмотрены «семейно-детским» бюджетом, с начала 2020 года добавили уже фактически половину.

«Хотел бы отметить, что новые меры направлены прежде всего на снижение бедности семей с особым статусом. Это семьи, воспитывающие детей без участия второго родителя, либо же это семьи, воспитывающие детей в раннем возрасте, семьи, не имеющие высоких доходов. По большей части к этим семьям относятся многодетные семьи. В целом это бюджет социальной поддержки семей с детьми, направленный на снижение рисков бедности», — добавил Рыбальченко.

Также эксперт напомнил, что в прошлом году благодаря усилиям общественников и Общественной палаты Минфин утвердил специальные методические рекомендации расчета консолидированного семейно-детского бюджета и теперь можно посмотреть расходы, которые осуществляются не только из федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию руководитель Поискового движения России Елена Цунаева также подчеркнула, что в новом проекте бюджета правительство и депутаты Госдумы приступили к воплощению в жизнь народной программы «Единой России».

«Проект бюджета составлен на основе тех положений программы, которые партия власти вырабатывала совместно с обычными гражданами. Все социально значимые инициативы, обсуждаемые ранее в рамках предвыборной кампании, нашли свое отражение в документе», — отметила Цунаева.

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, в свою очередь, указал, что в последние 15 лет процесс принятия бюджета в России «носит спокойный, консервативный характер», поэтому он уверен, что «документ будет принят в определенные законом сроки и новый финансовый год страна начнет с утвержденным бюджетом».

«Если сравнивать с девяностыми годами и с началом нулевых, ситуация намного улучшилась. К тому же, с тех пор значительно выросла детализация бюджета и компетентность специалистов, которые работают над бюджетом, как в Минфине, так и в бюджетном и других думских комитетах, косвенно причастных к его анализу и рассмотрению», — отметил Орлов.

Он напомнил, что в России давно не было «шатдауна» — ситуации, при которой нормальная работа правительства приостанавливается из-за того, что парламент отказывается вовремя утвердить проект бюджета.

«Как раз сейчас на грани очередного шатдауна опять оказалось правительство США. У нас такого давно не было, что позитивно характеризует нашу финансовую дисциплину. Не думаю, что с рассмотрением бюджетного законопроекта в Думе возникнут какие-то проблемы. На это есть ряд причин. „Единая Россия“ обладает конституционным большинством, проводит солидарную с президентом и правительством политику, поэтому логично предположить, что проект будет принят вовремя», — резюмировал эксперт.

По  словам руководителя Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, «бюджет совершенно ожидаемый».

«С одной стороны профицитный, с другой — социальный. Не до конца понимаю, как долго удастся удерживать эту ситуацию. Сейчас, конечно, за тысячу кубометров газа дают тысячу долларов, и при таких — то ценах на газ, как говорится, „мы и лучше сделаем“. Но они ведь не могут такими быть всегда. Но фактически бюджет — это сумма распоряжений президента, Народной программы, стратегической программы развития страны. Бюджет оформил всю эту систему затрат, как Закон о бюджете, и при этом смог сбалансировать его так, чтобы затраты не превышали доходы. Хотя размер профицита по годам разный. То есть, бюджет честно выполнил те задачи, которые перед ним поставил президент», — отметил эксперт.
Цифра дняЦифра дня 70 процентов составит увеличение оборонного бюджета РФ в 2024 году 30 июня 2023 Новости  Дефицит военного бюджета США: проект Палаты представителей на 2024 год сокращает расходы Комитет по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США принял собственную версию военного бюджета на следующий финансовый год. Проект сокращает расходы на оборону на общую сумму $4 млрд на те закупки, которые уже недофинансированы, отмечает старший научный сотрудник американского аналитического центра American Enterprise Institution (Американский институт предпринимательства, AEI) Элейн МакКаскер.  9 декабря 2022 Новости  Проблемы оборонного бюджета США: оценки экспертов В тексте американского закона об оборонном бюджете есть ряд недостатков, считает старший научный сотрудник американского аналитического центра The Heritage Foundation Майя Кларк. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".