Статья
1512 3 декабря 2012 11:12

Прощайте, талоны техосмотра

Российские водители могут сегодняшний день назвать праздником - им больше не нужен талон техосмотра. Однако нововведение не отменяет как такового технического осмотра автомобиля.

Как сообщает «Интерфакс», председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление правительства «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам, касающимся технического осмотра транспортных средств».

Согласно документу, талон технического осмотра исключается из числа документов, являющихся подтверждением прохождения технического осмотра транспортным средством. Талон технического осмотра заменяется диагностической картой.

Ее водитель не обязан возить с собой: доказательством наличия карты будет полис ОСАГО. Застраховать автомобиль без техосмотра будет невозможно.

Выданные ранее талоны техосмотра будут действовать до 1 августа 2015 года.

Отмечается, что вводится новый участник правоотношений в сфере проведения технического осмотра транспортных средств - дилер отдельных марок транспортных средств, получивший возможность проведения технического осмотра тех транспортных средств, сервисное обслуживание которых он проводит.

Напомним, что указ об отмене талонов был подписан Владимиром Путиным еще в начале августа, а постановление правительства, по большому  счету, является завершением длительного процесса по отмене талона техосмотра.

Отметим, что суть нововведения разъяснил ранее замдиректора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Евгений Ковтун.

Заменяющий талон техосмотра диагностической картой и позволяющий получать ее в сервисных центрах не отменяет для автовладельцев прохождения самой процедуры техосмотра, заявил Ковтун.

«Мы не отменяем саму процедуру техосмотра. Талон заменяется диагностической картой, а второе - это совмещение процедуры техосмотра с сервисным обслуживанием автомобиля», - сказал Ковтун «Интерфаксу».

Он напомнил, что законопроект внесли в Госдуму депутаты, ко второму чтению он дорабатывался с активным участием Минэкономразвития.

Ковтун отметил, что талон отменен как не совсем нужный для документооборота документ. «По талону самая главная история в том, что вы приходите проходить техосмотр, вам дают подробный документ - диагностический акт. Потом на основании этого документа делается маленький документ, который называется талоном техосмотра, и с ним вы идете к страховщику. По сути, дальше он нигде не требуется, срок его жизни составляет иногда несколько минут», - пояснил он.

Он также подчеркнул, что для дилеров в документе прописан особый порядок работы. «По действующему закону, если вы приехали к любому оператору на любом автомобиле, то оператор не вправе вам отказать. Понятно, что дилер хотел бы обслуживать только свои автомобили и не хотел бы, чтобы к нему приезжали конкуренты или, например, старые автомобили», - сказал Ковтун, уточнив, что дилер вправе отказать в проведении техосмотра.

«Для них сделано такое послабление. Оно сделано в основном для того, чтобы покрыть рынок услуг техосмотра. У нас все еще есть недостаток в операторах проведения техосмотра, и такой мерой мы быстро увеличим их количество», - отметил Ковтун.

Он добавил, что средняя стоимость проведения техосмотра по стране составляет около 400 рублей, напомнив, что предельные размеры платы устанавливаются на уровне субъектов РФ.

Напомним, с 24 ноября в России  были отменены доверенности на управление транспортным средством. 

Комментарии экспертов

Талоны техосмотра отменили еще летом. Вместо них давно выдают диагностические карты. Насколько это хорошо для автовладельца? 

Однозначного ответа здесь нет. Неважно, что нам будут выдавать и как эта бумажка называется. Важно, что  теперь проведение техосмотра наряду с сотрудниками ГБДД могут проводить частные организации. которые аккредитовались в частном союзе автостраховщиков. С одной стороны, это хорошо. Мы имеем возможность обратиться не только в ГАИ, но и в частную компанию, где есть специалисты, соответствующее оборудование и меньше придираются к автомобилю.

Но беда в том, что придираться стали уж совсем мало. Сегодня сложилась порочная практика: если не можете пройти техосмотр в ГАИ, так как в машине есть неисправности и диагностическую карту не получить, то обращаетесь в любой шиномонтаж, любую лавочку, у которой есть аккредитация, и получаете диагностическую карту. За 700 рублей можно ее получить на любую машину, независимо от технического состояния автомобиля.

Для этих фирм выдача диагностических карт – это коммерция. Чем больше он выдаст таких карт, тем больше к нему придет народу со сломанными машинами. А значит - он получит большую прибыль. Страховая компания, которая  работает слабенько и не имеет большого количество клиентов и не продает большого количества полисов ОСАГО,  тоже старается аккредитовать какую-то шиномонтажную мастерскую. Чем легче пройти техосмотр, тем  больше клиентов именно у этой страховой компании. Так что проверка технического состояния автомобилей превратилась в бизнес. А здесь все методы хороши. 

Я знаю огромное количество людей, которые не  прошли техосмотр в ГАИ, но прекрасно это сделали в различных автосервисах. И как приехали на полуразваленной машине, так оттуда  с диагностической картой и уехали. 

Сама по себе отмена талонов техосмотра не говорит о том, что техосмотра не будет.  Другое дело, что при прохождении техосмотра мало что изменилось. Фактически все  осталось также, только право осмотра автомобилей предоставлено  коммерческим организациям.  Но к сожалению или к счастью для всех нас эти компании не создали единую сеть и не могут проверять наличие или отсутствие техосмотра.

Как будет развиваться система в будущем, покажет время. Скорее всего, диагностическую карту будут получать при получении техобслуживания у официальных дилеров. Либо это будет поверхностный осмотр, где все будет сводиться к  проверке наличия аптечки в автомобиле.

На общей ситуации на дорогах эти нововведения никак не отразятся. Как были старые и новые автомобили на дорогах, так и останутся.

Более того, когда вводили новые правила техосмотра, говорили о том, что компании, которые будут проводить техосмотр, будут нести и некую материальную ответственность в случае ДТП, так как они якобы что-то не досмотрели при проверке.  Но установить истину причины аварии – действия водителя или состояние автомобиля- очень сложно. Для этого нужна дорогостоящая экспертиза. И вряд ли на это кто-то будет тратить деньги.

Так что на дорогах останется все по-старому. Просто новых автомобилей постепенно становится больше. А старых машин со временем уже не будет на дорогах. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".