Статья
1558 23 ноября 2011 14:51

Проводы пятого созыва

Государственная дума РФ пятого созыва провела завершающее пленарное заседание.

С докладом об итогах работы Госдумы пятого созыва выступил ее спикер Борис Грызлов, а также глава правительства Владимир Путин. 

 Госдума пятого созыва - рекордсмен в законотворчестве, заявил спикер Борис Грызлов. 

«Мы приняли 1581 федеральный закон и одобрили 27 федеральных конституционных законов», - сообщил Грызлов. Всего же, по его словам, через процедуру ратификации прошли десятки договоров и соглашений, «а в целом по количеству принятых законов Государственная Дума пятого созыва поставила абсолютный рекорд». 

«Это именно абсолютный рекорд, который, видимо, останется непревзойденным хотя бы потому, что полномочия депутатов следующего созыва составят уже не 4 года, а 5 лет», - подчеркнул Грызлов. 

Грызлов также заявил, что в 2012 году размер пенсий превысит 9 тысяч рублей, а средняя зарплата скоро составит 25 тысяч рублей.

«Четыре года назад пенсия по старости была чуть выше 3 тысяч рублей в месяц. Средний размер трудовой пенсии в 2012 году превысит 9 тысяч рублей», - проинформировал спикер, подводя в среду итоги работы Госдумы пятого созыва на ее последнем пленарном заседании.

В очередной раз он заверил, что поднимать планку пенсионного возраста в России не будут: «Я убежден, что у нас сейчас нет необходимости по примеру некоторых зарубежных стран повышать в России пенсионный возраст». «Не будем этого делать», - заявил Грызлов. 

Он также обратил внимание на то, что в 2007 году средняя начисленная зарплата составляла примерно 13,5 тысяч рублей. «Могу констатировать, что уже скоро будет достигнута планка в 25 тысяч рублей», - сказал спикер. 

Он заявил, что государство, несмотря на кризис, исполняло свои социальные обязательства. «Ни о каком даже гипотетическом снижении социальной поддержки просто и речи быть не могло и не может», - подчеркнул он.

Он также считает важным, что именно в этом созыве Госдумы был принят закон, повысивший минимальный размер оплаты труда до уровня прожиточного минимума - "в 2008 году эта сумма составила 4330 рублей, что было почти вдвое больше предыдущей величины МРОТ.

Председатель Госдумы заявил о важности консолидации власти в стране для решения стоящих перед Россией проблем. 

«Почему наша антикризисная работа была столь успешной? Ответ очевиден: потому что она велась ответственно и в тесной координации между законодательной и исполнительной власть», - сказал спикер. 

Он подчеркнул, что перед лицом кризиса консолидация во власти оказалась просто жизненно необходима для страны. «Парламентское большинство (в лице "Единой России" - ред.) гарантировало именно такой - конструктивный - характер работы, оперативность выработки и принятия решений», - сказал Грызлов. 

Он полагает чрезвычайно важным то, что Госдума работала «на упреждение». «Уже в осеннюю сессию 2008 года, когда кризисные явления нарастали, как снежный ком, когда о масштабах угрозы (финансового кризиса - ред.) многие даже не догадывались, Государственная дума приняла целый ряд принципиальных решений на упреждение», - напомнил спикер. 

В частности, он обратил внимание на то, что именно в тот период были защищены сбережения людей - до 700 тысяч рублей повышена сумма банковского вклада, подлежащего государственному страхованию.

«Это решение, на мой взгляд, сыграло, может быть, даже главную роль в сохранении банковской системы России - банки не "посыпались", а такая перспектива была тогда вполне реальной», - заметил он.

Тем самым, добавил Грызлов, были созданы необходимые условия для того, чтобы дальнейшая антикризисная работа велась планомерно и с опорой на отечественные банки.

Премьер-министр Владимир Путин также заметил, согласованная работа правительства и Государственной думы была особенно важной в период кризиса. 

«Считаю, что огромным преимуществом нашей страны, по сравнению с другими странами в период кризиса, была именно согласованная работа правительства и парламента», - подчеркнул Путин. 

По его словам, «в условиях, когда нужно быстро принимать решения, бесконечные споры о том, что можно было бы сделать лучше, и непринятие решения, гораздо опаснее, чем принятие решения даже с некоторыми неточностями и недоработками». 

Он поблагодарил депутатов Государственной думы пятого созыва за конструктивное сотрудничество и подчеркнул, что без взаимопонимания парламента и правительства невозможно развитие страны.

«Вы проводите свое итоговое пленарное заседание. Хочу отметить, что правительство РФ и парламент страны работали в тесном контакте все эти четыре года, как партнеры. Вместе решали важнейшие задачи, стоящие перед страной», - сказал премьер-министр. 

Он поблагодарил всех депутатов Госдумы, независимо от их партийной и фракционной принадлежности. «И тем, кто встал в зале сегодня, и тем, кто не посчитал возможным вставать, - всем вам большое спасибо за совместную работу», - сказал Путин. 

«Хочу поблагодарить за сотрудничество, за деловое обсуждение ключевых вопросов развития страны. За содержательные предложения и замечания. Важно, что мы всегда понимали и всегда слышали друг друга. Порой спорили, но стремились находить правильные, сбалансированные решения. Не раз убеждался в том, что нам объединяет общая цель - служение России», - глава правительства. 

Он подчеркнул, что без взаимопонимания и сотрудничества парламента и правительства «невозможно представить поступательное движение вперед, решение базовых задач и в экономике, и в социальной сфере, и в международных делах, и в сфере безопасности». 

Владимир Путин напомнил, что в 2009 году родилась новая политическая традиция - отчет правительства перед парламентом России, и назвал это «знаковым шагом в демократическом развитии отечественной конституционной системы». 

«Вопросы, которые вы ставили, по сути, были запросами, наказами общества. И потому все то, что мы обсуждали затем - находило отражение в правительственных инициативах, в наших новых государственных программах и проектах, в бюджетных статьях и приоритетах», - отметил премьер. 

Премьер-министр считает, что парламентская оппозиция должна проявлять активность, однако это не должно привести к дестабилизации обстановки в стране.

«Правящая партия, большинство ждут от оппозиции, что она будет вести себя спокойно и не будет раскачивать лодку. Но это благие пожелания: оппозиция для того и существует, чтобы правящая партия крепче держала штурвал управления», - заявил он.

«Вместе с тем, у нас впереди много факторов неопределенности и риска, а в условиях шторма, бури, кризиса очень важно, чтобы вся команда работала слаженно, чтобы лодка не перевернулась», - подчеркнул премьер. 

При этом он отметил, что «стабильность страны, ее суверенитет, благополучие людей - это вещи, перед которыми должны отступать всякие партийные интересы, всякие клановые или групповые интересы в таких случаях должны уйти на второй план». 

Путин выразил уверенность, что именно конструктивное сотрудничество между законодательной и исполнительной ветвями власти является залогом успешного развития страны. 

«Уверен, что конструктивный диалог между исполнительной и законодательной властью получит в нашей стране дальнейшее развитие. Перед нами, перед Россией стоят новые, большие задачи, и решить их можно только вместе, осознавая нашу общую ответственность перед страной и ее гражданами», - отметил премьер. 

После своего выступления Владимир Путин встретился и побеседовал с лидерами думских фракций.

Нынешний созыв был последним избранным на четыре года. Следующий, шестой созыв будет работать уже 5 лет.

Ключевым фактором, определявшим содержание, специфику и основные направления деятельности Госдумы, стало наличие конституционного большинства у ориентированной на премьеро-президентский тандем «Единой России». Располагая 315 мандатами из 450, единороссы имели неограниченную возможность проводить через палату любую законодательную инициативу, помешать чему оппозиция – КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» - не могла, даже объединившись.

Партия власти неоднократно подчеркивала плодотворность такой расстановки сил, благодаря которой время между озвучиванием идей и их законодательным воплощением было сокращено до минимума. Оппоненты же не уставали обвинять единороссов в политическом монополизме и «штамповании» законов. Однако дальше взаимных упреков дело, как правило, не шло, да и оппозиционеры традиционно полемизировали не только и не столько с «Единой Россией», сколько друг с другом.

Единственным значимым исключением из этой практики стал предпринятый в октябре 2009 года скандальный демарш: фракции коммунистов, либерал-демократов и справороссов в полном составе покинули зал пленарных заседаний Госдумы. Впрочем, поводом для этого стала не собственно парламентская деятельность, а итоги региональных выборов. Для разрешения конфликта в ситуацию пришлось вмешаться президенту РФ Дмитрию Медведеву, который тогда согласился встретиться с руководством оппозиции и вскоре инициировал ряд изменений в законодательстве, направленных на модернизацию политической системы.

Тогда же недовольные добились введения обязательных «пятиминуток» - времени для выступлений от фракций по политическим вопросам перед началом «пленарок».

«Все механизмы законодательной машины работали слаженно, что позволило достигать поставленных целей и в максимально сжатые сроки решать первоочередные задачи», - так охарактеризовала в беседе с ИТАР-ТАСС главное достижение в этом созыве фракции «Единая Россия» ее первый замруководителя Татьяна Яковлева.

Среди таких задач были, прежде всего, экстренные меры, которые потребовалось принять для преодоления экономического кризиса, обрушившего мировые рынки и в 2008 году добравшегося до России.

Столь же четко действовала Госдума и при утверждении важнейших изменений в законодательство, касающихся внутриполитической жизни страны. По предложению президента Дмитрия Медведева депутаты внесли первые с 1993 года поправки в Конституцию, увеличив срок полномочий главы государства на два года, а своих собственных - на год. Все остальные принципиальные нововведения, касающиеся партийного и избирательного законодательства, также шли в русле Посланий главы государства Федеральному Собранию, выступлений президента и премьера.

Были изменены нормы, касающиеся структуры и самой Госдумы. Так, сначала был принят закон, дающий минимальное представительство в нижней палате партиям, набравшим на выборах от 5 до 7 проц голосов, а затем без излишней волокиты одобрена президентская инициатива о снижении проходного барьера в Госдуму на выборах с 2016 года до 5 проц. Тем самым парламентарии вернулись к норме, измененной их же предшественниками.

Ну а подавляющему числу рядовых граждан этот думский созыв запомнится, прежде всего, переименованием милиции в полицию, отменой перевода стрелок часов, принятием нового базового закона об основах охраны здоровья, вызвавшего в первых редакциях неоднозначную реакцию в обществе и профессиональных медицинских кругах, и утверждением новых правил торговли и оборота лекарственных средств.

Между тем, у новых депутатов, которые придут в Госдуму после декабрьских выборов, фактически не будет времени на «раскачку». Основные векторы их деятельности будет определять Послание президента Федеральному Собранию, которое глава государства намерен огласить сразу после формирования нового состава палаты. Таким образом, у новоиспеченных законодателей с первых же дней появится шанс создать полноценную рабочую атмосферу и продемонстрировать свою компетентность на ниве законотворчества.

Комментарии экспертов

Публичная оценка работы Госдумы стабильно невысока. Эта тенденция, к сожалению, характерна для всех стран с наличием парламента. Например, в США работу конгресса одобряет только 10% населения. Так уж повелось, что деятельность депутатов довольно часто находится в поле очень критического внимания. И, собственно говоря, претензии к деятельности законодателей постоянны. Хотя, на самом деле, роль законодателей - не такая уж решающая, если мы говорим о повседневной политической, экономической и социальной жизни. Но, тем не менее, таковы тенденции.

То, что россияне не очень высоко оценивают качество работы Госдумы, связано и с недостатком информации. Потому что если бы были прямые трансляции (или хотя бы записи трансляций), если бы наличествовал общедоступный канал, по которому можно было бы следить за реальными заседаниями и за тем, как принимаются законы, тогда у населения были бы некие объективные критерии для суждения. А так приходится судить по каким-то отдельным отрывкам в информационных программах. Как всегда, это - далеко не самая объективная картина.

На самом деле, период работы Государственной думы пятого созыва был достаточно продуктивным. Было хорошее взаимодействие с президентской властью и с правительством. Во всяком случае, целый ряд очень важных президентских инициатив Госдума поддерживала и оперативно принимала.

Мне, в частности, хотелось бы отметить, что важные медведевские реформы политической системы - так называемые двадцать шагов политического реформирования - были осуществлены, проведены в жизнь как раз депутатами пятого созыва. Именно благодаря этому законодательству нынешний избирательный процесс проходит в несколько иных условиях. Причем на всех уровнях - и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном. Расширились возможности представительства небольших партий. Появилась возможность по новой модели выстраивать Совет Федерации. Принято законодательство о том, что члены Совета Федерации должны проработать в региональных или в местных органах представительной власти. Так что, с точки зрения совершенствования политической системы и избирательного процесса работа была достаточно интенсивной и эффективной.

Дума очень хорошо и синхронно с президентской и исполнительной властями работала в момент особо тяжелого положения, когда мировой финансовый кризис ударил по России. В этот момент взаимодействие ветвей власти принесло очень хороший результат. Политическая стабильность заложила возможность достаточно быстрого выхода из экономического кризиса.

Можно также особо отметить закон «О полиции». Он вообще прошел особую процедуру, подвергся детальному обсуждению в гражданском обществе. По сути дела, безе процедуру общественного обсуждения закон был очень серьезно доработан и скорректирован. Так что можно сказать, что в этот период работы Госдумы были отработаны новые формы подготовки законопроектов. Сейчас обсуждается идея Медведева о расширенном правительстве. Я бы сказал, что ей предшествовала и была отработана идея расширенного законодательного органа с привлечением граждан.

Главное достижение думы – принятие законопроектов по противостоянию кризису и по реформе политической системе. По кризису, надо сказать, дума действовала достаточно оперативно, хотя существенно отставала от работы правительства. Но если сравнивать ее деятельность с деятельностью парламентов многих других стран, то большинство «Единой России» в Госдуме позволило, в общем, обеспечить антикризисную мобилизацию, в том числе и законодательной власти. Роль «Единой России» здесь очень высока. Решения принимались оперативно и в сфере денежно-кредитной политики, и в сфере государственных финансов вообще, и в сфере кредитования банков и всех крупных компаний. В общем, правительство получило достаточные возможности законодательные для решений, которые обычно не находились в его компетенции. 

Еще раз подчеркну, дума, конечно, отставала по сравнению с исполнительной властью по скорости принятия решений, но ее деятельность в период кризиса была, тем не менее, эффективной.

Второе важное направление, которое осуществила дума пятого созыва – реформа политической системы. Президент уделял этому огромное внимание. В общем, во всех посланиях Федеральному собранию, в каждом из них был набор мер по демократизации политической системы. И она, конечно, произошла. Это проявилось и в увеличении сроков полномочий президента и парламента, что усилило ответственность этих структур, этих институтов перед обществом, и в изменении порядка формирования Совета Федерации, что снизило персоналистскую составляющую в процесс этого формирования и установило более прочную связь сенаторов с регионами.

Во время работы думы этого созыва состоялось расширение участия граждан в политическом процессе. Реформа коснулась и политических партий. Был предпринят целый комплекс мер, начиная от установления пятипроцентного барьера на выборах 2012 года и заканчивая мерами по вовлечению граждан и политпартий на низовом уровне.

Вообще, можно сказать, что наша представительная власть сформировалась окончательно сверху донизу, благодаря, кстати, пропорциональной системе. И именно за время деятельности думы по инициативе президента была создана в стране институциональная основа демократии.

Думаю, что будущая дума будет преемственна в своей работе, поскольку ее состав будет примерно тем же, чуть больше будет представительство оппозиционных партий. Но появится у «Единой России» существенная задача – сдерживание популизма. Ее доминирование в политическом процессе обязывает к сдерживанию популистских настроений. Если конструктивная позиция с альтернативной «Единой России» повесткой не сформировалась у оппозиции, то вот коалиция популизма сформировалась. «Единой России» придется это сдерживать.

В Думе принято около 1500 законов. Это очень большое количество, в основном они носят характер поправок, но это норма. Нам нужно не столько базовые законы сейчас принимать, сколько совершенствовать существующее законодательство.

Среди базовых законов можно назвать закон «О полиции». Нужен был такой закон, который описывает, как функционирует система Министерства внутренних дел, как она взаимодействует с органами власти - с федеральными, региональными, как она взаимодействует с общественностью, как она взаимодействует с гражданином, как защищены права рядового гражданина и в то же время, как они должны быть защищены, чтобы можно было арестовать преступника.

Принят еще один базовый закон - «О здравоохранении». Его задача была – четко отделить, что государство предоставляет бесплатно, а за что надо платить. Важно было описать функционирование системы здравоохранения, бесплатной системы здравоохранения в рыночной среде.

Кроме этого, был большой блок по международным делам. Среди них важнейшие, конечно же, это признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Подписание договоров между ними, которые создали правовую базу такого рода отношений. Это вообще изменило геополитическую реальность. Нас тогда вызвали из отпусков – люди побросали все, приехали с отдыха, пришли и все проголосовали за такое признание независимости.

Помню, как я представлял закон о том, чтобы 28 июля сделать Днем принятия христианства на Руси. Это очень важный закон, который фиксирует цивилизационные вещи. Все мы помним свою историю, помним, что мы наследники великой Византийской империи и то, что у нас общий с остальной Европой культурно-цивилизационный фонд.

Были и не такие громкие законы, но касающиеся большого количества граждан, например, упрощение прохождения техосмотра.

Будущим составам палаты я бы пожелал больше дискуссий внутри фракций. В частности, внутри фракции «Единая Россия» более открытой должна быть дискуссия, меньше лоббистов. Потому что это неприлично, когда за антиалкогольное законодательство отвечает представитель Росспиртпрома. И к тому же, возможный владелец водочных заводов.

Что касается работы с экспертами, то она налажена вполне нормально. Вообще, парламентская работа – это огромная, колоссальная машина, можно сказать, достояние человечества. Парламентская система почти так же сложна, как космический корабль.
 

Из документов, принятых Госдумой пятого созыва, я бы выделил закон, по которому предусмотрена реформа бюджетных организаций. Закон этот и очень важный, и, в то же время, трудный, потому что это - очень важный шаг в реформе бюджетной сферы и вообще социальной политики. Это составная часть курса, которая позволяет вписать политику в рыночные отношения. В общем, этот закон является выходом к социальной политике нового типа.

Кроме того, Государственной думой РФ за истекающий период были приняты очень важные законы по точечной реформе политической системы, которые призваны укрепить конкурентное начало. Эти законы представляют собой дополнительные и очень важные гарантии многопартийности. Эти шаги были сделаны именно уходящей Думой, и это тоже, как мне представляется, исключительно важно, потому что закладываются основы развивающейся российской политической системы.

Следует также напомнить о том, что именно уходящей Государственной думой были приняты поправки к Конституции. Как мне представляется, с сильным, но растянутым во времени эффектом. Я имею в виду увеличение срока полномочий как Государственной думы, так и российского президента, а также введение обязательной отчетности правительства перед российским парламентом. Последняя процедура была продублирована в регионах с тем, чтобы аналогичная практика появилась между исполнительной властью субъектов РФ и местными парламентами.

То есть, в данном случае речь идет о реформе политической системы. Причем это не планы, а реальные шаги, которые уже были сделаны. Эта реформа призвана сделать политическую систему более отзывчивой к интересам и предпочтениям избирателей. С другой стороны, реформа призвана повысить подотчетность в функционировании ключевых институтов политической системы.

Очень важное место занял закон «О полиции», который завершает реформу системы МВД.

Особо следует отметить обсуждение закона «Об образовании». На мой взгляд, это - составная часть постепенного поворота к социальной политике нового типа. К такой социальной политике, которая призвана не защищать от рынка, а наделить граждан возможностями эффективного участия в рыночных отношениях. Вот это очень важно.

К тому же, важной частью работы уходящей Госдумы стало появление нового формата работы - подключения общественности к обсуждению законов. По существу, это - новая характеристика Думы. Собственно говоря, Дума здесь является только одним из государственных институтов, у которых появилась эта характеристика (подключение общественности к обсуждению принимаемых решений). Расширение общественной базы законодательного процесса – составная часть общих шагов по формированию госполитики на самых различных уровнях.

Эта инновация в области государственного строительства опирается на определенную традицию. Первые шаги в этом направлении начались еще во второй президентский срок Владимира Путина, когда при ключевых федеральных министерствах и ведомствах были созданы общественные советы. Обычно к ним отношение такое несколько скептическое и легкомысленное, потому что это - органы совещательные и консультативные. Но это был первый опыт подключения общественности к работе государственных органов. А потом этот опыт при президенте Медведеве был расширен за счет того, что стали использовать современные информационные технологии, Интернет и т.д.

У истоков этой  новой традиции, если можно так сказать, стоит институт нулевых чтений, который появился при президенте Владимире Путине. А впервые он появился в ЗакСе Санкт-Петербурга. Так что это достаточно новая традиция, но она опирается на достаточно глубокие корни.

Практика подключения общественности к законодательному процессу - это инструмент, призванный решить сразу несколько задач. С одной стороны, он позволяет повысить содержательный уровень и качество принимаемых решений. А с другой стороны - призван укрепить общественное доверие. В отношении Думы решение этой второй задачи особенно важно. По целому ряду причин Государственная дума и политические партии, которые действуют у нас, высоким доверием, как правило, не пользуются. Так что, наряду с решением чисто практических задач, стремлением повысить качество решений, подключение общественности решает и очень важную политическую задачу - повышение доверия к институтам. Это - важные шаги. Они являются неотъемлемой частью наследия, с которым завершает срок своей деятельности нынешняя Дума.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".