Реалисты для медиарынка
Замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин в своем выступлении на научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ в минувшее воскресенье назвал журналистику бизнесом. Задача работников пера, по мнению Волина, - зарабатывать деньги для тех, кто их нанимает.
Волин пояснил, что студентов следует учить тому, что по окончании учебы они «пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать и как писать, а что не писать о тех или иных вещах, и дядя имеет на это право, потому что он им платит».
Заявление Волина вызвало острую общественную реакцию. В Интернете активно обсуждаются слова замминистра о том, что «любой журналист должен твердо помнить: у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой».
Позже, в интервью газете «Известия» Волин пояснил свою позицию. По его мнению, общественный резонанс на его выступление в МГУ демонстрирует глубину разрыва между представлениями российских академических кругов о медиарынке и реальной ситуацией в отрасли.
«Я, в общем, пытался объяснить, скажем так, либеральной аудитории при помощи рыночных механизмов, каким образом работает СМИ, а аудитории это не понравилось. Бывает», - добавил замминистра, который приехал в Израиль для участия в Иерусалимской международной книжной ярмарке.
Он пояснил, что основной посыл его выступления сводился к тому, что «работа журналиста - это работа в бизнес-среде, и что медиа является бизнесом». «Поэтому если мы хотим, чтобы медиа развивались, они должны быть коммерчески успешными. Все остальное - это было производным от этого выступления. Но оно зачастую встречает или непонимание, или возражения со стороны ряда представителей, людей, которые или учат студентов, или выступают, или считают себя экспертами по медийному рынку», - подчеркнул Волин.
«К тому, что журналистика - это бизнес, меня привел весь мой опыт работы в журналистике. Он же говорит, что истинно независимое СМИ - это такое СМИ, которое коммерчески успешно. Если вы экономически не зависите от того, что вы профессионально делаете, то есть от своего бизнеса, то вы зависите от того, кто дает вам денег. А тот, кто платит, всегда имеет возможность заказывать музыку», - заметил замминистра.
Он считает, что основными проблемами современного профильного образования являются, с одной стороны, полная неготовность студентов к реальной жизни и завышенные ожидания, а с другой - нежелание в достаточной степени разобраться в теме, над которой они работают.
«Вторая проблема - это неумение и нежелание глубоко погрузиться в тему, о которой пишешь, говоришь или снимаешь репортаж. Иногда тебе звонит журналист, задает вопрос и ты понимаешь, что человек вообще не в теме. Это не журналист. Это подставка под диктофон», - подчеркнул Волин.
Между тем представление академического сообщества, призванного научить студентов профессии журналиста, об этой области, по словам чиновника, не соответствует действительности. Речь идет, прежде всего, о влиянии владельца издания на редакционную политику, - неминуемой, по мнению Волина, практике, к которой преподаватели никак студентов не готовят. Идти против мнения человека, обеспечивающего сотрудника зарплатой, является, по словам замминистра, «неэтичным» и непрактичным.
В этой связи чиновник заявил, что в образовательную программу следует включить курс практического медиабизнеса, который бы затрагивал вопросы экономики в области медиа и сочетал теоретические и практические занятия. При этом, как считает Волин, преподавать такой предмет должны люди, имеющие богатый практический опыт работы в СМИ, такие как главные редактора «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца» Владимир Сунгоркин и Павел Гусев или глава «Известий» Арам Габрелянов.
Волин напомнил, что его выступление состоялось в выходной день, и подчеркнул, что высказал не позицию министерства, а свою личную точку зрения. Замминистра вместе с этим сообщил, что Минсвязи планирует обсудить совместно с Минобрнауки и профильными вузами новый образовательный стандарт для учебных заведений, занимающихся подготовкой журналистов, чтобы в будущем готовить более «профессиональные и востребованные индустрией кадры».
«Мы начинаем сейчас обсуждение с Минобразования и рядом профильных вузов страны, каким должен быть образовательный стандарт. Понятно, что требуются перемены. И понятно, что любые перемены будут вызывать сопротивление. Но если мы хотим иметь профессиональные и востребованные индустрией кадры, то на это придется пойти. Или дело кончится тем, что индустрия сама начнет их себе готовить по собственным программам. Как в свое время это стали делать продюсеры, снимающие сериалы. Опыт есть», - заключил Алексей Волин.
В течение долгого времени журналистика была одной из немногих профессий, которая давала относительную свободу выражения мысли и позволяла делать интересные вещи по инициативе самого работника. Это было в советское время. Во время перестройки после распада Советского Союза журналисты, которые были кумирами миллионов людей, жили в атмосфере свободы и ощущения, что они могут все что угодно. Это связано с тем, что, с одной стороны, был огромный интерес людей к происходящему и средствам массовой информации. Были огромные тиражи, которые позволяли СМИ жить за счет самофинансирования.
Но уже через лет пять – семь после падения Советского Союза ситуация серьезно скорректировалась. И общественный интерес к средствам массовой информации спал. Особенно к публицистике. Процветает желтая пресса. Серьезные публицистические издания, занимающиеся аналитикой, оказались в незавидной финансовой ситуации. Если они не находили спонсора, который готов платит за факт существования такого издания, но не рассматривали его как бизнес или инструмент как при переделе рынков в других отраслях, такие издания умирали.
Уверен, что Волин на встрече со студентами говорил именно об этих реалиях.
Хорошо или плохо, что такие реалии существуют? На мой взгляд, очень плохо. К сожалению, средств массовой информации, направленных на то, чтобы быть «санитарами общества», представлять публицистику, сейчас не осталось. И Волин прав, что таковы «законы жанра». И не надо пенять на зеркало, а надо быть реалистом.
Нужно ли обществу вырабатывать механизмы, чтобы такие «санитары общества» каким-то образом финансировались? Да, обязательно нужно. Во многих европейских странах такие механизмы выработаны.
Другое дело, что надо понимать: мы проделали за 20 лет путь, который другие страны совершили за 100 лет. Уверен, что через лет через двадцать у нас будут инструменты, которые поддержат хорошие публицистические издания. Надеюсь, что откровенный разговор с людьми, которые через лет пять будут определять лицо нашей журналистики, сможет повлиять на то, чтобы такие инструменты у нас как можно быстрее появились.
Совершено понятно, почему набросились на господина Волина. Он известен как человек остроумный и циничный. Может, в какой-то мере он своими высказываниями спровоцировал такие бурные эмоции.
С другой стороны, давайте вдумаемся. У журналиста в любом случае есть право выбора: в зависимости от предпочтений журналист может выбрать издание. Если смотришь на происходящее критически, есть у нас и оппозиционные издания. У каждого издания – своя редакционная политика, которая во многом согласовывается с учредителями, то есть владельцами.
Господин Волин не то чтобы схитрил, а несколько упростил схему, в результате которой всё получилось несколько цинично. На самом деле всё сложнее: есть владельцы издания, которые имеют некоторые пожелания по тому, какова должна быть редакционная политика издания, в которое они инвестируют средства. Дальше уже есть редколлегия и главный редактор – люди, которые формируют редакционную повестку дня.
И если человек хочет писать что-то легкое, он идет в одно издание, если есть тяга к науке – идет в другое издание и т.д. То есть, выбор у журналиста есть, но он должен понимать, что в любом случае существует редакционная политика, которой надо соответствовать. Именно это хотел сказать Волин, но он был циничен. При этом ничего криминального он не сказал. Нужно внимательнее слушать и читать. Предполагается, что студентов надо ограждать от цинизма, но «жизнь - это не мешок с изюмом». И это надо понимать, и лучше ребят к этому готовить.