Статья
9702 7 августа 2014 11:13

Реформы отдыха

Еще совсем недавно, после краха «Невы», «Розы ветров Мир», «Экспо-тура», Ростуризм говорил о минимальном использовании фонда «Турпомощи». В сложившейся ситуации с закрытием еще нескольких турфирм понадобились не только ресурсы фонда, но и немедленные реформы отрасли.

Ни ситуация на валютном рынке, ни смена предпочтений туристов не могут служить оправданием того, что фирмы буквально за считанные часы закрываются, снимая с себя ответственность за уже полученные ими деньги и отправленных на отдых туристов.

Кроме того, одна из разорившихся компаний – ООО «Нордик Стар» – не входила в реестр «Турпомощи», но при этом продолжала заниматься предоставлением услуг в сфере туризма.

На пресс-конференции в Москве министр культуры Владимир Мединский отметил: «Причина проблем в туристической отрасли заключается в политике демпинга и желании клиентов туроператоров сэкономить на отдыхе. При этом каждый может застраховать свою путевку от любых рисков, заплатив до 2 процентов от стоимости путевки. Экономя каждую копейку, наш турист будет лучше сидеть в аэропорту в Тунисе и ждать, когда государство будет вытаскивать его за свой счет, чем заплатит лишний процент на страховку собственной путевки», - передает интернет-портал «МИР 24».

Безусловно, потерпевшие получат компенсации от страховых компаний. Но при массовом обращении выплат может не хватить для компенсации дополнительных расходов, которые несут туристы, а про моральный ущерб и говорить не приходится.

"Основная проблема в том, что многие туроператоры России, к сожалению, не занимаются проблемами своих туристов. Туристический бизнес - это очень многоступенчатая система, состоящая из турагентов, туроператоров, принимающей стороны. Это создает и очень плохую систему коммуникации. Попав в сложную ситуацию за рубежом, отдыхающему приходится пройти через общение со всеми этими ступенями и, не всегда это приносит своевременное решение проблемы. Кроме этого, серьезная юридическая проблема, что договор, заключаемый турфирмой с физическими лицами, ни коим образом этих физических лиц не защищает. Невзирая на закон о правах потребителей, они формулируют договор таким образом, что покупатель туристического продукта практически не имеет ни каких прав", - прокомментировал ситуацию на рынке туризма юрист, партнер юридической компании "Фидес" Артём Григорьев.

Возможно, теперь, покупая путевку у турфирмы, отдыхающие будут более внимательно относиться к оформляемому пакету документов и полноте включенного страхового продукта. Но именно возможность решить вопрос с документами не самостоятельно, а через компанию и привлекала немалую часть туристов. Вероятно, впредь доверие потенциальных туристов не будет таким широким, и в будущем конкуренция за покупателя туристического продукта обострится. Можно ожидать и серьезный отток клиентов в самостоятельный туризм.

На момент подготовки материала круглосуточные телефоны Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь"» были перегружены.

По результатам доследственных проверок главными следственными управлениями СК России по Москве и Санкт-Петербургу возбуждены пять уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество), по фактам незаконных финансовых операций, проведенных туристическими компаниями «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева», и «Экспо-тур», в результате которых пострадали несколько десятков тысяч человек. Сообщение об этом размещено на официальной странице Следственного Комитета России.

Комментарии экспертов

Сейчас туристический бизнес, по сути, спасает свою репутацию и, фактически, сейчас оставшиеся за границей туристы вывозятся все за деньги бизнеса. Причем не только из фондов «Турпомощи», но еще и за счет фондов других туркомпаний. Очень многие туроператоры помогают, сажают на свои рейсы туристов. Все солидарно работают.

Компания «Нордик Стар» вышла из Ассоциации «Турпомощь» 9 июня, но взнос свой до этого внесла, потом компания, оплатив следующий взнос вернулась в ассоциацию в конце месяца. В ассоциацию компании входят и из нее выходят.
Если ты не внес, это означает, что ты автоматически из нее выбыл. Это абсолютно никого не выгоняют, абсолютно добровольная история.

Есть другая сторона вопроса, что без участия «Турпомощи» туристическая компания не имеет право заниматься туристической деятельностью в сфере выездного туризма. По России - сколько угодно, вывозить за рубеж - уже нет.

И, если компанию исключают из реестра, то ее деятельность нелегитимна. Как раз банкротство «Нордик Стар» потому, что компания до 9 июня была в реестре, 9 июня она была исключена из реестра, потому что она не продлила членство в «Турпомощи», 30 июня она опять приказом вернулась в реестр – они внесли эти деньги, вернулись. Но проблема в том, что те туры, которые они продавали с 9 по 30 число, они никак не защищены. И сейчас компания уходит с рынка. Туристы, которые купили до 9 числа, получат компенсацию, а вот уже кто купил после 9 числа они компенсацию не получат, потому что деятельность компании была не легитимной.

Эта ситуация всплыла именно потому, что было заявление страховой компании, которая сказала, что они не будут выплачивать компенсации тем людям, которые купили именно вот в этот период, потому что они считают, у них был договор с туроператором, осуществляющим туроператорскую деятельность. Как только туроператор вышел из реестра, автоматически прекращен договор, срок действия договора.

Сейчас страхуется туроператор только. Это финансовая ответственность туроператора. У нас не страхуются отдыхающие никак. У нас нет такой практики, чтобы страховался каждый тур.

Было такое предложение - изменить систему страхования и страховать не компанию,а тур, отдыхающего, и такое предложение вносилось уже давно, и это предлагали туроператоры, то есть бизнес предлагал. Но тут же несколько игроков на рынке, то есть есть еще страховые компании, а есть еще Центробанк, который регулирует страховые компании. И вот, например, когда шло обсуждение, то именно со стороны Центробанка и страховых компаний были высказаны такие опасения, что нет, эта схема не будет работать. То есть они, возможно, на это не пойдут. Все эти предложения будут, безусловно, еще много раз обсуждаться, с нашей стороны было уже такое предложение несколько лет назад. Тогда страховые компании не пошли на эту схему.

В реестр «Турпомощи» не так легко попасть, там все-таки есть определенные условия. Причем эти условия носят еще достаточно серьезные финансовые траты. Застраховать свое ответственность - это большая сумма денег, вступить в «Турпомощь», это тоже большая.

Но Ассоциация не занимается контролем деятельности своих участников, для этого есть Роспотребнадзор, который защищает права потребителя, не то, чтобы должен, но он имеет право контролировать, инициировать какие-то проверки, правоохранительные органы. У нас, к сожалению, таких полномочий нет.

У нас много таких нечистоплотных компаний, которые вообще не входит в реестр, а по сути ведут туроператорскую деятельность. Я бы не сказала, что их очень много, но они встречаются.

Мы всегда говорим, что если вы сомневаетесь, реестр – это всегда открытая информация, и вы, перед тем, как платить деньги, заключать все договора, можете зайти на сайт «Ростуризма» и проверить, есть ли там ваш оператор в реестре, какая у него сумма страхового покрытия, все его адреса, телефоны, там вся информация раскрыта.

Система выстраивалась, понятно, что не один год. Система ведения бизнеса, которая сейчас действует. Кризисная ситуация, которая сейчас возникла, она показала те проблемные места, которые в этой структуре были. И, конечно, сейчас все – и власть, и бизнес, и общественные организации занялись тем, что вырабатываются срочные меры. Во-первых, чтобы выйти из этого кризиса, чтобы у нас не было дальнейшего вала вот этих банкротств, и, конечно, что нужно менять законодательно для того, чтобы людей защитить.

Предложений по изменению законодательства в сфере туристического бизнеса очень много. Сейчас мы их не хотим озвучивать, но постараемся сделать всё, чтобы было больше контроля, в отчетности, в условиях вхождения в бизнес, ответственности перед покупателями туристического продукта.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".