Региональная стабильность
Важнейшие информационные кампании минувшей недели были связаны с кадровой политикой Центра и обострением внутриэлитных конфликтов на региональном уровне власти.
Кадровые решения Центра отражают выбор в пользу стабильности. Досрочная смена власти в Якутии произошла по сценарию сохранения преемственности: Дмитрий Медведев предложил депутатам Госсобрания рассмотреть кандидатуру премьер-министра республики Егора Борисова (его можно назвать членом «команды» ушедшего в отставку Вячеслава Штырова) для наделения его полномочиями президента.
Важными факторами при решении кадрового вопроса в Якутии стали заинтересованность Центра в том, чтобы поддержать стабильность в стратегически важной национальной республике с достаточно активной местной (якутской) элитой, а также экономические интересы представленных в «ресурсоемком» регионе бизнес-структур федерального уровня (помимо алмазодобывающей компании «АЛРОСА», к ним относятся «Сургутнефтегаз», «Мечел» и др.). Борисов хорошо знаком с текущими управленческими проблемами (возглавляет правительство республики с 2003 г.), и, что немаловажно, политически лоялен Центру. Так, он активно поддерживал Вячеслава Штырова (который, в свою очередь, в последнее время ориентировался на интересы федеральных бизнес-игроков) в ходе взаимодействия с руководством «АЛРОСА»: в ходе недавнего обсуждения перспектив акционирования алмазодобывающей компании (это решение последовательно лоббирует руководство Минфина во главе с Алексеем Кудриным) Борисов высказался в поддержку предложений президента АК Федора Андреева, который обозначил основные направления развития компании представителям якутской элиты.
В Нижегородской области произошла вполне предсказуемая пролонгация полномочий Валерия Шанцева, который, несмотря на конфликтность, считается одним из самых эффективных региональных руководителей. Приоритет стабильности приобретает особую актуальность в контексте подготовки к федеральным избирательным кампаниям 2011-2012 гг.: в «переходный» период формирования федеральных органов законодательной и исполнительной власти неизбежно повышаются риски дестабилизации. Особенно они касаются ситуации в «национальных» субъектах федерации, где угроза проявлений экстремизма и эскалации межэтнических противоречий априори выше, чем на «русских» территориях. С учетом сказанного возобновление дискуссии о возможности досрочной смены власти в Башкирии выглядит вполне объяснимо. Президент республики Муртаза Рахимов вновь выступил с критикой федеральных приоритетов, стремясь продемонстрировать устойчивость своих позиций на региональном уровне и консолидировать сторонников из числа местной элиты с тем, чтобы эффективно противодействовать назначению на пост главы Башкирии «варяга». Однако добиться смены власти по принципу преемственности (подобно тому, как это произошло в Татарстане), ему, скорее всего, не удастся.
Внутриэлитные конфликты на минувшей неделе развивались в латентном режиме, однако «точками напряжения» можно назвать Свердловскую и Челябинскую области. В первом случае столкновение интересов разных групп влияния происходит в связи с обсуждением проекта создания агломерации «Большой Екатеринбург»: его реализация позволила бы главе области Александру Мишарину получить контроль над значительной ресурсной базой и усилить свой политический «вес». Похожую задачу предстоит решить и губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу, однако досрочное проведение выборов в законодательное собрание региона может стать не самой удачной мерой. Бывший мэр Челябинска заинтересован в формировании лояльного депутатского корпуса, однако его кадровых резервов для этого пока недостаточно, а в областном отделении «партии власти» представлены разные, в том числе оппозиционные ему, группы интересов. В ходе подготовки к выборам противостояние «областной» (влиятельные лица эпохи экс-губернатора Петра Сумина и «городской» («команда» Юревича) элиты, вероятно, получит продолжение. Это в итоге может привести к неустойчивой конфигурации политических сил, в которой ни одна из сторон не получит преимущества.
Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев