Статья
1596 6 ноября 2012 16:36

Революция 2.0

Одна из самых ожидаемых книг 2012 года по версии журнала "Афиша". Предисловие написал Юрий Сапрыкин. По его словам: "Читая книгу Ваэля Гонима, трудно отделаться от ощущения, что эта книга не только про Египет - что-то подобное происходит буквально на наших глазах, а иногда - и непосредственно с нами".

Комментарии экспертов

Книга Ваэля Гонима "Революция 2.0" вышла на русском языке, вызвав радостный переполох среди хипстеров и диванных революционеров. Ведь одна только мысль о том, что добиться политической победы можно в сущности не напрягаясь, не рискуя свободой и даже жизнью, не страшась потерять карьеру, родных и друзей, вызывает восторг. О дивный новый мир, где можно при помощи одного только клика мыши, одного лишь "лайка" или "дислайка" сменить надоевшую власть! Так легко, как будто бы речь идет о покупке товара в интернет-магазине или об очередном посте популярного сетевого публициста. Для этих людей книга арабского кибер-активиста по призванию и компьютерного инженера по профессии сродни евангелию новой эпохи.

Новой политической реальности, где функции власти сведены к сервису, а ее природа напоминает приложения для аппаратного обеспечения и нейтральную среду операционной системы. Фейсбук-революция расширила поле для употребления компьютерной метафоры, и то, что когда-то (например, сам мир ПК и ПО, "железа" и "софта") было объектом для описания в терминах власти и управления, теперь само становится метафорой для описания политики. Американский политолог Джозеф Най вряд ли полагал, что его концепт мягкой силы (soft power) приобретет еще и такие коннотации – власть софта, программного обеспечения. Сегодня, по крайней мере для кибер-оптимиста, это так: концепт стал реальной силой, идея стала властью – вот что именно подчеркивает перформатив soft power.

Для нового образа власти необходимы новые операторы – не политологи, политтехнологи и даже не политики, а инженеры. Такие как Ваэль Гоним. Их сознание инноватора сочетает одновременно невероятную техническую эрудицию и наивную искренность новообращенного политического активиста. В этом утопическом мире политика обходится без политиков. И, по большому счету, без партий и парламента, с так им свойственными интригами, закулисной борьбой и дрязгами. Их заменяют сетевые коммуникации, где функционирование власти спрятано в кабелях и зашифровано протоколами, а наказание за проступок измеряется сроком лишения доступа в сеть. Власть, со всеми свойственными ей негативными коннотациями – подавлением, принуждением, насилием, - кажется, исчезает. И, потеряв в буквальном смысле слова лицо, становится анонимной, а оттого еще более могущественной. Гоним – один из апостолов этой новой эры.

Впрочем, книга "Революция 2.0" – не инструкция по применению. Это – документ эпохи чрезмерного оптимизма относительно мощи социальных сетей, их способности к политической мобилизации. Это гимн демократизующей силе – силе политического включения, политика теперь для всех, кто может быть буквально "подключен", on-line. И, одновременно, ария республиканизма, поскольку позволяет быть причастным к политике тем, кто в силу своего возраста, образования, имущественного и социального статуса в достаточной степени "созрел" для такого типа политического участия. Пока интернет охватывает тех, кто может себе это позволить, никто не может объяснить этой части общества, что она может быть не самая его лучшая часть. Но часть, которая рада испытывать иллюзии, относительно силы новых социальных взаимодействий.

Таким кибероптимистом остается российское общество. Не все социальное его тело, разумеется, а его "думающая часть", или, как их еще называют, "неравнодушные граждане". Вера в легкие решения трудно умирает, но легко воскресает. А кибероптимизм – это новое имя для решения старых проблем. Новая гражданская диета, которая расскажет вам, как похудеть не вставая с дивана и ни в чем себе не отказывая. Такие социальные сети как фейсбук и твиттер – по которым теперь называют революции – эксплуатируют то, что можно условно назвать "слабыми социальными взаимодействиями". Они не требуют слишком много участия, чрезмерной эмпатии или ненависти, которые могут вызывать события непосредственно. Френд по фейсбуку – не то же самое, что друг в оффлайне. И уж точно не то же самое, что твой товарищ по подпольной ячейке. Лайк и репост – не то же самое, что плакат на митинге. Хотя массовые протесты 2011-12 годов в Москве кажется стремились доказать иное: что сетевые структуры выходят на улицы. "Снежная революция" должна была показать силу слабых социальных взаимодействий, а ее опыт – стать основой для конвертации "новых друзей" из фейсбука в реальные сетевые технологии нового гражданского общества. Но этого не случилось. Как показывают социологические исследования текущей столичной протестной активности, "слабые социальные взаимодействия" не превращаются в устойчивые межличностные и групповые связи. Может быть "снежной революции" не хватило своего Гонима?

Как указано в аннотации к книге, она "рассказывает историю Гонима - путь, пройденный им от обычного человека, недовольного ситуацией в стране, до предводителя революции". Гоним не был обычным человеком – шофером или грузчиком, ученым или бизнесменом. Он, получив два высших образования в Каире (профильное инженерное и деловое), несомненно принадлежит к тому слою общества, который принято называть средним классом. А если точнее – "синими воротничками". К этому типу людей относятся корпоративные менеджеры, одним из которых и был Гоним, работая на известную международную фирму со странным названием Google. Корпоративные менеджеры – авангард консюмеризма. Единственное, чем они могут быть недовольны, так только тем, что по каким-то странным причинам не все в мире превратилось в объект потребления, а сам мир – в интерфейс для оказания качественных услуг. Самое интересное в книге – отнюдь не эволюция "простого человека" в "лидера протеста", никому не известного анонима в революционного селебрити. Самое важное – это психологическая динамика личности, которой от этого мира удалось получить куда больше, чем другим. И которой выражать "недоверие" наличному положению дел вроде бы нет никакой причины. Но она это делает. Как фейсбук становится инструментом восстания среднего класса? На этот вопрос должна была бы ответить книга в первую очередь.

Контекст создания этой книги отличается от контекста ее потребления, что бы ни писал автор предисловия к русскому ее изданию блестящий медиаменеджер Юрий Сапрыкин. Несколько лет назад Сапрыкин в одиночку придумал целый новый социальный класс – революционеров посредством потребления, хипстеров. Традиционно считалось, что революционная активность масс вызывается лишениями прав или имущества, тогда как революционная организация - это секта аскетов. Не такова новая революция – отказ не часть ее формулы. Потребляй и становись свободным – вот ее максима. Новая свобода – это не просто свобода выбора, но свобода выбирать правильно. То есть в основе ее лежит не отказ, а бойкот. Бойкотируется товар, фирма, лицо, радио, телеканал или интернет-сайт. При условии их замены на правильный товар, фирму и так далее. Потребляя правильно, ты делаешь свободным не только себя, но и общество. Теперь настоящий протест носит форму потребления. Покупай – и "подрывай устои", трать деньги – и станешь политическим радикалом. Свободен не тот, кто богат, но тот, кто умеет тратить точно. Впрочем, и нищим здесь не место. Удивительно ли то, что в КС российской оппозиции отобрались за редким исключением люди весьма не бедные. Как и Болотную заполняли собой отнюдь не московские аналоги деклассированных граждан с площади Тахрир.

Сапрыкин пишет, что "читая книгу Ваэля Гонима, трудно отделаться от ощущения, что эта книга не только про Египет - что-то подобное происходит буквально на наших глазах, а иногда - и непосредственно с нами". Но глядя на самих себя через образы и истории, рассказанные Гонимом, трудно отделаться от совсем иного ощущения: что Болотная – не Тахрир, что Путин – не Мубарак, что Россия – не только не Америка, но и не Египет, и что Юрий Сапрыкин – отнюдь не залайканный судьбой и читателями журнала "Тайм" Ваэль Гоним.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".