Статья
1625 29 октября 2020 15:13

Россия теряет контроль над постсоветскими республиками

Россия теряет контроль над постсоветскими республиками. К такому выводу пришли эксперты The European Council on Foreign Relations.

По мнению специалистов, все началось с ослабления влияния России на территории Украины. Однако нынешние протесты и разногласия в ряде регионов вовсе не свидетельствуют о спаде российского влияния. Сейчас Москва активно участвует в урегулировании конфликтов в Нагорном Карабахе и Белоруссии, основываясь на своих ценностях и принципах. В то же время Западу не хватает реальных рычагов воздействия на оба этих региона.

Многие считают, что Россия безоговорочно поддерживает Армению в карабахском конфликте, так как эта страна является членом Организации Договора о коллективной безопасности. Однако, это не главная цель российской стороны. Кроме того, неверно предполагать, что Москва полностью поддерживает президента Белоруссии Александра Лукашенко, который давно заявляет о дружбе с Россией, но часто нарушает договоренности. На самом деле, Москва очень устала от двуличного поведения Лукашенко и хотела бы увидеть перемены в Минске.

Истинная цель России в этих сопредельных конфликтах состоит не в том, чтобы поддерживать определенные стороны или отдельных лиц, а в том, чтобы отстаивать принципы, которые она ценит. Россия не признает революцию, как способ передачи власти, а также хочет показать, что западный интервенционизм с его продвижением демократии и нормативного подхода в целом нежелателен как для соседних республик, так и для самой России. По сути, разыгрывается та же философия, которую Россия применяла в Сирии.

Эксперты также проанализировали политику европейских государств в Белоруссии и Нагорном Карабахе. Например, Литва заняла высокие моральные позиции, организовала публичные демонстрации солидарности с белорусской оппозицией и призвала к суровым санкциям против режима. Франция сделала ставку на диалог с Путиным, пытаясь убедить согласиться на посредничество ОБСЕ. В августе лидеры ЕС коллективно приложили большие усилия, чтобы подать сигнал Москве о своей сдержанности и нежелании «геополитизировать» конфликт. Но эти действия ни к чему не привели.

Москва помогла Лукашенко сохранить власть в республике и удержала как Запад, так и ОБСЕ на расстоянии, и, самое главное, она продемонстрировала, что народная революция не является эффективным способом передачи власти.

Нагорный Карабах — это конфликт другого типа, этно-территориального характера, и усиление боевых действий во главе с Азербайджаном, который воодушевлен поддержкой Турции, может указывать на то, что Россия сталкивается с конкурирующей силой. Но Запад особо не вмешивается в этот конфликт, и, кроме того, Москва научилась работать с Анкарой. И, что наиболее важно, турецкое правительство руководствуется целями, которые в глазах Кремля являются рациональными: укрепление своей власти внутри страны, усиление влияния за рубежом, а также обеспечение экономических интересов и интересов безопасности.

Эксперты приходят к выводу, что урок, который вынес Запад из этих конфликтов, очевиден: чтобы повлиять на постсоветский — или любой другой — кризис, нужно иметь реальные рычаги воздействия, которые можно преобразовать в региональное влияние. Если полагаться исключительно на высокие моральные принципы, то можно легко проиграть решительному противнику.
22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".