Статья
2490 4 декабря 2020 15:06

Россия заняла 58 место в рейтинге открытости Open Data Watch

В 2020 году был достигнут значительный прогресс в области открытых данных, несмотря на негативное воздействие пандемии COVID-19 на возможности разработчиков статистики. Open Data Watch выпустили отчет, где оценивается текущая открытость и эффективность статистических систем стран.

Расчет производится при помощи индекса Open Data Inventory (ODIN). ODIN — это оценка охвата и открытости данных, представленных на веб-сайтах национальных статистических управлений (НСУ) и на любом официальном правительственном веб-сайте. Общая оценка ODIN — это показатель того, насколько полными и открытыми являются данные НСУ. Открытость измеряется в соответствии со стандартами, установленными Open Definition (документ, опубликованный Open Knowledge Foundation для определения открытости по отношению к данным и контенту) и международной «Хартией открытых данных».

В 2020 году средний бал открытости данных по всему миру увеличился на 6,4 процентных пункта до 48,8%. Это самый большой скачок за всю историю существованию ODIN. Также наблюдалась сильная тенденция к росту в индексах охвата и открытости. В 2020 году средний балл охвата увеличился на 4,2 процентных пункта, а средний балл открытости увеличился на 10,5, что втрое превышает прогресс, достигнутый в предыдущем году. В 2020 году было больше общедоступных данных из национальных статистических управлений, и к ним было легче получить доступ, чем когда-либо прежде.

Топ-30 стран с самыми высокими показателями в области открытых данных в основном не изменились с 2016 года. Ежегодно с 2016 года двадцать три страны попадали в топ-30. В этом году лидерами стали: Сингапур (91 балл), Польша (85), Финляндия (85), Дания (84), Швеция (84), Нидерланды (82), Словения (80), Норвегия (79), Монголия (78), Словакия (78). В 2020 году впервые в топ-30 вошли Палестина (72) и Объединенные Арабские Эмираты (75), причем обе эти страны взяли на себя обязательство сделать открытые данные приоритетной задачей в течение прошлого года. Замыкают рейтинг: Чад (19), Ангилья (12), Эсватини (10), Гаити (4) и Туркменистан (1).

Россия заняла 58 место из 187 стран с оценкой в 59 баллов. Наиболее высокие оценки получены в сфере статистических финансовых данных и госфинансов. Хуже всего показатели в сфере здравоохранения, образования, гендера и международной торговли. Эксперты ссылаются на данные в системе ЕМИСС и на статические сборники и публикации на сайте Росстата.

Кроме того, в России выделяются следующие проблемы. Во-первых, в стране нет государственной стратегии данных и статистики, в которых были бы представлены приоритеты статистического управления на ближайшие 5-10 лет. Во-вторых, Россия не подписала международную «Хартию открытых данных». В-третьих, Россия не является членом партнерства Открытых государств, которое направлено на обеспечение конкретных обязательств со стороны национальных и субнациональных правительств по продвижению открытого правительства, расширению прав и возможностей граждан, борьбе с коррупцией и использованию новых технологий для укрепления управления.

Повышение показателей открытости способствовало прогрессу большинства стран. Однако обеспечение открытости данных остается проблемой для многих стран с низкими доходами. Самая большая разница между странами с высоким и низким уровнем доходов заключается в их способности предоставлять данные в машиночитаемых форматах. Многие страны с низким уровнем дохода публикуют данные только в формате PDF, который не является машиночитаемым. Когда данные предоставляются в форматах, не считываемых компьютером, пользователи не могут легко получить доступ к данным и работать с ними, что серьезно ограничивает сферу использования данных.

Условия использования — еще один элемент открытости, имеющий большой разрыв между странами с высоким и низким уровнем доходов. Эта проблема, в отличие от машиночитаемости, связана не с необходимостью финансовой поддержки, а скорее с наращиванием потенциала. Благодаря взаимодействию Open Data Watch со странами стало ясно, что основная причина, по которой в большинстве стран отсутствуют открытые условия использования, заключается в отсутствии знаний об открытых данных и отсутствии технических и юридических возможностей.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".