Российско-индийские переговоры
Президент Индии г-жа Пратибха Патил посещает Россию с государственным визитом, который проходит в Год Индии в России. Состоялись переговоры президента России Дмитрия Медведева с президентом Индии Пратибхой Патил.
Открывая встречу, президент глава российского государтва заявил, что отношения двух стран не подвержены конъюнктуре. Стороны обсудили вопросы двусторонних отношений, в том числе уровень товарооборота. Россия и Индия с их огромным экономическим потенциалом должны легко преодолеть отметку товарооборота в $10 млрд, считает президент Индии Пратибха Патил. "Мы поставили задачу к 2010 году достичь товарооборота в $10 млрд. Скорее всего, мы добьемся этой цели, несмотря на экономический кризис", - сказала П.Патил в ходе переговоров с президентом РФ Дмитрием Медведевым в Кремле с участием делегации двух стран.
Россия и Индия рассчитывают урегулировать остающиеся вопросы по контракту на поставку крейсера "Адмирал Горшков" к середине октября, заявил "Интерфаксу" глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. "Надеемся все урегулировать к середине октября путем подписания дополнительного соглашения", - сказал С.Чемезов.
Со своей стороны, пресс-секретарь главы российского государства Наталья Тимакова сказала журналистам, что вопрос по крейсеру "адмирал Горшков" обсуждался на переговорах президентов России и Индии в общем плане".
Подписанный в 2004 году контракт на "Адмирала Горшкова" первоначально оценивался в $1,5 млрд, включая поставку 16 палубных истребителей МиГ-29К за $750 млн (12 МиГ-29К и четырех МиГ-29КУБ). Однако в процессе выполнения контракта выяснилось, что этих средств явно недостаточно. На завершение работ требуется дополнительно $1,2 млрд.
Индийская сторона подтвердила свою заинтересованность в участии в проекте "Сахалин-3", сказал журналистам глава Минэнерго Сергей Шматко. "Индийская сторона высказала заинтересованность в этом проекте. У нас уже есть положительный опыт сотрудничества по "Сахалин-1", - заявил С.Шматко. Он подчеркнул, что окончательное решение по выбору партнеров в проекте "Сахалин-3" будет принимать "Газпром", у которого есть и другие предложения, в частности, от корейской стороны и от компании "Шелл". "Окончательное решение за "Газпромом", который будет иметь возможность сравнить предложения всех партнеров", - сказал С.Шматко.
Накануне переговоров президент Индии высказала мнение, что локомотивом активизации экономических отношений должен стать частный бизнес двух стран.
Говоря о прочих сферах сотрудничества Москвы и Дели, П.Патил охарактеризовала их как стратегическое сотрудничество. "У нас общие взгляды на ряд международных проблем и мы тесно работаем над ними. Наши страны установили прочные отношения в самых различных областях - от обороны до сотрудничества в сфере космоса и атомной энергетики", - подчеркнула индийский президент.
Она также отметила, что в Дели заинтересованы в укреплении позиций. "Мы считаем, что сильная и процветающая Россия в наших интересах. Она является фактором мира и стабильности как в нашем регионе, так и во всем мире", - заявила она.По словам П.Патил, Индия, расширяя свои отношения с другими странами, "никогда не будет делать это за счет стратегической дружбы с Россией". "Отношения с Россией остаются одним из наших важнейших приоритетов", - подчеркнула она.
Страны, у которых наиболее тяжёлая ситуация с точки зрения поставок углеводорода – Китай, Индия и ЕС. Индия, безусловно, заинтересована в том, чтобы искать новые источники поставок. Если мы сравним, скажем, Индию и Китай, то, в принципе, их энергосистема очень похожа. Высока доля угля в энергобалансе и очень быстро растёт импорт нефти и газа. Собственные возможности не справляются с тем темпом роста экономики, который Индия тоже набрала.
В этом плане Индия – это как бы теневой Китай. О ней говорят меньше, но в реальности, с точки зрения энергетической стратегии, это близнецы. Китай рвется на российские просторы, и Индия тоже об этом задумывается.
Поэтому задача Индии – искать любые возможности для поставок углеводорода на свою территорию. Проблема Индии с точки зрения российских перспектив – в том что она находится на большом расстоянии, и поэтому поставки на рынок Индии являются более туманной перспективой с точки зрения экономики. То есть газ добыть-то можно, но поставлять его туда - экономика проекта здесь будет более тяжёлая.
Что касается «Сахалина-3», в нем объединено несколько блоков, причём блоков очень разных, они даже географически далеко друг от друга расположены. Речь, конечно, идёт о конкретных блоках - там 4 крупных блока в рамках «Сахалина-3». Поэтому надо говорить, что «Сахалин-3» - это 4 потенциально разных проекта, причём там разные компании. И «Газпром» и «Роснефть» имеют лицензию на разные блоки: один блок – у «Роснефти», 3 блока – у «Газпрома».
Но всё-таки главная проблема, если мы говорим про Индию – это проблема доставки. И газопровод Сахалин –Хабаровск, он часть системы: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и конечная точка – Владивосток. Есть задача построить к 12-му году газопровод с конечной точкой во Владивостоке с объёмом 30 миллиардов кубов.
Но я не совсем понимаю, зачем Индии участвовать в этом проекте. Где Владивосток и где Индия? То есть тут нужно через весь Китай его поставлять и т.д. В принципе, пока я думаю, что, если мы говорим про реальные вещи, если будет построен новый завод на Сахалине по сжижению газа, теоретически можно организовать экономику поставок сжиженного газа на Сахалин. Но я сомневаюсь, что трубопроводные поставки в Индию возможны в течение ближайших 10 лет.
Российско-индийское партнерство на современном этапе переживает непростые времена. Во многом это связано с тем, что Индия всегда была страной двойной лояльности, предпочитая поддерживать отношения даже еще в период "холодной войны" как с Соединенными Штатами, так и с СССР.
Примерно той же самой стратегии индусы придерживаются и на данном этапе - развивая, сотрудничество в военно-технической сфере с Российской Федерацией, они не оставляют без внимания американское направление.
Более того, Соединенные Штаты Америки последнее время достаточно серьезную роль играют в индийской политике и даже пытаются перехватить у России инициативу на военно-техническом направлении, пытаясь сориентировать военно-промышленный комплекс Индии на свою мощность и на свои компании и фирмы.
Поэтому нынешния встреча будет носить зондирующий характер, во-первых - вследствие вот такого вот дуалистичного положения Индии, а с другой стороны в силу того, что по традиции президент Индии играет гораздо меньшую роль, чем премьер-министр. И вот в этой ситуации основные решения все-таки будут приниматься в ходе переговоров с индийским правительством.