Статья
217 4 апреля 2012 23:19

РПЦ добивается права на экспертизу учебников по религии

 В Московском патриархате считают, что учебники и учителя по религиозным культурам должны проходить экспертизу и аккредитацию религиозных организаций.

«Одна из самых актуальных задач в нашем взаимодействии с министерством - статус конфессиональной экспертизы учебников по религиозным культурам. На этапе введения преподавания предмета во всех школах мы столкнулись с проблемой, требующей незамедлительного решения», - заявил глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью порталу «Интерфакс-Религия» в среду.

По его словам, в федеральные перечни учебников, утверждаемые министерством, оказались включены учебники по религиозным культурам без их рассмотрения на Межведомственном координационном совете, «не говоря уже о конфессиональной экспертизе». Кроме того, в этих перечнях есть учебники, которые вообще не предусматривают преподавание «Основ православной культуры» по выбору родителей. В перечне на текущий учебный год один такой учебник, а в перечне на будущий учебный год уже пять.

«Появление подобных книг в федеральном перечне не согласуется с тщательной работой над учебниками, которая была в Межведомственном координационном совете, и сейчас вызывает недоумение у работников образования в регионах, дезориентирует их», - подчеркнул владыка.

В связи с этим он направил министру образования письмо, где просит его срочно вмешаться и постараться исправить ситуацию: исключить из федерального перечня учебники, не отвечающие структуре и программе курса, дать информацию в регионы, что преподавание курса в 2012/13 учебном году должно проходить только по учебникам издательства «Просвещение», одобренным Межведомственным координационным советом (а значит, и религиозными организациями), прошедшими апробацию.

«Самое время закрепить институт конфессиональной экспертизы школьных учебников по религиозным культурам, тем более что нормы о такой экспертизе включены в проект нового закона об образовании», - отметил митрополит.

Он также признал, что одномоментное ведение преподавания религиозных культур и этики во всех регионах и школах не позволит сразу качественно подготовить учителей в необходимом количестве. По мнению иерарха, нужен механизм аккредитации учителей по «Основам православной культуры».

«Общественная церковная аккредитация учителей по религиозным культурам предусмотрена и в проекте нового закона об образовании. Но, на наш взгляд, она должна быть не по желанию, а обязательной, иначе мы не сможем гарантировать качественного удовлетворения образовательного запроса родителей, создадим потенциал конфликтов в школах, если учитель на уроках по ОПК будет излагать материал "от ветра головы своей", не будет понимать традицию, уважать и ценить ее, прививать это уважение детям», - сказал митрополит Меркурий.

Он выступил и за то, чтобы в рамках средств, которые получают регионы из федерального бюджета на повышение квалификации и переподготовку учителей, была предусмотрена возможность за счет этих дотаций проводить повышение квалификации не только на краткосрочных курсах на 72, 144 часа, но и на курсах по 400-500 часов.

«Мы должны выйти на решения о систематической подготовке учителей православной культуры как педагогической специальности, вместе с министерством образования определить содержание таких программ профессионального педагогического образования и способы их реализации при участии церковных организаций», - считает архиерей.

Как писали «Актуальные комментарии», во всех школах России в следующем учебном году начнут преподавать «Основы религиозных культур и светской этики».

Соответствующий план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса по этой тематике для общеобразовательных учреждений утвердил премьер-министр Владимир Путин.

В соответствии с планом, опубликованным на сайте правительства, в феврале-августе 2012 года учителя, которые будут преподавать курс, должны пройти курсы повышения квалификации. Кроме того, в рамках организационно-методического сопровождения курса в школах должны быть подготовлены так называемые тьюторы. О введении этой должности заговорили еще в 2007 году. В переводе с английского «тьютор» означает «домашний учитель, опекун, наставник». В Англии тьютор прикрепляется к ученику сразу при поступлении в среднюю школу и «доводит» его до поступления в вуз.

До марта текущего года обучающиеся и их родители должны выбрать модуль учебного курса с тем, чтобы школы успели заказать соответствующие комплекты учебников.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".