РПЦ поддержала Охлобыстина
В РПЦ отреагировали на скандальную инициативу Ивана Охлобыстина, который предложил вернуть в УК РФ наказание за мужеложество. Председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом протоирей Всеволод Чаплин предложил вынести на референдум вопрос о назначении уголовного наказания за гомосексуальные связи, сообщают «Известия».
По мнению Чаплина, именно народ должен определять, «что у нас считается уголовно наказуемым деянием, а что нет», пишут "Известия".
«Бесспорно, этот вопрос стоит в обществе обсудить, раз уж у нас провозглашено народовластие. Посему именно большинство нашего народа, а не какие-то внешние силы должны определять, что у нас считается уголовно наказуемым деянием, а что нет», - цитирует издание Чаплина.
Если добиться полного исключения однополых сексуальных контактов силой морального убеждения невозможно и требуется подключение права, необходимо спросить народ, готов ли он к этому, считает протоиерей.
«В разных обществах в разное время к однополым сексуальным связям относились по-разному, но наиболее распространенным было отношение к ним как к преступлению. Я убежден, что такие сексуальные контакты должны быть полностью исключены из жизни нашего общества. Если этого удастся добиться средствами морального убеждения — это лучше. Если нужно подключать право — давайте спросим людей, готовы ли они к этому», - предложил спикер РПЦ.
Напомним, что 7 января Иван Охлобыстин выложил в своем микроблоге в Твиттере открытое письмо президенту России Владимиру Путину, в котором призвал вернуть в Уголовный кодекс наказание за гомосексуализм или инициировать всенародный референдум по этому вопросу.
Эта инициатива вызвала большой общественный резонанс.
По данным ВЦИОМ, уголовное наказание за гомосексуализм поддерживают 42% россиян. Можно говорить, что Иван Охлобыстин отражает общую тенденцию в российском обществе, так как в 2007 году эту идею поддерживали лишь 19% респондентов.
Также, согласно информации ВЦИОМ, за последние 5 лет количество людей, считающих, что государство и общество не должны вмешиваться в вопрос сексуальной ориентации граждан, т.к. это личное дело, сократилось более чем вдвое - с 34 до 15%.
Работодатели Ивана Охлобыстина, являющегося также креативным директором компании "Евросеть", отреагировали на инициативу своего подчиненного достаточно сдержанно. В частности, президент компании «Евросеть» Александр Малис заявил о том, что увольнения Охлобыстина не последует, так как актер высказывает исключительно свою точку зрения.
"Мы не думаем о геях ни плохо, ни хорошо. Потому что мы не думаем о людях с точки зрения их сексуальной ориентации. Для нас все люди равны. Увольнять Ивана Охлобыстина мы не собираемся. До тех пор, пока он высказывает свою точку зрения, не призывая к насильственным действиям, неважно согласны мы с ней или нет, мы готовы идти на риски, потому что считаем, что он имеет полное право высказывать свою точку зрения", - передает пресс-служба "Евросети" слова Александра Малиса, опубликованные Digit.ru. "Как Эвелина Холл перефразировала слова Вольтера, "я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить"", — подчеркнул глава "Евросети".
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин не смог скрыть иронии, комментируя предложение актера, бизнесмена, временно запрещенного в служении священника и порекомендовал борцу за нравы заняться борьбой с ведьмами.
"Поскольку, как я слышал, Охлобыстин очень заинтересован религиозными вопросами, я бы посоветовал ему поработать над темой наказания ведьм. Отменили это наказание ведьм, и в результате дела идут не во всем правильно", - заявил Лукин "Интерфаксу".
Ранее идею Охлобыстина раскритиковала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
"Это какое-то мракобесие. Думаю, сам Охлобыстин понимает, что его идея в 21-м веке реализована не будет", - заявила старейшая правозащитница.
"Безобразное и одиозное предложение. Скорее всего, господин Охлобыстин и сам не верит в подобную возможность. Это было бы возвращение в советские времена", - сказала в свою очередь корреспонденту "Интерфакс" заместитель главы московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина.
Сперва хотелось бы подчеркнуть, что с косвенной поддержкой идеи Охлобыстина о референдуме по возвращению статьи о мужеложстве выступила пока, слава Богу не РПЦ, как институт, а лично отец Всеволод Чаплин. Он, конечно, не рядовой священник и не расстриженный, как Охлобыстин, а человек, уполномоченный комментировать позицию Церкви в СМИ, но я не уверен, что в данном конкретном случае он говорил от лица всей Церкви.
Если же говорить о содержании статьи Чаплина, то у него, на мой взгляд, наблюдается фундаментальное непонимание современного представления о понятиях «демократия» или «право». К сожалению, довольно типичное для многих наших соотечественников. Дескать, демократия - это полная и абсолютная власть большинства над меньшинством. Те, кого больше, могут делать, что угодно, с теми, кого меньше. Никаких ограничений здесь нет.
При этом история XX века, казалось бы, полностью высветила фундаментальные недостатки этого представления. В гитлеровской Германии и в России 1917-1921 гг референдумов не проводили, однако вряд ли бы их проведение сильно изменило судьбу немецких евреев и русской аристократии (а также — удивительно, что Чаплин забывает об этом — и священнослужителей).
Поэтому начиная со второй половины XX века в мире установилось однозначное понимание того, что решения большинства не могут затрагивать личных прав меньшинства. Закон не может регулировать частную жизнь людей, его прерогатива - взаимоотношения в социуме. Эти принципы являются для современной демократии аксиомами.
А то, что предлагает Чаплин - архаика, причем довольно опасная. Если мы считаем, что большинство может делать с меньшинством все, что угодно, лишь бы за это проголосовали на референдуме, значит, мы можем увидеть еще множество референдумов, где могут приниматься необычайно жестокие решения. К сожалению, уровень взаимной ненависти в стране достаточно велик.
Поэтому остается надеяться, что на страницах газеты "Известия" о. Всеволод Чаплин выступал от собственного имени. А не как человек, уполномоченный регулировать отношения Церкви и общества от имени Московской Патриархии.
Позиция РПЦ связана не столько с заявлением Охлобыстина, сколько с разоблачениями Кураева. Более того, заявление Охлобыстина - ответ околоцерковных пиаровских структур, к которым он принадлежит, на кураевские заявления. Они, напомню, касались наличия гомосексуального лобби в самой РПЦ.
Сложилась классическая ситуация, когда борцы с чем бы то ни было оказываются сами виновны больше чем другие в том, с чем они борются. Чтобы избежать подозрений и дать ответ на обвинения, РПЦ нужна была фигура, которая не принадлежит полностью в самой церкви. Таким человеком и является Охлобыстин. Он имеет сан, но сейчас не является действующим священником. При этом Охлобыстин претендует на неофициальный статус – главного представителя РПЦ в публичном пространстве, прежде всего, в социальных сетях. По сути, в настоящее время эта роль принадлежит всё тому же Кураеву.
После письма Охлобыстина, чтобы закрепить эффект, подтянулись другие пиарщики, уже официальные – отец Всеволод Чаплин, которые полностью солидаризовались с позицией Охлобыстина. Это свидетельствует о том, что подобного рода ответ был спланирован.
Более того, нужно отметить, что сам Охлобыстин при всех своих артистических дарованиях никогда не готовит тексты сам. Артисты, как известно, поют с чужого голоса. Он в этом смысле - классический артист. И опубликованное письмо Путину готовилось сразу после заявлений Кураева и, может, в порядке превентивной контрмеры на возможные действия Кураева, связанные с его отлучением от профессорства в духовной академии.
Как вся эта история скажется на имидже РПЦ?
Здесь надо отметить, что РПЦ традиционно играет роль государства в государстве и всячески ориентируется на внутреннюю политику, которая проводится государством, с тем чтобы если не буквально воспроизводить, то ориентироваться на нее. Все это наблюдается в данной конкретной ситуации.
Как у нас государство сейчас себя ведет? Возникают какие-то проблемы, связанные с коррупционной деятельностью чиновников, в том числе высокопоставленных: вместо того, чтобы решать эти проблемы, применять адекватное наказание, государство прибегает к каким-то отвлекающим маневрам. Ярче всего это видно на примере бывшего министра обороны Сердюкова. Вместо того, чтобы расследовать его деятельность, находят внешних или внутренних врагов, которые посягают на обороноспособность Родины. Хотя одна из главных угроз её обороноспособности – в деятельности самих армейских функционеров.
То же самое РПЦ. Вместо того, чтобы разобраться с собственным этическим кодексом, который не предполагает служение священников гомосексуалистов, а их на самом деле полно, в РПЦ ищут врагов на стороне. То есть сейчас ищут гомосексуальное лобби, которое находится вне пределов РПЦ, вместо того, чтобы заняться фильтрацией кадров или, наоборот, признать, что гомосексуализм совместим со священством.
Как и в случае с государством, существующие институциональные проблемы не решаются, а консервируются. Их демонстративно не замечают, при этом отвлекают внимание на нечто другое. Это ли зовётся словом «консерватизм»?
При этом в публичном пространстве действия производятся достаточно неловкие. Должного эффекта не происходит, внимание не отвлекается.
РПЦ делает массу акций, сопоставимых с шоу-бизнесом. Например, организуются гастроли церковных реликвий, вызывающие многочасовые очереди. На этом фоне высплывает наружу то, что церковь хотела бы скрыть. И всплывает наружу в том числе благодаря усилиям деятелей церкви (того же Кураева). Очевиден конфликт между публичной презентацией церкви и её внутренней кухней.
Конфликт, который я описываю, очень велик. Он заметен любому наблюдателю, в том числе прихожанам, церковной пастве. Чем больше в РПЦ элементов шоу-бизнеса, дымовых завес, которые с ним связанны, тем больше подозрений, что внутри что-то скрывают. Без разрешения этого конфликта Церкви будет трудно претендовать на ту роль лидера консервативного поворота, на которую она посягает сейчас.
Последние высказывания Ивана Охлобыстина следует рассматривать как реакцию порядочного человека на чумовые ветры гомофашизма. По всему миру проходят акции разнузданного бесчинства возле посольств и представительств России, которые организовывают мужчины в розовых колготках. Сообщество ЛГБТ превратилось в главную враждебную силу по отношению к России. Их сообщники внутри самой России ведут себя как «пятая колонна» по всем вопросам, затрагивающим российские интересы.
Что же касается самого предложения вернуть статью, карающую за мужеложество, то сама идея представляется справедливой, демократичной и прогрессивной. Тем не менее, ее претворение в жизнь сопряжено со многими сложностями административного и практического характера. Вместо привлечения к уголовной ответственности каждого содомита будет более целесообразно объявить сообщество ЛГБТ преступной организацией. Стоит поучиться на примере Грузии, где сама принадлежность к сообществу «воров в законе» каралась намного более сурово, нежели сам факт воровства. Я полагаю, что этой меры может оказаться достаточно, чтобы остановить их агрессию против нас и наших детей.
Особо следует отметить недальновидность тех, кто пытается сегодня при каждой возможности поиздеваться над РПЦ. Любой мыслящий человек понимает, что эта структура переживает тяжелый внутренний кризис. Однако пусть призадумаются ее недоброжелатели, что творят. Не открывают ли они ворота настежь для реальных сил фашизма, ненависти и язычества?
Нет сомнения, что отмена закона о мужеложестве была одним из непродуманных шагов президента Ельцина. Мы видим пагубные результаты политики легитимации ЛГБТ. Вместе с этим следует учитывать правозащитные аспекты при введении новых законодательных ограничений. Одним из таких прав является право морального и нормального большинства не подвергаться ежедневно медийному террору со стороны ЛГБТ.