Русская беда. Эссе о политическом убийстве
Очень странная история об "особом пути" России, который якобы отличался выдающейся трагичностью.В РОСПЭНе издали очень странную книгу. По духу и настроению - это
книга ровно двадцатилетней давности, то есть временного периода
поистине космического масштаба для политической литературы. А "Русская
беда", изданная на языке оригинала в 1988 году, безусловно, относится
именно этому жанру. Это не столько историческое исследование, несущее
некоторую идею, сколько идеология, по мотивам которой было написано
историческое исследование. Или возможно даже псевдоисторическое - тут
уже каждый может определяться сам. Лично я голосую за "псевдо-".
На
первых страницах автор делает ошеломляющее заявление. Каррер д'Анкос
сообщает, что ее книга не может претендовать на то, чтобы выступить
летописью политических убийств в России. Поскольку "тут не хватило бы и
ста томов". Автор видит свою задачу куда более скромной. Перед нами
всего лишь "некоторое подобие истории России, а затем и Советского
Союза". Истории, надо понимать, написанной сквозь призму убийства
властью политических оппонентов как основного метода сотворения этой
истории и одновременно - как основного ее содержания.
Автор
предлагает своему читателю разделить с ней скорбь об этой ужасной
истории ужасной страны, которая "в своем злополучии не имеет себе
равных". А скорбеть, понятное дело, лучше всего над трупами, причем
общественно значимыми. И это, как мне представляется, потрясающий по
силе миф. Помните школьную полемику между западниками и славянофилами?
На самом деле, у обоих сторон было много общего. В том числе и
уверенность в наличии у России "особенной стати". Правда славянофилы
говорили, что особенная стать - это очень здорово и хорошо. А
западники, по крайней мере, некоторые из них, были уверены в том, что
Россия особенно невезучая, неудачливая и в конечном счете - тоже
уникальная в негативном отношении страна. И вот до сих пор этот миф
процветает, став за десятилетия своего существования мощным и тонким
оружием в политических баталиях.
Кто не знает, к примеру, что Иван Грозный был кровавым тираном и
деспотом, погубившим невероятное количество честных граждан? Да все
знают. А кто при этом задумывается, что в просвещенной предположительно
Франции в тот же период в ходе одной Варфоламеевской ночи было перебито
больше протестантов, чем "несогласных" за все правление Грозного? А вот
это уже - неинтересно. Тут не на чем строить гипотезу о нашей
уникальности. Нечем выделяться из толпы. Да и пищи для "эссе" авторов
вроде Каррер д'Анкос никакой.
Зачем в РОСПЭНе все же издали это "эссе", для меня остается полной
загадкой. Научной ценности в ней, думается нет. Может быть, это
глубокомысленный намек на некую актуальность темы? Хочется все же
верить, что издатели в данном случае просто решили напомнить нам, какие
мифы мы с готовностью были готовы принимать за чистую монету в эпоху
гласности и перестройки. Особенно если эти мифы поступали к нам с
Запада.
Книга предоставлена магазином "Фаланстер".