Статья
747 27 февраля 2009 18:32

Саммит АСЕАН

В Хуахине (Тайланд) состоится саммит стран-участниц Ассоциации государств Юго- Восточной Азии (АСЕАН), посвящённый преодолению мирового финансового кризиса. Саммит был перенесён с декабря 2008 года в связи с политической нестабильностью в Тайланде.

22 февраля, перед саммитом, на острове Пхукет состоялось совещание министров финансов стран АСЕАН, Китая, Японии и Республики Корея, на котором было принято решение увеличить региональный банк валютных резервов до 120 миллиардов долларов и достигнута договорённость о создании независимой региональной структуры по мониторингу состояния мировой экономики.

Так как ряд государств-членов АСЕАН входят в G20, эсперты не исключат, что эти государства могут отправиться на апрельский саммит G20 в Лондоне с объединёнными предложениями и повесткой дня.

Комментарии экспертов

АСЕАН с 2007 года строит своё сообщество, которое журналисты поспешили назвать «азиатским Евросоюзом». Но в отличие от европейского стиля интеграции азиатский стиль, как правило, более постепенный. Для них важен не столько результат, сколько движение. Они стремятся достичь единодушия, даже если для этого придётся вести очень долгие переговоры.

     Азию объединяют две такие сложные системы, как японские инвестиции и китайская диаспора. В принципе, эти два элемента как бы базовые. Вся проблема зависит от того, каким образом сейчас себя будет позиционировать Китай. Если уж судьба доллара в известной степени зависит от Китая, то тем паче важно, как Китай поступит со своей национальной валютой. Напомню, 10 лет назад, в период азиатского кризиса, Китай поступил как очень ответственный игрок. Он не дал окончательно обвалиться азиатским валютам, в том числе валютам АСЕАН.

     С созданием азиатского валютного фонда вопрос, конечно, интересный. Эта идея тоже появилась достаточно давно, 10 лет назад. Но здесь вопрос в том, смогут ли они договориться о единой валюте, то есть о корзине валют, которые в неё войдут. На мой взгляд, сейчас (по крайней мере, на этом саммите), они не смогут решить вопрос о введении единой азиатской валютной единицы наподобие евро - хотя они могут поставить вопрос о том, что такая единица (ACU – Asian Currency Unit) нужна. Главное - то, как поведёт себя в этом случае Китай, будет ли он согласен на это, ибо создание такой валюты неизбежно приведёт к ревальвации юаня. Американцы всегда требовали от Китая такой ревальвации, того, чтобы его валюта была более «тяжёлой», соответствуя реальной экономической мощи Китая. Но для внутреннего развития и для экономического роста Китаю выгодно поддерживать курс национальной валюты на более низком уровне. Поэтому создание ACU  - не такой простой процесс. Здесь очень многое зависит от Японии и Китая. Сейчас прежде всего от Китая, и только потом уже от Японии.

     Что касается региональной зоны свободной торговли, то в 2002 году в формате «АСЕАН + 1» (+ Китай) уже было заключено рамочное соглашение о возможности создания азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли к 2010 году. То есть, это значит, что до 2010 года они подпишут соответствующее соглашение и начнут создавать эту зону свободной торговли. Но проблема во взаимоотношениях между странами АСЕАН и Китаем заключается в том, что они, по сути дела, производят однотипную продукцию и жёстко конкурируют друг с другом. Вместе с тем, они прекрасно понимают, что не сотрудничать с Китаем сейчас невозможно. Не случайно ни у Японии, ни у Южной Кореи таких соглашений нет – их рамочные соглашения с АСЕАН гораздо более слабые. Кроме того, все они участвуют ещё в одном формате – в т.наз. восточно-азиатских саммитах, которые организует Восточно-Азиатское сообщество с конца 2005 года. К нему присоединяются Индия, Новая Зеландия и Австралия – Россию и США туда не позвали.

     Может ли Китай «пробить» ускорение создания настоящей зоны свободной торговли с АСЕАН? Зона свободной торговли не предполагает ни введение единого таможенного тарифа, ни свободной миграции рабочей силы. Скорее всего, данный вопрос может встать в следующем году – он будет весьма знаковым для азиатско-тихоокеанского региона и для интеграционных процессов в нём. В 2010-ом году необходимо будет решить, являются ли США развитой страной или не являются, потому что, по «Богорским целям» 1994-го года, к 2010-му году развитые страны должны открыть свои рынки. США ведут свою игру – у них есть двустороннее соглашение с рядом стран-членов АСЕАН, например, с тем же Сингапуром или Вьетнамом. Поэтому какие-то плацдармы в этом регионе они уже заняли, у них есть возможность влиять на происходящие в АСЕАН процессы. Но США сейчас важно после бушевского «сдерживания и вовлечения» перевести отношения с Китаем на новый уровень, сделав больший акцент на втором слове – на вовлечении. Именно поэтому туда ездила Клинтон, по этой же причине активизировались разговоры о «большой двойке». Но я думаю, что Китай этим не очень заманишь. Впрочем, американский рынок Китаю очень нужен, нужны ему и американские инвестиции.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".