Шанс для Грузии
Позицию России в отношении Южной Осетии, Абхазии и Грузии озвучил президент России Дмитрий Медведев. В преддверии трехлетней годовщины конфликта на Кавказе он дал интервью Первому информационному кавказскому каналу, телекомпании «Russia Today» и радиостанции «Эхо Москвы».
Глава российского государства прокомментировал резолюцию американского Конгресса, заявившего, что присутствие российских военных на территории Абхазии и Южной Осетии является оккупацией грузинской территории.
«Я думаю, что эти формулировки Сената ни на чем не основаны. Они отражают вкусовые пристрастия отдельных престарелых членов Сената, которые в силу субъективных причин симпатизируют тем или иным людям», - заявил президент России. «Это иностранный парламент, мне до него нет абсолютно никакого дела. Мне безразличны их формулировки», - подчеркнул президент РФ.
Он отметил, что «ему не стыдно» за указы о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. «Иначе эту трагедию не остановить было никак», - убежден глава государства.
Президент России Дмитрий Медведев в ходе интервью также заявил, что Москва в полной мере выполнила план «Медведева-Саркози» по ситуации на Кавказе.
Что же касается Михаила Саакашвили, то Дмитрий Медведев приветствовал бы создание международного трибунала в отношении президента Грузии Михаила Саакашвили, но считает, что в настоящий момент это нереально. «Если бы спросили меня, я бы ответил: "Да". Просто потому, что я считаю, что это (нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 году) было вопиющее нарушение норм международного права», - заявил он журналистам. «Но с учетом того, что здесь вряд ли можно опираться только на позицию России, думаю, что создание подобного трибунала в настоящий момент нереально», - добавил глава государства. Окончательный суд, по мнению Дмитрия Медведева, будет творить история, а промежуточный - грузинские избиратели.
Глава российского государства сделал также заявления по поводу будущего Южной Осетии, которое стало обсуждаться после высказываний российского премьера Владимира Путина на Селигере.
Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что на данный момент нет юридических и фактических предпосылок для объединения Южной и Северной Осетии и вступления Южной Осетии в состав России. «Я думаю, что никаких юридических предпосылок в настоящий момент для этого нет. Невозможно предвосхитить то, что будет в будущем, но если говорить о текущей ситуации, ни юридических, ни фактических предпосылок для этого нет», - заявил Дмитрий Медведев. Как отметил президент, именно с этим и было связано издание его указов о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
В рассуждениях российского президента по еще одной важной теме - вступления России в ВТО и роли Грузии в этом в процессе - журналисты увидели предпосылки для возможного налаживания отношений между странами.
В частности, президент России заявил, что считает вполне вероятным вступление Россия в ВТО до конца 2011 года, однако торговаться с Грузией по этому вопросу не будет. «Шансы вступить до конца года в ВТО довольно высоки. Если грузинское руководство проявит мудрость, - это один из тех моментов, который мог бы стать если не поворотной точкой, то точкой соприкосновения, вокруг которой можно было бы начать восстановление сначала нормальных торгово-экономических отношений, а потом, глядишь, и дипломатических отношений», - заявил президент.
В то же время он подчеркнул, что если Грузия под маркой вступления в ВТО будет пытаться протолкнуть изменение политических реалий, «то мы, конечно, на это не пойдем». «И здесь даже ВТО не будет той ценой, которая может быть заплачена», - сказал Дмитрий Медведев.
В то же время, по словам главы государства, несмотря на высокие шансы завершить переговорный процесс до конца года, есть ряд политических препятствий. «Здесь есть политические преграды. Если они в какой-то момент сработают, то тогда мы можем оказаться отброшенными к началу переговорного периода. Это будет плохо для всех, включая, естественно, саму ВТО», - сказал Дмитрий Медведев.
«Нам наши грузинские коллеги пытаются протолкнуть новое издание политической проблемы, а именно: пункты пропуска, кто чего контролирует, давайте позовем туда Евросоюз. Наша позиция проста: если вы хотите знать о движении товаров, в том числе транзитных товаров, через территорию Абхазии и Южной Осетии, мы готовы такую информацию давать, причем в электронном виде, самым современным образом», - отметил президент.
«Я об этом договорился с президентом Швейцарии, а вчера говорил об этом с президентом Обамой. В этом смысле мы готовы идти на швейцарские предложения», - добавил он.
Для Медведева события в Южной Осетии 2008 года стали своего рода проверкой на его президентство, на то, насколько он способен принимать такие серьезные решения и как он будет в этих условиях себя вести. Тогда с момента инаугурации прошло не так много времени, около трех месяцев и, естественно, эта ситуация вызвала достаточно бурную реакцию именно в контексте того, насколько Медведев эффективен именно как президент, насколько он самостоятелен. По большому счету с тех пор российский президент все время пытался, что называется, самоутвердится в роли верховного главнокомандующего и продемонстрировать, что признание независимости Абхазии, Южной Осетии и вся эта пятидневная война - был вынужденный шаг со стороны России и что по-другому поступить никак было нельзя.
Все это время Россия достаточно последовательно выполняла свои обязательства, доказывала и демонстрировала готовность прочно утвердится в признанных ею республиках. Здесь можно отметить и военные соглашения, и договоренности в области экономики, культуры, строительства.
Тем не менее после того, как эти республики получили независимость, там ушла консолидация по поводу отношений с Россией. В Абхазии и Южной Осетии нет единого подхода в том, что необходимо интегрироваться с Россией и более того, даже в нее вступать.
На Кавказе тема эта немножко отошла на второй план, на первый план встали совершено другие вопросы - экономического сотрудничества, борьбы в терроризмом, военной безопасности.
Что касается США, то их резолюция ничего не решает. Известно, что США не признает российскую правоту в событиях 2008 года. Поэтому резолюция ничего нового в себе не несет.
Просто обозначается американская позиция, чтобы обольщать Москву «перезагрузкой», чтобы соблюдалась некоторая дистанция соблюдалась и Вашингтон оставлял за собой право диктовать и предлагать свою повестку.
С другой стороны, мы наблюдаем, что после того, как Россия признала Абхазию и Южную Осетию как суверенные республики, в принципе ничего серьезного не произошло. Ожидаемого кавказского взрыва не случилось. Сейчас в основном внимание приковано к решению конфликта в Нагорном Карабахе нежели к тому, как же теперь быть с Абхазией и Южной Осетией.
Другое дело, что три года прошло, а волны признаний этих республик не последовало. Во многом это можно назвать переговорным поражением российских дипломатических структур.
Новые государства не признала даже Белоруссия. Хотя эта тема также была на повестке дня, но отношения между Москвой и Минском сейчас настолько тупиковые, что говорить об этом нецелесообразно.
В значительной степени начальный этап президентства Дмитрия Медведева был определен событиями вокруг Южной Осетии. Он должен был принять это историческое решение, единственно возможное, наверное, на тот момент. Для молодого тогда президента это было очень тяжелое решение, поэтому вопрос о Южной Осетии очень личный для Дмитрия Медведева, он, безусловно, уверен в своей правоте, для этого у него есть все основания.
Заявление о том, принимать или не принимать Южную Осетию в состав России, нельзя назвать особенно актуальным, потому что такой вопрос сейчас никто не ставит.
Что же касается реакции на решения американского конгресса, то другой реакции быть не могло. От американцев тоже трудно было ожидать других заявлений, поскольку Саакашвили для них – важнейший стратегический партнер он имеет ценность именно в таком антироссийском контексте.
Что касается того, насколько грузинский вопрос мешает российско-американским отношениям, думаю, что ни на сколько. Это такая дежурная тем. Я бы сказал так: вопрос наших отношений с Грузией мешает нашим с Соединенными Штатами настолько же, насколько вопрос Косово мешает нашим отношениям с Европейским Союзом. Не больше и не меньше.
Конечно, Россия не хочет становиться заложницей Грузии в вопросах членства в ВТО, хотя в принципе от этого тоже не уйти. Без согласия Грузии мы членами ВТО не будем, но, с другой стороны, Россия не в том положении, что ей нужно членство в ВТО любой ценой.
Что касается диалога с Грузией, я бы отметил негативную динамику в последнее время, особенно со шпиономанией Грузии, которая обвиняет Россию во взрывах американского посольства, подкупе и вербовке корреспондентов и так далее.