Школа определится с будущим
2010 год прошел под эгидой Года учителя, благодаря чему удалось привлечь широкое внимание общества к вопросам образования, педагогики и развития учительского потенциала.
Подводя итог всего года, глава Минобразования Андрей Фурсенко заявил в октябре, в День учителя: «Сегодня перед учителем стоят принципиально иные задачи: не просто передать знания, а научить каждого ребёнка учиться, максимально раскрыть его таланты. Только настоящий учитель может организовать работу в детском коллективе так, чтобы каждый ребёнок с ранних лет чувствовал себя личностью. Это важное условие успешной социализации и будущих достижений.
«Нельзя забывать о ценном опыте учителей, много лет работающих в школах: взаимообогащение и передача лучших педагогических традиций - основа будущих открытий», - подчеркнул Андрей Фурсенко. Также в этом году были разработаны новые правила аттестации и модели повышения квалификации – «теперь каждые пять лет учителя получают право повышать свою квалификацию именно там, где им удобнее и интереснее», напомнил министр, передает «Интерфакс».
В России насчитывается 1,2 млн педагогов, сообщает Минобрнауки РФ. В сельской местности работает более 500 тыс. учителей (43%). 84% педагогов, работающих в школах, имеют высшее образование, 16% - среднее специальное образование. 79% учителей имеют квалификационную категорию.
22% школьных учителей работают в начальной школе. Среди учителей-предметников больше всего учителей русского языка и литературы (16%), математики (13%), английского языка (11%), истории (включая обществознание, право, экономику) и физкультуры (по 8%).
Большинство российских учителей - женщины (85%). Вместе с тем, по сравнению с прошлым годом количество мужчин в школах выросло более чем на 20 тыс. Средний возраст российского учителя - 30-49 лет.
Демографическая ситуация оказывает серьезное влияние на сферу образования. В школы приходит меньше детей. Тогда в октябре Минобрнауки озвучил мысль о том, что в российских школах можно сократить 200 тыс. учителей.
«Потенциал для сокращения - 200 тысяч человек. Но мы можем лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить», - сказал Андрей Фурсенко в интервью в газете «Ведомости». Он отметил, что возможное сокращение обусловлено демографическими проблемами - в среднем на одного учителя приходится 9-10 школьников, а в Европе, например, 13-15 учеников. Всего в России, сообщил министр, 13 млн школьников, и их число до 2015-2016 годов существенно не вырастет.
«Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 млн учителей. Сейчас их около 1,2 млн», - подчеркнул министр. Он добавил, что «этим людям сегодня есть, куда идти»: растет количество детей в детсадах, за пять лет оно увеличилось почти на 1 млн, а также число дошкольных учреждений.
При этом премьер-министр Владимир Путин заявил 16 декабря во время прямого эфира, что никакой специальной программы закрытия школ нет и не будет. Однако, по мнению главы правительства, число школ должно соответствовать количеству учеников. «Уровень доходов учителей пока низкий учителей, в среднем он где-то процентов на 25-30 ниже, чем по экономике в целом, это плохо», - признал Владимир Путин.
Отвечая на вопрос жителя Краснодарского края Александра Белова о низком уровне зарплат учителей, в частности, о том, что преподаватель младших классов в регионе в среднем получает 13 тысяч рублей, Путин сказал, что существуют три пути решения проблемы.
«Первый и самый простой - нужно повышать уровень доходов учителей», - пояснил премьер. Во-вторых, считает он, нужно структурировать сеть: «количество учащихся падает, а сеть остается большой». Главное при этом, предупредил Путин, «сохранить учителей, и ничего резкого такого, что бы наносило ущерб учительству, никто не планирует».
Наконец, третий путь решения проблемы - переход на новые формы оплаты труда. «Необходимо определить объем денег, которые нужны школе, и отдать напрямую этой школе, чтобы само учебное заведение могло принять решение по оптимизации расходов, связанных с теплом, электроэнергией, ремонтом, содержанием обслуживающего персонала. А высвободившиеся средства направить на повышение доходов учителей», - уверен премьер.
Владимир Путин отметил, что возможностей сэкономить, оставаясь в комфортных условиях много, сославшись на положительные опыт школ Тюмени, Калининграда других субъектов Российской Федерации. Он подчеркнул, что реструктуризация сети должна проводиться спокойно, с максимальным сохранением учительских кадров.
Тема образования получила в этом году развитие и в Послании президента Федеральному Собранию. Дмитрий Медведев упомянул о реализации инициативы «Наша новая школа», в рамках которой обновлён стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена.
«Важно и то, что в Год учителя у нас появились квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки. Кроме того, учителям надо создать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификация в ведущих вузах страны. В 2011 году на эти цели из федерального бюджета планируется выделить более 2 миллиардов рублей. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы», – сообщил президент.
Глава государства обозначил ориентиры на будущее. «В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов – это, конечно, дело, прежде всего, учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, что региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес», - сказал президент.
Дмитрий Медведев призвал завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. По его убеждению, возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Он поручил правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одарённых детей.
Также Дмитрий Медведев обратил внимание на необходимость использования современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов в образовательном процессе.
Сам факт того, что в стране 2010-й год был объявлен Годом учителя, говорит о реальном внимании общества и власти к этой профессии. Мы много говорим о необходимости повышения социального статуса учителя, и в понятие социального статуса мы вкладываем и отношение к людям, которые занимаются этой профессией, их реальное положение учителя в обществе. В этом году многие учителя получили от власти поддержку, в том числе и финансовую. Но очень бы хотелось, чтобы это не было разовой акцией, а было стартом в работе по повышению социального статуса и зарплаты учителя.
Известно, что в регионах за исключением Москвы и, может быть, Санкт-Петербурга уровень зарплаты учителя все-таки еще низок. Я считаю, что особое внимание стоит уделить работникам дошкольного образования, воспитателям детских садов, потому что уровень их зарплаты критически низок. Средняя заработная плата воспитателя детского сада по России составляет около 4 тысяч рублей. Эти деньги не позволяют нормально и достойно жить и работать. А ведь этим людям приходится с утра до ночи думать о тех детях, которых нужно развивать, с которыми нужно всегда находиться в радостном настроении, чтобы формировать у них позитивное отношение к жизни. Для этого, естественно, воспитатель конечно должен быть защищен, экономически уверен, стабилен.
В образовании происходит очень много новых модернизационных процессов, особое внимание следует обратить, конечно, на новые стандарты школьного образования, на новые стандарты начальной школы. В этом году 10% школ перешло на новые стандарты начальной школы, и в следующем году все школы России должны будут на них перейти. Переход на новый стандарт школы требует от нее серьезного повышения квалификации учителей и серьезного улучшения материально-технической базы. Очень важно, что начиная уже с 1 января, региональные власти занялись решением этих проблем. К 1 сентября школы должны быть готовы к приему на обучение детей по новому стандарту.
Сам по себе стандарт прогрессивный, заключает в себе массу новых идей, которые расширяют образовательные возможности для детей. И поэтому, это позитивный подарок министерства образования нашим гражданам. Но здесь важно, чтобы этот подарок не оказался проблемой, а оказался действительно приятным подарком.
Я думаю, что не стоит абсолютно всю ответственность за произошедшие в Москве, например, беспорядки переносить на школу. Это не правильно, в равной степени все общество отвечает за пагубное влияние на детей. Здесь речь должна идти об эффективной работе не только школ и учреждений общего образования, но и центров дополнительного образования, спортивных секций. Вопрос состоит в том, есть ли в стране инфраструктура, внутри которой ребенок будет задействован и будет иметь возможность для своего развития. Так как такой структуры в стране официально нет, ребенок, естественно, ищет ее, ищет то место, где он сможет контактировать со своими сверстниками, что-то обсуждать и учиться действовать. Да, особенно в подростковый период, как раз, когда авторитетом являются только друзья, а не взрослые, не родители, школьник требует особого внимания. Дети в этом возрасте активно поддаются и реагируют на призыв объединиться и что-то вместе делать. И если этому желанию не противопоставлять позитивный созидательный вектор, если он будет отсутствовать, то, конечно, вокруг негативной позиции объединяться всегда легче.
Год учителя завершился в России, и надо сказать, что более масштабного внимания со стороны первых лиц государства на образование не было в последние лет 5-6. А в течение этого года президент более 10 раз встречался в различных форматах с педагогами. И открывая год учителя, и затем, посещая сельские, городские школы, детские сады, высшие учебные заведения, то есть практически с каждой категорией педагогов была встреча на самом высоком уровне. Естественно, каждая такая встреча – это острые вопросы, это распоряжения министерству образования, министерству экономики со стороны президента и ожидание их выполнения. Поэтому, надо сказать, что в год учителя внимание к школе, к образованию, к педагогам было на самом высоком уровне.
Далее, прошел юбилейный конкурс «Учитель года» в России. Золотого пеликана президент вручил двум лучшим учителям России.
Практически в каждом регионе можно было наблюдать огромные билборды, посвященные учителям. Прекрасные лица и их золотые слова. До чего приятно, когда в той же Москве, я работаю на Таганке, в университете, и вижу, выходя, огромное фото, на котором прекрасная, умная, интеллигентная женщина, математик, директор школы. До чего же приятно, что учителей ценит город.
Это тоже есть элемент внимания, престиж и подъем статуса учителя. Всероссийское учительское собрание выступало с инициативой постройки аллеи славы учителям России, нам и практически удалось это сделать. В каждом субъекте федерации были открыты либо мемориалы «Учителями славится Россия», либо они могли похвастать фотографиями народных учителей, заслуженных учителей России, учителей-победителей нацпроекта на своих улицах.
Очень интересно в Омске подошли к этому вопросу. Открывая памятник труженикам тыла к 65-й годовщине победы в Великой Отечественной Войне, среди многих фигурок была и скульптура учительницы, которая в годы войны все равно поднимала детей из сельской школы. В далеком регионе помнят эвакуацию во время бомбежки, брошенных на учителей детей и подвиг этих людей. Я не могу не вспомнить о подвиге учителей блокадного Ленинграда, когда бомбежка, голод, родители учеников умерли, а учителя обходят все квартиры и если видят где-то маленького ребенка – то сами ведут, буквально на себе тащат его в школу. В школе ведь каждого накормят и дадут горячий чай. В год юбилея Победы и в Год Учителя Всероссийское педсобрание издало книгу «Учителями славится Россия». Любопытно, что книга вышла в 85-и томах, по количеству субъектов федерации. Каждый субъект рассказал о своем золотом учительском фонде. Где-то это молодые учителя, которые себя уже заявили мощно за 5 лет стажа, а где-то это заслуженные учителя, которые всю жизнь отдали школе этого субъекта, этого региона.
Конечно, еще бы хотелось поговорить о вопросе оплаты труда преподавателей. Здесь камень преткновения пока еще остался недвижимым. По-прежнему ставится задача, чтобы учительский труд оплачивался достойно в каждом субъекте федерации.
Всероссийское педсобрание выступило с инициативой Дмитрию Анатолиевичу Медведеву сделать пятилетку образования, чтобы решить вопрос повышения оплаты труда учителям, доведения ее до средней величины в стране, вот это было бы конечно очень хорошо.
Закрывая Год учителя, приятно вспомнить, что многие звания, награды были вручены и присвоены учителям президентом, это тоже говорит о многом. Конечно, сейчас нужно ставить вопрос о реформировании педагогического образования, всей высшей школы и этот вопрос обсуждается. Из положительных моментов этого года, наверное это то, что в течении 12-и месяцев было охвачено серьезнейшей работой по выработке стандартов образования будущего.
Завершился переход на стандарты третьего поколения в высшей школе. Мы задержались с этим, уже больше восьми лет действуют старые стандарты, конечно нужны новые. Примечательно, что в стандартах общего образования красной строкой, объединяющей стандарты начальной, общей, основной общей школы и стандарты полного общего образования идет инициатива патриотического воспитания. Мы впервые за последние 10 лет поставили этот стандарт, как необходимый элемент существования любой школы, любого образовательного учреждения. Обратите внимание, в одной из школ, в которой был президент, ему вручили даже программу развития в школе патриотического воспитания. И он, конечно, сказал, что нужно от программ переходить к мероприятиям и их реализовывать. Мне кажется, что если бы мы имели в каждой школе лет на пять раньше эти документы, то, наверное, школьникам было бы не до тех выступлений на Манежной площади, которые, к сожалению потрясли Россию 11 декабря.
Теперь перед учителями страны поставлены жесткие задачи, вопрос толерантности и воспитание в этом направлении будет вестись, и надо сказать, что по-видимому, более-менее сложившаяся ситуация мнимого, на самом деле, спокойствия в этом плане привела к тому, что ряд моментов в воспитании школьников был упущен. Поэтому, здесь надо как можно быстрее наверстывать упущенное и противостоять серьезным негативным тенденциям в молодежной среде. А то они набирают обороты, не уходят с поля действий, хотя не так часто мы видим скинхедов на экранах телевизоров, но в молодежной среде, куда-то забившись в подворотни, они все же ведут свою работу. Проникают в среду фанатов, которые, в общем-то уже являются организованной силой. И весьма плодотворной, как оказалось, почвой.
Все эти ребята, они почему-то ушли из поля зрения школы, внешкольной работы. Поэтому вопрос о внешкольной работе стоит сейчас остро, и конечно, и за год и за полгода его решить будет достаточно сложно. Но наступать надо в этом направлении, выстраивать работу однозначно надо именно здесь. Я в свое время выступала с инициативой создания единой детской общественной организации. Я тогда подверглась серьезной критике, меня обвиняли в том, что я хочу восстановить пионерию в России. Но ведь у нас полторы тысячи детских организаций в России работают, но все они разрознены. И где-то работают хорошо, а где-то не очень. Кто-то получает гранты из бюджета федерального, регионального, а кто-то не получает никаких. Я считаю, что должна быть единая организация типа координационного центра, которая могла бы оценить, в каком регионе действительно есть полезные инициативы, есть стержень внешкольной работы, а в каком нет, и где особенно тщательно нужно над этим работать.
Нужно видеть школу, видеть коллектив, видеть людей. Посмотрите, как интересно сейчас ставит вопрос Ирина Роднина, о том, что спортивные клубы нужны каждой школе, а для чего? Для того, чтобы стержень внешкольной работы, внеучебной работы появился. Поисковые отряды, ведь до чего интересные фильмы ребята привозят из этих экспедиций, когда они ведут раскопки могил и захоронений. Посмотрите, омские поисковые отряды, тюменские поисковые отряды – это просто уникальные организации, находят они уникальные вещи. То есть, каждая школа должна найти свой стержень, вокруг которого будет подниматься, выстраиваться воспитательная работа, взрослеть души детей и впитывать хорошее. Ведь если мы не найдем подхода к душе ребенка, значит тогда подходы к ней найдут другие.