Статья
6309
14 апреля 2018 15:24
Соль
У евангелиста Марка есть одно непонятное место. Про соль.Иисус говорит ученикам: Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? (Марк, 9,50).
Эта удивительная и странная метафора как только не толковалась. Разве может соль потерять свою силу, стать несоленой? Конечно, нет. Значит, Иисус имел в виду то-то...
Нет, возражал другой толкователь, Он имел в виду вовсе не это, а прямо противоположное.
Соль, говорили знатоки учения, приводится Учителем не в гастрономическом смысле, но — сакральном. Солью посыпалось жертвенное животное, без нее жертва считалась недействительной. Потом, спустя века, когда обряд приношения жертвы отошел в прошлое, этот факт стал забываться. Соль утратила сакральное значение, превратилась — пусть и в дорогую в те давние времена — приправу.
Как часто бывает, многочисленные объяснения и толкования лишь запутывали дело. Иисус прибегал иногда к метафорам ярким, парадоксальным — вспомнить хотя бы верблюда, который пройдет через игольное ушко скорее, нежели богатый попадет в рай. Суть некоторых притч и суждений Его нам трудно понять из-за потерь при переводе, в нашем случае многократном: с арамейского на греческий, потом на церковнославянский, потом уже — на современный язык синодального перевода.
И все равно — разве соль может стать несоленой?
Оказывается, может (и этот факт отменяет множество замечательных теологических умопостроений): в древнем Израиле соль добывали из вод Мертвого моря. И — по причинам, сути которых я не способен растолковать из-за незнания биохимии — она действительно теряла со временем свой вкус, становилась бесполезной, ни на что не годной.
И еще о соли.
Можно ли разводиться с женою? — спрашивали Иисуса фарисеи. Дело в том, что данный от Моисея закон был суров, разводы допускал лишь в самом крайнем случае. Но — как это обычно и бывает — толкование этих исключительных случаев со временем приняло расширительный характер, как сказали бы нынешние законники.
Дать разводное письмо муж может лишь в том случае, если жена станет ему противна. Так завещал иудеям Моисей.
И тут, конечно, открывался широкий простор для интерпретаций.
Последователи традиционалистской школы Шаммая считали, что противной жена может стать лишь в одном случае: ежели будет застигнута в прелюбодейном деянии.
Либеральная школа Гиллеля, напротив, список допустимых поводов для развода постоянно расширяла, включив в него в итоге вздорность (которая определялась тем, слышно ли голос жены в соседнем доме; если слышно — с такой спутницей лучше скорее расстаться) и неумение вести домашнее хозяйство. Здесь главный критерий был прост: кладет ли хозяйка соли в меру, либо пересаливает.
И хотя учения обеих фарисейских школ были объявлены Учителем ложными («...по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь», Марк, 10,5), и нам, добрым христианам, не пристало сомневаться...
Но вот это пересаливание...
Все, молчу, молчу.
Андрей Шухов специально для «Актуальных комментариев».
*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции
25 октября 2023
Анонс
Встреча Путина с главами религиозных конфессий
25 октября президент Путин встретится с
главами различных религиозных конфессий.
КомментарийКомментарий
журналистПавел Пряников
21 июля 2019
Колонки
Код доступа
Елена Кондратьева-Сальгеро о том, как приручают
дьявола мнимой свободой библейских толкований.