Союз обретает фундамент
Итогом переговоров стало подписание Декларации о евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
В Декларации говорится о переходе к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству (ЕЭП). Согласно документу, ЕЭП основано на нормах и принципах ВТО и открыто для присоединения других государств.
Кроме того, Декларация определяет дальнейшие пути интеграционного взаимодействия в формате «тройки». Конечной целью в документе названо создание Евразийского экономического союза.
Подписанный сегодня договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подразумевает наделение этой комиссии функциями по осуществлению руководства интеграционными процессами в формате ТС и ЕЭП. Комиссия должна приступить к работе с 1 января 2012 года.
Кроме того, был подписан регламент работы Евразийской экономической комиссии.
«Планируется наделить ЕЭК функциями по осуществлению руководства интеграционными процессами в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таким образом, эта комиссия в "постсоветской истории" призвана стать наднациональным, нейтральным по отношению к государствам-участникам органом, которому будут постепенно передаваться национальные полномочия», - сообщили ранее в Кремле.
Механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства и подразумевает два уровня - совет и коллегию комиссии. Совет в составе вице-премьеров будет осуществлять общее регулирование интеграционными процессами в Таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве, а в коллегию войдут представители стран в статусе международных независимых чиновников.
Высшим органом для ЕЭК является Высший евразийский экономический совет, который будет собираться на уровне глав правительств и глав государств. «Комиссия руководствуется решениями совета и может быть наделена советом правом подписывать международные договоры и образовывать свои представительства в третьих странах, а также при международных организациях», - сказал собеседник агентства.
Создаваемый Россией, Белоруссией и Казахстаном Евразийский экономический союз избежит тех проблем, с которыми столкнулся Евросоюз, считает президент России Дмитрий Медведев. Об этом он заявил на пресс-конференции после подписания главами трех государств договора о Евразийской экономической комиссии и декларации о Евразийской экономической интеграции, передаёт «Интерфакс».
«Во-первых, мы идем на это сознательно, и мы понимаем, кто интегрируется в наш Евразийский экономический союз и нынешнее экономическое пространство. Это не конгломерат разрозненных стран - будь то страны, использующие евро в качестве средства платежа, или 27 стран Евросоюза. Пока это три страны, у которых была общая история, общее прошлое и которые развиваются по сходному сценарию, потому что мы создаем новую экономику», - отметил Медведев.
«Мы стартуем не с разного уровня, а мы стартуем с приблизительно одной площадки при понимании, конечно, того, что экономика России больше, партнерские экономики поменьше», - подчеркнул глава государства.
«Я не хочу намекать на Европейский союз, но они отчасти купили "кота в мешке". У нас нет этой ситуации. Поэтому, я уверен, что мы создадим прочный, эффективный, хорошо развивающийся экономический союз», - считает президент.
Медведев отметил, что интеграционное объединение, созданное Россией, Белоруссией и Казахстаном, открыто для новых членов. «Интерес к новой интеграционной структуре проявляют и другие партнеры по ЕврАзЭС, по СНГ. Нас это радует. Это доказывает, что тенденция к расширению многостороннего сотрудничества на равноправной основе, взаимовыгодной основе набирает силу», - заявил президент РФ. «Мы, конечно, открыты для всех, кто понимает преимущество объединения наших потенциалов, и мы будем работать над этой задачей», - сказал Медведев.
Однако, по его словам, это не значит, что «любая страна, даже близкая нам и партнерская, может завтра вступить» в Евразийский союз. «Будем действовать аккуратно, с учетом опыта Евросоюза», - подчеркнул Медведев.
Он также отметил, что механизм принятия решений Евразийской экономической комиссией исключает доминирование какой-либо страны над другой. «Это равноправная комиссия. Она будет работать, надеюсь, эффективно, а принципы ее работы - строиться на рыночных, на демократических началах и, надеюсь, будет учитывать лучший мировой интеграционный опыт», - заявил президент.
На пресс-конференции с лидерами Белоруссии и Казахстана Медведев подписал письмо о внесении на ратификацию в Госдуму РФ Договора о Евразийской экономической комиссии, которые сегодня был подписан главами трёх государств в Кремле.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, со своей стороны, высказал убеждение, что создание Евразийского экономического союза не является воссозданием СССР.
«Как можно говорить о реинкарнации СССР? Советский Союз существовал при жесткой командно-административной системе, тотальной государственной собственности на средства производства, коммунистической идее как каркасе. Это какие-то непонятные фантомные страхи наших оппозиционеров или просто врагов, которые не хотят иметь такой интеграции на этой территории», - сказал Назарбаев в Москве на пресс-конференции по итогам подписания документов по созданию Евразийского экономического союза.
Что касается преимуществ нового наднационального союза, Назарбаев считает их очевидными: «Выгода тут очевидная, и можно все объяснить на пальцах».
«Если говорить о фактах, то за один год работы Таможенного союза товарооборот между нашими странами в среднем увеличился на 40%: у нас с Россией - на 57%, а с Белоруссией - в два раза. Ничего подобного никогда не было», - заявил глава Казахстана.
Назарбаев подчеркнул, что в свою очередь, страны Евросоюзашли к созданию наднационального образования десятилетия. «С подписанием сегодняшних документов мы прошли очень сложный путь - пять лет прошло с подписания в Сочи. ЕС шел 40 лет», - отметил президент Казахстана.
Назарбаев повторил, что «пять лет назад мы все запустили процесс создания Таможенного союза». «Но благодаря Вашему личному интересу и личному продвижению в этих вопросах, продвижению законодательных инициатив и договоров и создали Таможенный союз, - сказал глава Казахстана, обращаясь к Медведеву. «Мы все работали для создания Единого экономического пространства, и сегодня мы торжественно объявим о том, что Таможенный союз для всех нас дал огромную пользу», - добавил он.
Он также заявил, что после создания ЕЭП надо активнее использовать в торговле собственные валюты, а не доллар.
«Любая интеграционная идея заключается, прежде всего, в создании общей зоны торговли, потом - ТС, ЕЭП, потом - Экономический союз с выходом на какую-то единицу, в смысле валюты, а потом и на валюту», - считает президент Казахстана.
«Естественно, мы сегодня говорили, не буду скрывать, что сейчас надо переходить на торговлю собственными валютами по крупным позициям товаров, используя казахстанский тенге, российский и белорусский рубль», - сообщил он.
Отметим, что накануне московской встречи президент России высказал мнение, что «у этого Союза будет очень хорошее будущее».
Глава государства подчеркнул, что соглашение является «важным и выстраданным шагом». «Если вы обратили внимание, мы никого не подгоняли, никого не заставляли это делать. Это вызрело и сейчас мы стараемся создать такую рамку нашего сотрудничества на будущее, чтобы она никому не была, во-первых, навязана, чтобы она воспринималась органично, но, в то же время, чтобы она была эффективной», - сказал Дмитрий Медведев.
Он привел в качестве примера Евросоюз, который несколько десятилетий шел к тому состоянию, в котором сейчас находится, подчеркнув, «и мы приблизительно таким путем идем».
По мнению президента, и предстоящее подписание, и соглашение о Таможенном Союзе – «это великое дело». «Но, при этом, мы хотели бы, чтобы каждая страна, которая желает присоединить к Таможенному Союзу или к Единому экономическому пространству, в дальнейшем - к Евразийскому Союзу, делала этот выбор осознанно, чтобы потом никто не говорил, что их загнали под влиянием каких-то экономических аргументов», - сказал Дмитрий Медведев, напомнив о словах, которыми сопровождался распад Советского Союза.
Присоединиться к новому объединению высказала пожелание Киргизия.
«Во внешней политике мы руководствуемся исключительно национальными интересами Кыргызстана. Именно они обуславливают необходимость стратегического партнерства с Россией», - заявил президент страны Алмазбек Атамбаев в интервью газете «Известия».
Он отметил, что Киргизия уже подала заявку на вступление в Таможенный союз. «Сейчас работает комиссия по приему Кыргызстана в это объединение. И будущее нашей страны я вижу уже даже не просто в Таможенном союзе, а в Евразийском, о котором в вашей газете писал Владимир Путин», - сказал Алмазбек Атамбаев.
При этом он подчеркнул, что «восстановить СССР невозможно, Кыргызстан, конечно, останется суверенной страной». «Но мне бы очень хотелось создать единое экономическое пространство с Россией, Казахстаном, Белоруссией, с другими бывшими советскими республиками», - отметил президент.
Он пообещал «сделать из Кыргызстана рай для инвесторов и предпринимателей». «Перед ними будут сняты все препоны: упрощены все налоговые и таможенные процедуры, а самое главное - инвестор больше не будет задаваться вопросом, сколько он должен "дать" руководителям страны для того, чтобы начать работать. Этого больше не будет», - подчеркнул президент.
Говоря о военном сотрудничестве с Россией, Атамбаев напомнил, что рядом с Бишкеком, в городе Кант, находится российская военная база. «И она останется. Более того, на основе тех российских воинских частей, которые уже расположены в Кыргызстане, будет создана единая объединенная российская база», - пообещал киргизский президент.
Председатель Госдумы высказал мнение, что к Евразийскому союзу могли бы присоединиться не только государства, находящиеся на постсоветском пространстве, но и другие страны.
«Не только государства, находящиеся на постсоветском пространстве имеют историческую перспективу войти в Евразийский союз. Я думаю, что это интеграционное сообщество будет максимально привлекательно для многих стран», - заявил Борис Грызлов в среду, подводя итоги «круглого стола» «За Союз!», который прошел в Госдуме с участием депутатов, политологов, постпреда России при НАТО Дмитрий Рогозина, парламентариев из Украины, Белоруссии и представителей других стран, входящих в СНГ.
По словам Бориса Грызлова, мир перестал был однополюсным и сегодня формируется новый полюс – «он уже оформляется, он заметен, он виден и с созданием евразийского пространства он будет абсолютно заметен».
Причем, добавил председатель Госдумы, это будет не «холодный полюс - он будет горячим, эффективно развивающимся и воспринимаемым большинством граждан, которые проживают на этом пространстве».
«В первую очередь - и это самый высокий уровень - речь идет о необходимости экономической, культурной и духовной интеграции», - подчеркнул Борис Грызлов.
Он высказал мнение, что если бы сегодня был проведен референдум, то больше половины его участников высказались бы за интеграцию на основе суверенных государств.
Как добавил Грызлов, за последние 20 лет в странах, находящихся на постсоветском пространстве, произошла своего рода переоценка ценностей, связанных, прежде всего, с единством народов.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в свою очередь отметил, что и в его стране, и в России, и в Казахстане до сих пор есть противники дальнейших интеграционных процессов между этими государствами.
«Что там греха таить: и в Казахстане, и в России, и у нас есть люди, которые рьяно настроены против этого процесса. До сих пор предпринимаются попытки по срыву этого процесса. Понятно, кто стоит за этими людьми, но мы через это перешагнули», - сказал он на пресс-конференции по итогам переговоров.
По словам белорусского лидера, интеграционные процессы между Россией, Казахстаном и Белоруссией не ведут к ущемлению суверенитета какой-либо из стран.
«Мы четко заявили, что мы не теряем никакого суверенитета, никто никого никуда не гонит», - пояснил он.
Он также рассказал, что проект Евразийской экономической интеграции является очень привлекательным и в него хотят вступить другие страны.
«Мы сегодня договорились, что для этих желающих будет выработана определенная "дорожная карта". Прыгаете на этот уровень, через эту планку - приходите, будем сотрудничать», - сказал белорусский президент.
Можно говорить, что создание Евразийского союза входит в активную фазу. Сначала был последовательный план создания Таможенного союза, а потом запуск со следующего года Единого экономического пространства, и вот теперь, следующий шаг, уже выход на некую политическую площадку. Возникнет если не новое союзное государство, то, во всяком случае, какое-то новое объединение трех стран.
Очевидно, что каждый из президентов, которые будут подписывать это соглашение, имеет в виду совершенно определенные для себя выгоды. Для Лукашенко важно, что теперь он, помимо того, что состоит в Союзном государстве с Россией, теперь он еще окажется в другом союзе. И эта еще одна степень защиты на случай, если какие-то еще очень серьезные санкции могут возникнуть со стороны Евросоюза, вообще со стороны Запада, НАТО, США и т.д. Мне кажется, что Лукашенко руководствуется в основном именно этим соображением, для него очень важно, что теперь он обладает какой-то большей степенью защиты, покровительства.
Что касается Назарбаева, то, как мне представляется, для него выгода состоит в том, что Казахстан втягивается в более серьезную экономическую кооперацию. Это, несомненно, создаст выгоды для казахстанской экономики. Но, кроме того, он понимает, что русскоязычное население Казахстана, которое сейчас, в общем, в некоторых случаях испытывает дискомфорт, в таком вот союзном состоянии может почувствовать какое-то облегчение. Может быть, действительно, вот эта напряженность, которая там подспудно существует, она немножечко снизится.
Что же касается позиции России, то понятно, что расширение взаимосвязи с окружающими, с бывшими союзными республиками – это попытка выйти из состояния того одиночества, в котором страна оказалась в девяностые и все еще пребывала в нулевых. Очень важно вокруг себя создавать пояс дружеского благоприятствия. Это дает гарантию того, что напряженность не будет возникать. С другой стороны, будет помогать решать комплексные задачи. Скажем, создание более широкого потребительского рынка, это означает возможность для сбыта для продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства. Это в общем-то, хороший козырь для того, чтобы не выступать один на один с Евросоюзом, потому что это довольно трудная задача и политически, как правило, проигрышная.
То есть, идет борьба, по сути дела, за повторное освоение тех стран и государств на постсоветском пространстве, которые в это прошедшее двадцатилетие не определились, с кем они до конца. И здесь для России, конечно, очень важно не потерять этот момент и на основе этого тройственного союза дальше наращивать усилия. Очевидно, что это, прежде всего, Украина, это пара среднеазиатских республик – Таджикистан, Киргизия, как минимум. А там, глядишь, может быть, удастся продвинуться и дальше, потому что на самом деле, в геополитике вакуума не бывает – если ты не создаешь себе друзей, то друзей будут создавать себе другие. «Не друг, и не враг, а так» – только в личной дружбе бывает. А в политике не друзья очень легко превращаются во врагов. Чтобы не допустить этого, не допустить создания каких-то таких блоков нероссийских, а потом антироссийских, видимо, стратегия такого расширения, восстановления того пространства, в котором довольно длительное время существовала Российская империя, а затем, Советский Союз, конечно, оправдана.
Идея Евразийского союза пока еще нуждается в серьезном обсуждении. Но контуры нашей большой страны предполагают совершение выбора в пользу создания большого геополитического пространства. В свое время было, и остается сегодня выражение - «Загоню за Можай», и оно имеет глубокие корни. В 14-м веке границы Великого княжества московского были таковы, что за Можайском начиналась Литва. В 15-м веке был сделан выбор именно в пользу создания большого геополитического пространства, как способа бытования государства российского.
Континентальная Евразия была и остается сферой влияния России. Характер и интенсивность этого влияния на протяжении нашей истории были различными, менялись, но фактор масштабов нашей страны всегда существенно сказывался на ее глобальной конкурентоспособности. Об этом определенно свидетельствует и опыт Московского государства, и опыт Российской империи. Смуты, ослабления, дезинтеграции всегда были связаны с проблемами конкретной модели государственного устройства, региональной, экономической политики с теми или иными ситуативными кризисами, но не с выбором в пользу большого пространства. Этот выбор был верен, и как мне представляется, абсолютно адекватно и верно то, что сегодня этот выбор призывает нас сделать Владимир Путин.
Крушение СССР - это вопрос о большой стране и большой катастрофе. Это стало крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века. В этом, собственно, Путин и Гайдар сходятся в своих определениях, последствия у этого были от распада власти до распада единого рынка, последствия были беспрецедентными по масштабам, и их влияние мы испытываем до сих пор. Новая большая страна, о которой говорит сегодня российская правящая элита, прежде всего, конечно, Владимир Путин - это большой вызов. Идея Единого экономического пространства, выданная Путиным, это по существу, идея большой страны, построенная на новых началах. Это масштабный вызов и для власти, и для бизнес-элиты, и для всех граждан стран СНГ. Большая страна - это большой рынок.
Исследования различных аналитических центров показывают, что для конкурентоспособности на региональных рынках нужен рынок, примерно, объемом в 500 миллионов человек. У СССР был такой рынок, вместе с Восточным блоком. Сегодня мы имеем Североамериканский рынок примерно такой емкости, мы имеем рынок Евросоюза, примерно такой емкости, и я уже не говорю о емкости рынка Китая и Индии. И сбыт, и внутриотраслевая кооперация при объеме рынка в 140 миллионов человек, а это население России, затруднены, особенно, с учетом гигантских трансакционных издержек. Наши партнеры, от больших Украины и Казахстана до не больших – Узбекистана и Белоруссии заинтересованы во включение в Единое экономическое пространство еще больше, чем Россия, ведь масштабы их экономик еще меньше, чем наша.
Большая страна – это, безусловно, больше ресурсов для развития. Для сравнения: расходы федерального бюджета в России в 2011-м году меньше расходов государственного бюджета СССР 82-го года, примерно в четыре раза. Мы говорим сегодня о долгосрочных инвестициях, о капитальных вложениях, как говорили во времена СССР, ясно, что способности для этого сегодня ниже. И для развития модернизации российскому государству необходимо объединять цели и ресурсы с государствами СНГ, прежде всего, странами Таможенного союза, с лояльными российским интересам, интересам российского бизнеса, странами, такими как, Финляндия, Венгрия, Чехия, Монголия, Вьетнам, Куба, Венесуэла, Болгария.
Ясно, что большая страна будет обладать большим влиянием, и влияние России, как основы Единого экономического пространства будет несопоставимо с нынешним влиянием, оно существенно расшириться. Конечно, в большой стране будет востребована большая партия, и доминирование «Единой России» укрепится, если она будет отражать и интересы стран СНГ. «Единая Россия» может стать магнитом для элит в этом пространстве.
Ну и наконец, безусловно, большая страна - это новое, более широкое поле для диалога. Будет востребован новый интерфейс власти во взаимоотношениях с обществом, новая коммуникация, новые правительственные экспертные группы, поддерживающие и реализующие дезинтеграции, то самое большое правительство, о котором сегодня говорит правящая элита и президент Медведев. Одним словом, большая игра в пространстве большой страны - это перспективная идея. И эта игра - большая работа, которая может стать основой серьезного, долгосрочного, и масштабного, национального проекта.
Данное соглашение по Евразийскому союзу является вполне реалистичным и отвечает требованиям времени. В условиях тотальной турбулентности и политической, и экономической, мне кажется, страны постсоветского пространства должны держаться друг друга и пытаться достигнуть некоторой консолидации и выработать единые позиции в экономике. В перспективе это касается и политики. За счет этого можно достигать успеха, или, по крайней мере, поддерживать стабильность в своих странах, на своих территориях. Это вполне резонно.
С другой стороны, конечно, есть, на мой взгляд, и электоральный аспект, выборный аспект, в сегодняшнем мероприятии. Ни для кого не секрет, что есть определенная ностальгия у граждан России по Советскому Союзу, по единому сильному могучему государству. Я не исключаю, что часть электората увидит в заключении этого соглашения некоторые контуры будущего единого государства. Пока контуры несколько размытые.
Поэтому, как мне кажется, здесь как бы есть в итоге одна субъективная, другая объективная составляющие подписания данного документа.
Что касается возможности ухода от доллара, то сейчас, мне кажется, такой вариант рассматривается практически повсеместно в мире, поскольку Соединенные Штаты Америки явно не справляются и со своим экономическим и финансовым лидерством. Действительно, доллар, несмотря на то, что является единственной мировой резервной валютой, уже сильно потерял в весе. Поэтому все стремятся каким-то образом уйти от него, отвязаться от этого доллара. Другое дело, что пока это, конечно, не так просто сделать. Попытки перейти во взаимодействие между тремя этими странами на рублевый стандарт является по крайней мере такой репетицией в плане отказа от доллара во взаиморасчетах между государствами постсоветского пространства. В принципе, мне кажется эта идея довольно интересной, конструктивной. Но, как говорится, надо посмотреть, что из этого получиться.
Относительно самих интеграционных процессов, нужно отметить, что Россия, Казахстан и Белоруссия из всех государств бывших советских республик являются, наверное, наиболее экономически развитыми и продвинутыми. И в этой ситуации, конечно, их объединение может привести к определенной консолидации усилий в плане развития промышленного потенциала, энергетического взаимодействия.
С другой стороны, как мне кажется, не надо подобно Евросоюзу впадать в такой соблазн расширительства. Здесь, конечно, в этом союзе явно не хватает Украины. Другое дело, что с украинской политической бизнес-элитой будет крайне сложно договориться о таком партнерстве, поскольку они предпочитают достаточно жестко диверсифицировать свои экономические и внешнеполитические связи и предпочитают играть на противоречиях России, США и Евросоюза. И поэтому, добиться от Украины присоединения к этому альянсу будет весьма и весьма непросто. Хотя, конечно, Украина бы здесь смотрелась очень и очень органично. Но я думаю, что и Запад сделает все, чтобы не допустить присоединения Украины к данному партнерству.
Выскажу свое мнение кратко. У меня всего четыре тезиса. Первый, в отношении косовских сербов. Смею напомнить, что до 17-го года Россия являла собой второй в мире центр иммиграции, не эмиграции, а иммиграции после США. К нам переселялись целыми народами: калмыки, буряты, греки и так далее. И понятно, что те, кто плыли в США на «Титанике», они искали понятного языка, понятного вероисповедания, а к нам ехали из Европы и немцы и шотландцы, и удивительно как они сюда доезжали и потом прекрасно себя чувствовали.
Второй тезис. У меня есть книжка Назарбаева «О формировании Евразийского союза государств», 94-ый год. Я напомню, что в те годы вообще никто не обращал на это никакого внимания, все это считалось утопией назарбаевской. И решение о ЕврАзЭС было принято в первый год президентства Путина, в октябре 2000-го года. После октября 2000-го года по 1-ое января 2012-го, когда мы завершаем формирование Единого экономического пространства, мы за 12 лет пройдем этот путь, который Европейский союз прошел за 40 с лишним лет. Я надеюсь, что и в дальнейшем мы будем идти такими же ускоренными темпами, тем более, у нас времени на это отпущено очень немного, по большому счету, всего полтора поколения. 20 лет мы уже прошли, вот у нас есть только ближайшие 5 лет.
Третье замечание. Формирование большой страны не просто отвечает коренным чаяниям народов, на самом деле, оно очень помогает. Во-первых, оно формирует перед нами ту макрозадачу, без которой наши народы, на самом деле, никогда не жили. Не главной задачей для наших стран является задача выиграть там бронзу на чемпионате Европы по футболу. Это мелковатая национальная задача. А вот воссоздание большой страны - это громадная макрозадача, ради которой, я убежден, люди будут работать. И движение по такому пути сглаживает мелкие противоречия, я бы сказал, что лучший способ борьбы, вообще, с национальными конфликтами. В этой связи, особенно поразительно предложение недавнее КПРФ вернуть пятую графу в паспорт, коммунисты как будто вредители какие-то.
Ну, и последнее. Евразийский союз - это очень серьезный вызов, потому что, по большому счету воссоздание или создание Евразийского союза это как лакмусовая бумажка для российской власти. В ближайшие годы мы должны будем знать, что все, что делается в этом направлении для воссоздания большой страны, для воссоздания общих, комфортных условий для проживания наших братских народов, все, что делается в этом направлении - это хорошо, и это есть благо. Все, что делается против - это неправильно. Такой вот критерий эффективности.
В заключение процитирую одного довольно известного человека, который заинтересовавшись историей уже в зрелом возрасте, написал у себя в дневнике следующее: «По сути, вся история России есть история ее движения к единству». Автор этой записи - Александр Сергеевич Пушкин.
В будущем в Евразийский союз могут войти как постсоветские, так и некоторые непостсоветские страны. Но это произойдет не прямо сейчас, - сначала союз должен доказать свою эффективность для его участников.
Когда в странах-участницах Евразийского союза будет рост уровня жизни и начнутся совместные проекты, появится достаточно много желающих присоединиться к проекту. Вступление Турции в Евразийский союз в перспективе будет логично, ведь для нее закрыт Евросоюз.
Если другие страны увидят, что небольшие государства вроде Белоруссии и Казахстана не оказались под политическим доминированием России, а извлекают из союза выгоду, у них будет сильная мотивация вступить в союз.
Интеграция России, Белоруссии и Казахстана в рамках Евразийского союза будет эффективной, политические системы этих стран не сильно отличаются друг от друга. Евразийский союз делался для хозяйствующих субъектов, и эти субъекты вполне могут существовать вне зависимости от политической системы.
Другое дело, что экономические системы России, Белоруссии и Казахстана отличаются сильнее. Но, с другой стороны, и там, и там довольно хорошо представлена и частная, и государственная, и корпоративная собственность. Между ними (экономическими системами – ред.) большой разницы нет.
Президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что надеется, что будут подписаны документы о создании Евразийского союза. Все-таки Медведев сделал оговорку, отметив, что «надеюсь». Это явное указание на то, что до последнего момента какие-то недоговоренности остаются. Не случайно, Кремль хранил в тайне сам факт этой встречи и намеченное подписание документов.
Не могу судить, какие противоречия на данный момент остаются, надеюсь, что подписание случится. Я за создание союзного государства. Понятно, что оно не будет ни формально, ни неформально напоминать Советский Союз, потому что другая эпоха, другие политические режимы, другие взаимоотношения.
Ясно, что на первом этапе это точно будет не политическое образование, а, в первую очередь, экономическое. И только если экономический союз докажет свою эффективность, после этого может пойти речь о создании политических наднациональных органов. Но экономические механизмы должны быть созданы уже в ближайшее время, сразу после подписания этой Декларации. Это все довольно реально.
Объективные предпосылки объединения постсоветского пространства есть. Никакого прямого подчинения непосредственно Москве здесь, безусловно, не возникнет. И в любом случае, каждая из этих стран может в любой момент, если что-то не понравиться, отойти в сторону или повернуть назад. Тем не менее, я надеюсь, что объективные интересы реинтеграции постсоветского пространства приведут к тому, что этот Евразийский союз будет развиваться.
Думаю, что объединение укрепится и через пять-семь лет конституируется окончательно, по крайней мере, на ближайшие полвека.
В рамках формирования Евразийского союза мы должны проработать формулирование и реализацию где-то примерно двадцати, по моим предварительным подсчетам, научно-промышленных программ, которые объединяли бы те государства, которые и входят сейчас уже в Таможенный союз и готовы войти потенциально в Евразийский союз. От информационно-коммуникационных технологий до традиционного машиностроения. И, конечно, сырьевые компоненты нашей экономики должны быть тоже учтены. Но упор должен быть сделан на промышленность наукоемких технологий и промышленность технологий среднего уровня.
Если говорить об оборонном аспекте формирования Евразийского союза, то я думаю, что у нас здесь шансы намного лучше, чем у Европейского союза, который много уже заходов сделал в отношении формирования своей европейской армии, но каждый раз, конечно, наталкивался на позицию НАТО, а фактически, на позицию Соединенных Штатов Америки.
У нас этого фактора нет, и есть, я считаю, что есть очень мощный, крайне важный фактор, который играет всепроникающую роль - это наличие мощного потенциала стратегического ядерного сдерживания у Российской Федерации. И распространение российского ядерного зонтика над всеми желающими странами, которые войдут в Евразийский союз - это очень важный фактор безопасности, не только применительно к предотвращению угрозы большой войны, но и к предотвращению разного рода нежелательных вмешательств, вроде того, что было потенциально возможно в условиях агрессии Саакашвили против Южной Осетии в 2008 году.
Нет никаких сомнений, но есть целый ряд данных, подтверждающих то, что именно наличие ракетно-ядерной мощи у Российской Федерации существенно охладило пыл у тех, кто хотел более резкого вмешательства в это конфликт, конечно, не на стороне России.
Создание Евразийского союза можно рассматривать как важнейший шаг к тому, чтобы его участники были значимым центром современного мира.
В современном мире размер имеет значение, в том числе, размер экономического пространства, единого рынка, возможности защищать свои интересы. Создание Евразийского союза в этом смысле можно рассматривать как важнейший шаг к тому, чтобы все страны, в него входящие, сохраняли возможность быть значимым центром силы современного мира.
Хорошо известно, что самодостаточными являются государственные образования с числом населения минимум 200 млн человек. Это было в Советском союзе. Конечно, такой интегрированный рынок позволит во многом решить проблемы, которые возникли после распада СССР. Тогда по оценке специалистов на 80% наш экономический спад 1990-х годов объяснялся разрывом устоявшихся связей между экономиками бывших союзных республик.
Кроме того, это позволяет укрепить позиции каждой страны на международной арене, где они могут говорить единым голосом. Плюс придаст новый импульса развитию сотрудничества по стратегическим вопросам в оборонной области.
Возможность присоединения других стран к Евразийскому союзу существует. В этом плане я, в первую очередь, рассматриваю Киргизию, Таджикистан и Армению, которые наиболее привержены к реализации этой идеи. Но важнейший вопрос, конечно, в том, будет ли участвовать в этом Украина, которая является второй после России крупнейшей страной СНГ. Если да, то это придаст серьезный вес. Поэтому украинский вопрос в данном контексте я считаю очень важным.
Ближайшим этапом интеграции, который необходимо реализовать, является формирование Единого экономического пространства, где будет единый рынок инвестиций, труда, услуг. И важным шагом именно к этому важнейшему этапу стало создание Евразийской экономической комиссии. Без этого двигаться дальше было бы невозможно. Был учтен неудачный опыт первого создания Таможенного союза, который еще в 90-ых годах начинали создавать, когда как раз отказались от наднациональных органов.
Вот этот момент то, что уже сегодня реализовано одно из практических решений. Я думаю, что это ключевое решение. Следующий рубеж – это вопрос о валютном союзе. Он сегодня возникал в такой форме, пока достаточно предварительной, как аккуратный отказ от долларовых расчетов. Здесь Москва предлагает всегда расчеты в рублях. Но здесь пока не было единой позиции. Ранее Казахстан предлагал сразу ориентироваться на какую-то национальную расчетную единицу, тогда когда Россия предлагает использовать рубль, как уже наиболее сильную валюту стран членов союза, и реализовывать потенциал рубля, как регионально резервную валюту. Я не знаю, снято ли вот это разночтение. Пока, скорее всего – нет, потому что, пока заявление Назарбаева оказалось не использование рубля как расчетной единицы, и отказа от использования долларов. Поэтому, мне кажется, что на данном этапе, создание наднациональной расчетной единицы слишком сложная задача.
Рубль как региональная резервная валюта действительно имеет определенный потенциал роста, и мне кажется, России этот потенциал стоит реализовывать.
Что касается общих амбициозных планов, экономической интеграции, то здесь лидеры государств подписали декларацию о создании в будущем Евразийского экономического союза, чтобы обозначить, в том числе, план более отдаленной интеграции. Так как идея получила поддержку на самом высоком уровне, со стороны Лукашенко, со стороны Назарбаева, ее сразу перевели в более или менее практическую плоскость, в плоскость подписания документов. Это говорит о том что, страны настроены на то сохранение серьезного темпа, который взят. Темп взят действительно хороший, потому что Таможенный союз построили в срок. Есть все шансы и ЕЭП построить и реализовать в срок.
На мой взгляд, интеграция до такого политического сложного рубежа как создание валютного союза, будет развиваться как надо. Удастся ли взять ли этот рубеж политический, сказать сложно.
Создание единой валюты требует и единой финансовой политики, какого-то контроля макроэкономических индикаторов. Как показал опыт Еврозоны, здесь необходим не только валютный союз, но и сразу в той ли иной степени фискальный союз, то есть сближение принципов бюджетной политики на максимально возможный и так далее. И конечно, это вопрос о делегирования части финансовых суверенитетов. Этот комплекс вопросов, он действительно, представляет собой барьер политический, который предстоит взять. Но до вопроса о реальном создании валютного союза еще предстоит дорасти, и на это есть пару лет.
Идея Евразийского союза неразрывно связана с развитием такой структуры как Таможенный союз. И я хотел бы поблагодарить Государственную думу за то, что она своевременно и быстро реагировала на все нормативные проекты, которые принимались у нас в рамках создания Таможенного союза. На сегодняшний день мы завершили эту работу в полном соответствии с планом действий, который был утвержден главами государств-членов Таможенного союза. Наши действия были согласованы с этапами и сроками формирования таможенной территории, которые главы правительств утвердили 9 июня 2009 года.
Сегодня Таможенный союз сформирован. Действует порядка сотни международных договоров, многие из которых, самые значимые, прошли ратификацию в Российском парламенте.
На сегодняшний день комиссии Таможенного союза передан весь комплекс полномочий, который необходим для регулирования общего рынка товаров. Это таможенное регулирование, торговая политика в случае обмена тарифного регулирования, тарифное регулирование в случае внешней торговли, вопросы санитарного, ветеринарного и досанитарного контроля, техническое регулирование, то есть, практически, у нас действует полномасштабная единая таможенная территория, работает без изъятий таможенный кодекс и в настоящий момент мы можем констатировать, что первый на постсоветском пространстве наднациональный институт, Комиссия таможенного союза, успешно работает, приняв уже сегодня более 800 решений, более 400 из которых имеют нормативный характер. Все эти решения действуют на всей территории Таможенного союза.
Должен сказать, что этот опыт работы показал, что интересов у нас больше чем расхождений, я имею в виду государства постсоветского пространства. И об этом говорит тот факт, что практически эти 800 с лишним решений комиссии Таможенного союза приняты консенсусно. У нас действует процедура взвешенного голосования, где Россия имеет 57%, тем не менее, все до одного решения, которые приняты комиссией, приняты единогласно, потому что мы, стремясь найти всегда взаимоприемлемые способы решения тех или иных вопросов торговой политики, находили общность интересов, и эта общность превалировала над частных интересами отдельных государств, отраслей, корпораций и т.д.
Есть первые результаты экономической работы единой таможенной территории. Мы полтора года живем в условиях таможенного оформления во взаимной торговле, а с первого июля живем без таможенных границ. У нас нет уже таможенных постов, нет прочих барьеров на пути движения товаров.
В результате демонтажа этих барьеров мы имеем сегодня рост взаимной торговли между государствами-членами таможенного союза более чем на 40%. Это вдвое опережает темпы роста внешней торговли государств-участников. И надо констатировать, что особенно быстрый, взрывной, можно даже сказать, рост идет, с одной стороны, в приграничной торговле, а с другой стороны, у нас пятикратный рост товарооборота между Белоруссией и Казахстаном. Это говорит о том, что естественным образом наш Таможенный союз создает условия для восстановления тех кооперационных связей, тех взаимоотношений, которые складывались столетиями.
В последние до распада Советского Союза десять лет мы работали как единый народнохозяйственный комплекс, замечу попутно, что развал Советского Союза и возникновение границ в качестве негативного экономического эффекта весило примерно одну треть от падения валового продукта экономической активности, таков был негативный фактор разрыва хозяйственных связей. Сейчас сняты барьеры для восстановления связей, процесс этот идет полным ходом, и мы рассчитываем, что в соответствии с нашими предварительными оценками, этот интеграционный эффект будет усиливаться.
С 1 января мы делаем следующий шаг. Вводится в действие соглашение по Единому экономическому пространству, и наряду с общим рынком товаров у нас начинает работать общий рынок услуг, капитала и трудовых ресурсов. И наши главы государств приняли решение о создании единого Евразийского союза, который предполагает и согласование экономических политик, выработку общей стратегии развития, и вот здесь-то, с точки зрения всех экономических расчетов, и достигается максимальный эффект.
В отсутствие таможенных границ, в отсутствие барьеров и при наличии общей стратегии развития, опираясь на общую ресурсную базу, на общий рынок не только капитала труда и товаров, но и общий рынок природно-ресурсный, общий рынок транспорта и пр., мы имеем возможность поднять экономическую активность примерно в полтора раза и добиться эффекта от интеграции в десятилетней перспективе примерно в размере 15 % от валового продукта.
Многие высказывали сомнения в том, что так быстро может быть создан Таможенный союз, но у меня нет никаких сомнений, что все те планы, которые сейчас намечены по единому экономическому пространству и по Евразийскому союзу, тоже будут выполнены в срок. Это связано с тем, что, есть, во-первых, общность интересов, о которых я уже говорил, во-вторых, уже наработан хороший опыт.
При таких объективных условиях достаточно было политической воли, для того, чтобы главы правительств, главы государств и соответствующие уполномоченные лица сторон, засучив рукава, занялись конструированием и договорно-правовой базы, и механизмов регулирования единой таможенной территории, и делали это очень успешно, дружно и быстро.
В заключение, два слова о наших перспективах интеграции. Она будет углубляться. В рамках создания Евразийского экономического союза будут формироваться институты регулирования союзной территории. По таким тонким вопросам как принятие технических регламентов, на что ушло очень много лет у нас, мы в течение полугода приняли уже девять регламентов, и еще примем столько же до конца года. То есть, выход на наднациональный уровень многие вопросы позволяет ускорять. Потому что работа идет под тройным контролем, и когда интересы работы подсказывают необходимость скорейшего поиска правильных решений, и эти решения принимаются так, как они и должны приниматься.
И Союз будет расширяться. У нас в повестке дня присоединение Киргизии, которая является членом ЕврАзЭс, имеет основания правовые стать членом Таможенного союза, создана рабочая группа. В перспективе, у нас еще член ЕврАзЭс, это Таджикистан имеет возможности присоединиться к Таможенному союзу, но пока не подавал соответствующего заявления. Мы рассчитываем, что другие государства СНГ также присоединятся к этому интеграционному процессу, прежде всего, Украина, с которой нас связывает колоссальная кооперация. Участие Украины имеет очень большое экономическое значение в Таможенном союзе. Честно говоря, мне трудно понять, почему украинское руководство отказывается от таких предложений, которые руководители России сделали, и которые позволят стабилизировать обстановку в этой стране, улучшить платежный баланс на 9 миллиардов долларов, стабилизировать гривну, создать условия для экономического подъема. Ведь в принципе, все локомотивы роста украинской экономики ориентированы на нашу совместную работу. Хочется надеется, что наш совместный опыт, который мы уже приобрели и тот импульс интеграционный, который в этом ядре государств сформировался, будет поддержан и нашими ближайшими соседями.