Комментарий
793 16 октября 2008 23:18

Старые мехи

Интернетизация российского образования и развитие Сети открывают серьёзные перспективы как в плане дистанционного обучения, так и в смысле изменения общей философии средней школы.

Переход отечественного образования на новый уровень не просто возможен, он жизненно необходим. Однако к сожалению, новое вино очень трудно влить в старые мехи, и, по сути, все инновационные сюжеты упираются в непроницаемую стену: в условиях нынешней системы образования де-факто просто некому реализовывать что-то новое.

Очень долгое время за инновации в образовании, да и просто за какое-то движение вперёд выдавалась перелицовка самых разных старых учебников, программ и идей, которые были хороши и интересны и даже работали, но только в то время, когда они и были придуманы. То есть мы берём программу 20-летней давности, каким-то образом её меняем, что-то добавляем, пририсовываем стрелочки и получаем инновацию, за которую отчитываемся перед руководством. К сожалению, это – не инновация, не прорыв, не новые горизонты. Просто попытки – довольно слабые – хоть как-то поспеть за временем.

Нынешний школьный (в вузах ситуация немногим лучше, но она тоже достаточно трудная) преподавательский состав не в состоянии реагировать ни на один из современных вызовов. Люди, пришедшие в образование в каком-нибудь 70-м году (если не раньше), до сих пор меряют мир мерками 70-го года, советской логикой максимальной предсказуемости и понятности ориентиров.

Да, необходима «новая кровь», но вузовская педагогическая подготовка должна быть пересмотрена кардинальным образом, потому что при конкурсе в педвузы 1 человек на место (а то и меньше), учителями берут просто всех подряд, учат кое-как те же самые не очень молодые преподаватели по совсем уж старым учебникам. Трудно надеяться, что выпускник педвуза на выходе получится прекрасным специалистом. С чего бы?

Мы уже столкнулись с очень жестким системные противоречием между фактической возможностью вводить инновации и реальным состоянием дел в школах. Зачастую учителя не занимаются толком ничем, кроме натаскивания на ЕГЭ и составления каких-то кип никому не нужных бумажек, которые они предъявляют как результаты своего труда. Нужно отдавать себе отчет в том, что бумажка - это не результат труда, а просто бумажка.

 

Кроме того, не стоит всерьез думать, что ЕГЭ и переход на Болонскую систему образования - это и есть принципиальные, фундаментальные изменения. Все это - техника, а начинать всегда нужно с размышления о том, кто должен выйти из школы: потом уже и ЕГЭ приложится, если он необходим, и все остальное появится. Но мы так и не знает, зачем человек должен выучиться 9 или 11 классов? Нужен ли он будет после этого обществу, стране, экономике? Если из школы должны выйти просто люди, которые умеют отвечать у доски - это одно. Таких персонажей у нас вполне достаточно: вот только толку с них - никакого. Если из школы должны выйти средние работники каких-то сложных систем, винтики машины – это другое. Но и в винтиках нет особой нужды. Мировой финансовый кризис убедительно доказывает, что машины дают сбой, и поэтому воспитывать и выращивать в школе клерков уже бессмысленно: клерки сейчас стоят первыми на сокращение. Мы должны выпускать прежде всего людей, которые были бы в состоянии нормально социализовываться в меняющемся мире. Меняющийся мир - это не метафора, не пустые слова, а реальность, которая стучится в окно.

Нужно спуститься с небес на землю. Любые инновационные планы должны, прежде всего очень жестко соответствовать реальной школе, тому, что в ней происходит на самом деле. То есть мало нарисовать красивый план. Нужно просто прийти в школу, посмотреть в глаза учителям и детям и понять, как это будет вообще работать. Надо выходить из кабинетов, где на бумаге все уже нарисовано и прекрасно работает, потому что, как знать, может быть, и никаких кабинетов скоро не останется вовсе.


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".