Статья
1890 9 ноября 2017 11:06

Столыпин как основа для нового пантеона

Сегодня в Челябинске торжественно открывают очередной памятник Столыпину. Главный реформатор эпохи последнего российского императора до начала XXI века оставался одним из самых противоречивых деятелей отечественной истории. В советское время о нем было принято рассуждать негативно. Ажиотаж вокруг его фигуры начался около десяти лет назад. Власти нужно было предъявить скрепы, соединяющие нынешнюю страну с дореволюционной политической и культурной традицией. Для решения этой задачи и было решено постепенно возвратить фигуру Столыпина в актуальный идеологический дискурс.
  
«Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

Фраза, которую Столыпин произнес на парламентской трибуне в 1907 году, рассуждая об устройстве быта крестьян, спустя сто лет нашла свое идеальное применение.

В 2003 году «Единая Россия» под редакцией декана философского факультета Санкт-Петербургского университета Юрия Солонина издала трехтомный сборник «Идеи. Люди. Действия». В этом сборнике партия, по сути дела, и обозначила свою идеологию как «либеральный консерватизм». Объясняя, каким должен быть идеальный консерватор, авторы поминали добрым словом Сперанского, Александра III и Столыпина.

В поиске исторического «крючка», за который можно зацепиться в попытках объяснить специфическую комбинацию «либерализм» + «консерватизм» выяснилось, что Столыпин — идеальный прототип.

Историк Дмитрий Орлов, ставший в 2006 году ответственным редактором второго издания сборника уже под измененным названием «Идеи. Лидеры. Действия», кстати, вспомнил цитату про «потрясения» — она отлично легла на тогдашние реалии. В противники России он записал тех, кто с помощью «утопической социальной инженерии», ломает «через колено» сложившиеся институты. Вспоминает он и другую цитату Столыпина, которая исчерпывающе объяснила политические процессы в современной России: «Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружье. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым».

2006-07 годы можно назвать отправной точкой возникновения государственного интереса к Столыпину. Именно тогда партия делала попытки сформулировать собственную идеологию, и именно в фигуре Столыпина нашла искомую историческую почву, от которой стоит отталкиваться.

Примечательно, что Столыпин рассматривался партией власти не только в качестве удобного автора громких цитат, но и в роли реального прототипа идеального деятеля-реформатора. Пока историки спорили о политическом и экономическом наследии реформ Столыпина, политики и властные идеологи «примеряли» его политические лозунги на себя. Надо признать, на новой идеологии «либерального консерватизма» они «сидели» как влитые.

«Имя Россия» и Путин

Для понимания нового значения фигуры Столыпина в идеологическом «иконостасе» важным событием стал телевизионный конкурс «Имя Россия», запущенный в 2008 году. Россиянам предлагалось выбрать самых значимых исторических личностей России. Столыпин занял знаковое второе место, опередив Пушкина, Сталина и даже Петра I. Это как нельзя кстати легитимировало в глазах народа важность его персоны.

В росте популярности Столыпина большую роль сыграл лично Владимир Путин. Президент — один из видных почитателей реформатора. В июле 2011 года, будучи премьером, он лично участвовал в установке закладного камня на месте будущего памятнику Столыпину в Москве у Дома правительства. Тогда же он дал поручение «Сбербанку» открыть счет для сбора средств на памятник и перевел на него свою месячную зарплату. Примечательно, что вторым из переведших деньги среди членов кабинета стал министр финансов Алексей Кудрин.

Путин «благословил» словами Столыпина седьмой созыв Думы на первом ее заседании.

Важным упоминанием реформатора стал Форум сельской интеллигенции в Белгороде в 2011 году. Тогда Путин оправдал Столыпина за жесткую позицию во время восстаний 1905 года, требуя различать «кровь врача» от «крови палача» (тоже цитата Столыпина), отметил важность его роли в экономических преобразованиях и земельной реформе и вспомнил, что благодаря ему Россия вышла на первое место в мире по уровню экономического роста.

Не исключено, что внимание Путина к персоне Столыпина носит и некий личностный фактор. Как известно, Столыпин родился в Дрездене — городе, где российский президент провел значительную часть свой жизни и работы в советский период.

Ореол мученичества, связанный с образом Николая II и его семьи, в последнее время переносится и на Столыпина. Сторонники премьера любят вспоминать о том, что сам реформатор просил «20 спокойных лет на реформы», хотя министру было отведено только пять. Тема убийства Столыпина вообще стала поводом для ожесточенных дискуссий между его противниками и сторонниками. Пока противники вменяли ему в вину репрессии, антисемитизм и печальный итог экономических реформ, сторонники возражали о том, что реформы были брошены на полпути из-за его вероломного убийства, которое не позволило ему завершить начатое. Определенный негативный привкус истории придает тот факт, что «великий реформатор» и «русский патриот» похоронен во враждебном Киеве. В глазах поклонников Столыпина это выглядит недопустимо. Звучат даже версии о его возможном перезахоронении.

Переосмысление наследия

В нулевые наследие Столыпина активно переосмысливалось. В 2006 году организация среднего бизнеса «Деловая Россия», которую тогда возглавлял нынешний бизнес-омбудсмен Борис Титов даже создала «Столыпинский клуб» — своего рода интеллектуальную площадку для российских предпринимателей. Еще раньше по всей России начали появляться памятники реформатору. Список можно продолжать: медаль Столыпина, новые памятники Столыпину, университетская премия ВШЭ имени Столыпина, институты имени Столыпина, мемориальные доски, монеты, марки и т.д.

Сейчас в обществе складывается определенный консенсус по отношению к тому факту, что в советский период идеологизированной коммунистами истории было допущено большое число исторических несправедливостей, когда многие важные деятели были незаслуженно или даже намеренно, как в случае, например, с Александром III, забыты.

Переоценка истории важна не только с точки зрения установления некой фантомной «исторической справедливости», но и по вполне прагматичным политическим мотивам.

В этой связи можно предсказать, что через такую переоценку в ближайшие годы пройдет не только фигура Столыпина и ряда политиков начала XX века, но и некоторых других великих россиян. Власть явно нуждается в новом прочтении исторической преемственности. А в условиях, когда внимание привлекают не тяжелые исторические трактаты, а яркие фигуры, можно предположить, что реабилитация Столыпина станет лишь первым шагом на пути создания нового пантеона российской истории.


Авторы:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".