Комментарий
1591 7 июля 2022 8:59

Стратегии несистемщиков: три способа удержания в повестке

Михаил Карягин политологМихаил Карягин

Михаил Карягин
политологМихаил Карягин
Российская несистемная оппозиция после февральского всплеска интереса к их деятельности сталкивается с падением основных KPI: просмотров, лайков, объемов аудитории, подписанной на каналы. Это вынуждает несистемщиков искать новые форматы и темы, чтобы оставаться в повестке.

Падение показателей

Снижение ключевых показателей эффективности несистемной оппозиции фиксируется на всех платформах. Падение составляет от 2 до 5 раз, если сравнивать данные за март и июнь 2022 года.


В быстрорастущем мессенджере Telegram у несистемщиков наблюдаются проблемы с аудиторией канала Навального*, которая практически вернулась на уровень января 2022. Другие каналы либо падают, либо стагнируют.


Падение показателей эффективности пропагандистской деятельности несистемщиков не было бы столь значимым, если бы они самостоятельно не свели всю свою политическую деятельность до работы в социальных сетях.

Потеря места в повестке для несистемщиков может означать окончательное выпадение из отечественного политического процесса, поэтому они всеми силами пытаются сохранить KPI информационных каналов, используя для этого следующие приемы.

Неполитическая сетка вещания

Главная причина февральского взлета популярности каналов несистемщиков — тема СВО на Украине. Несмотря на то, что, по данным ФОМ, сама тема остается на первом месте по уровню привлекаемого внимания, интенсивность интереса к теме снижается. Форматы подачи информации, которые работали в марте-апреле, вызывают у аудитории отторжение, поэтому продюсеры ФБК** попытались внедрить юмористические рубрики: «А что случилось?» (Александр Долгополов), «Обзор пропаганды» (Антон Пикули), «Зомбоящик» (Илья Шепелин).

С одной стороны, в ФБК** попытались за счет новых ведущих расширить аудиторию, выйдя на молодежь. С другой — намеренно упростить контент, переведя его в развлекательный формат. Юмористический обзор новостей от комика Саши Долгополова — потенциально более виральный контент, чем массивное видео на сложную тему от Леонида Волкова***. Однако за счет таких действий несистемщики все больше деполитизируются, превращаясь из политической организации в медиахолдинг, главная задача которого — не борьба за власть, а показатели удовлетворенности зрителей.

Кликбейт и желтые темы

Заголовки последних выпусков навальнистов показывают, как за счет кликбейтных заголовков продюсеры пытаются удержать аудиторию. «НАТО у границ России», «ЦБ против интересов Россия», «Украина в ЕС», «Навальный среди убийц», «Солдаты без трусов», «Россия — это концлагерь». Каждый из этих примеров либо является дезинформацией (Украина не в ЕС, а на территории Финляндии и Швеции не будет баз НАТО), либо является откровенной желтухой, сошедшей с рекламных баннеров на сомнительных сайтах из нулевых годов.

Желтизна проявляется и в выборе тем. Несистемщики вместо того, чтобы развивать собственную повестку, обсуждают возможных преемников Путина — популярную тему прошлых лет в политических Telegram-каналах.

Даже медиахолдинг в долгосрочной перспективе от такой желтизны проиграет, пусть здесь и сейчас подобные решения дадут какой-то результат.

Конфликты внутри оппозиции

Конфликты в Сети — генераторы дополнительного внимания. Именно поэтому в последнее время прошли дебаты между Владимиром Миловым*** и Максимом Кацем с эмоциональным интро от Максима Миронова. Затем были проведены дебаты между Леонидом Волковым*** и Гарри Каспаровым***. Был инициирован конфликт вокруг инициативы «паспорт хорошего русского» и несколько локальных столкновений между другими несистемщиками.

Эти конфликты, с одной стороны, позволяют несистемщикам заполнить собой часть политической повестки в социальных сетях. Но с другой — создают образ токсичности всего несистемного дискурса. Кроме того, это дополнительный повод для оппонентов указать на недоговороспособность несистемщиков, которые «только и делают, что ругаются друг с другом».

Продержаться до 2024

Из риторики несистемщиков следует, что их главная задача на сегодняшний день — продержаться до президентских выборов, которые воспринимаются ими как окно возможностей. Однако методы, которые они используют для удержания в повестке, во-первых, все равно приводят к оттоку аудитории, во-вторых, снижают общее качество оставшихся сторонников, которые готовы потреблять кликбейтный и желтый контент.

Постепенное снижение интереса к фигуре Навального* и его перевод в колонию строгого режима, который ограничит его возможности по оперативному реагированию на актуальную повестку будут продолжать давить как на самих навальнистов, так и на все движение несистемщиков, а значит они будут вынуждены активнее использовать способы удержания в повестке, описанные выше.

Михаил Карягин, эксперт Центра политической конъюнктуры

* Внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга

** Организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России по решению Мосгорсуда от 09.06.2021

*** Внесены в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента


© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".