Студенты забастовали
В Российском государственном торгово-экономическом университете проходит забастовка, которая объявлена бессрочной.
Студенты выступают против включения их университета в список неэффективных и его реорганизации, сообщают СМИ.
Акция протеста началась накануне. Студенты отказались покинуть здание вуза. Ночью к студентам приехали представители оппозиции - координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, депутаты от партии «Справедливая Россия» Дмитрий Гудков и Илья Пономарев. Они выразили студентам поддержку и пообещали держать ситуацию под контролем.
Уже днем состоялась встреча протестующих с представителями Министерства образования.
«Закончилась встреча со студентами РГТЭУ. Мы пообещали рассмотреть требования студентов РГТЭУ, перепроверить результаты мониторинга», - цитирует «Интерфакс» заявление директора департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики министерства Александра Страдзе.
Он отметил, что министерство намерено принять все возможные меры, чтобы забастовка студентов прекратилась. По словам чиновника, студентам не следует опасаться, что их выгонят на улицу. «Все права студентов обеспечены, они продолжат обучение по тем же направлениям. А студенты, обучающиеся на внебюджетном отделении будут платить те же деньги, что и раньше», - пояснил он.
По его словам, РГТЭУ был отнесен к вузам с признаками неэффективности из-за низкого среднего балла ЕГЭ поступивших студентов и низкого качества научной работы преподавателей.
Однако студенты обещают продолжить забастовку и не допустить реорганизации вуза.
Им даже пообещали встречу с главой ведомства Дмитрием Ливановым, сообщает РБК.
Как сообщает «Коммерсант», до сих пор на входе в вуз висят растяжки с лозунгами: «Вуз не будет молчать», «Владимир Владимирович, помогите спасти образование в РФ». Журналисты обращают внимание на лозунг «Не дадим Ливанову провалить реформу Путина».
Студенты уверены, что рейтинг составлен по непонятным критериям: количеству иностранных студентов и количеству квадратных метров на душу каждого учащегося.
Руководство РГТЭУ не только не препятствует проведению акции студентов, но и поддерживает их. Преподаватели уверены, что мониторинг вузов был лишен прозрачности , к тому же нет четких критериев оценки высших учебных заведений.
Прокомментировала нестандартную ситуацию вице-премьер России Ольга Голодец.
Как сообщают СМИ, она не исключила, что руководство вуза может преследовать свои цели, поддерживая эту акцию.
При этом, по ее словам, к мониторингу эффективности учебных заведений остается много вопросов.
Напомним, недавно Минобрнауки РФ опубликовал результаты мониторинга деятельности негосударственных образовательных учреждений высшего образования в целях оценки эффективности их работы.
Как уточнили в министерстве, в список негосударственных вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности, вошли 41 вуз из 70 (58,57 %) и 55 филиалов из 97 (56,7 %),
Оценка эффективности негосударственных вузов и их филиалов осуществлялась по критериям и пороговым значениям, которые были использованы ранее при проведении мониторинга государственных вузов и филиалов.
В России зарегистрировано 446 негосударственных вузов и 661 филиал негосударственных вузов. Информация о результатах мониторинга публикуется с письменного согласия образовательных учреждений, принявших участие в мониторинге.
Как сообщали «Актуальные комментарии» ранее, 1 ноября Министерство образования и науки на основе мониторинга и анализа данных о деятельности государственных вузов составило список неэффективных учебных заведений. Полные результаты мониторинга были опубликованы на сайте Минобрнауки. В список неэффективных и нуждающихся в реорганизации учебных заведений тогда вошли 136 вузов и 450 филиалов. Всего в мониторинге приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала.
В список неэффективных вошли многие статусные вузы.
Отметим, что в список входили несколько подгрупп.
В первом из них – вузы и филиалы с признаками неэффективности, связанными со спецификой их деятельности. Это в основном архитектурно-художественные, театральные, транспортные вузы и филиалы. Здесь, например, есть Литературный институт имени Горького, МАРХИ и МАМИ. Критерии, по которым проводился мониторинг, не совсем подходят для оценки их работы – например, у таких учебных заведений, как правило, нет масштабных научных исследований и доходов от них. Но дело не в том, что они дают некачественное образование, а в том, что у них иной профиль деятельности.
В другом списке – неэффективные образовательные учреждения, которым предстоит реорганизация. Среди них – 25 вузов и 231 филиал. В Минобрнауки пояснили, что реорганизовывать вузы, вероятно, будут путем присоединения к более сильным. В отношении филиалов будут действовать жестче – их могут закрыть.
Еще один список включает вузы и филиалы, «нуждающиеся в оптимизации деятельности». Для них, говорится в справке Минобрнауки, «до конца текущего года предполагается разработка программ развития, согласованных с учредителем и регионом, и направленных на повышение конкурентоспособности».
Министр образования Дмитрий Ливанов ранее подчеркнул, что необходимо навести порядок в сфере высшего образования.
«Вузы не должны заниматься халтурой. Система образования должна быть больше ориентирована на запросы рынка труда. Сегодня мы проводим мониторинг работы всех государственных вузов с целью выявления признаков неэффективности. Ряд неэффективных вузов необходимо будет оптимизировать. Оценкой эффективности займется межведомственная комиссия, в которую кроме федеральных и региональных органов власти будут входить работодатели, депутаты. Перечень вузов, имеющих признаки неэффективности, будет обсуждаться на заседаниях рабочей группы. По результатам работы группы будет составлен список вузов, неэффективных в силу объективного характера их образовательных программ», - отметил Ливанов.
Мне посчастливилось в течение долгого время преподавать в лучших вузах страны - в Высшей школе экономики, сейчас в МГУ. Понятно, что профессорско-преподавательский и студенческий состав вузов не всегда доволен как фактическим состоянием дел, так и решениями, которые принимаются руководством отрасли.
Серьезные возражения в свое время были в отношении внедрения ЕГЭ, сейчас множество вопросов возникает к системе аттестации вузов. Понятно, что задача непростая. Так как нет четких критериев. Процесс формализации происходит очень сложно.
Ситуация, связанная с мониторингом вузов и дальнейшим принятием решения относительно их эффективности, вызывает обоснованные дискуссии в обществе. Во-первых, не до конца ясны критерии. Во-вторых, мы получаем очень странные результаты.
Например, все архитектурные вузы страны признаны неэффективными. Может, нам вообще архитектура в стране не нужна?
Или другой пример: неэффективным признан вуз, который выпускает специалистов в области жилищного хозяйства. Единственный в этой сфере профильный вуз присоединяется к другому учебному заведению.
Так что во многом нынешняя ситуация в РГТЭУ – ответная реакция на происходящее. Может, выбрана не самая лучшая форма, но по содержанию акция вполне понятна. Студенты возмущены ситуацией скоропалительного решения Министерства образования. Их беспокойство с точки зрения здравого смысла обосновано.
Надеюсь, что Министерство образования обратит внимание на эти сигналы, вернется к методике определения эффективности вузов, и, тем более, не будет принимать скоропалительных решений относительно слияния вузов.